Правила межевания
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила межевания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"5.1.1. Если для городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, включая градостроительные регламенты, а также проекты планировки и межевания территории соответствующего элемента планировочной структуры, то земельные участки предоставляются исключительно на торгах и только для строительства объектов, предусмотренных этими проектами (позиция ВАС РФ) >>>
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Постройка признается самовольной, если установлено, что она имеет хотя бы один признак такой постройки
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФДля признания постройки самовольной достаточно одного из следующих условий: 1) нарушены правила землеотвода для строительства; 2) отсутствуют необходимые разрешения; 3) существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 N 44 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 222 ГК РФДля признания постройки самовольной достаточно одного из следующих условий: 1) нарушены правила землеотвода для строительства; 2) отсутствуют необходимые разрешения; 3) существенно нарушены градостроительные и строительные нормы и правила.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(ред. от 31.07.2025)Статья 5.1. Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"10. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"10. По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)образование земельных участков под строительство линейных объектов федерального, регионального или местного значения производят на основании утвержденного проекта межевания территории. Правило не действует в отношении линейных объектов, для строительства которых не требуется документация по планировке территории (пп. 5 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)образование земельных участков под строительство линейных объектов федерального, регионального или местного значения производят на основании утвержденного проекта межевания территории. Правило не действует в отношении линейных объектов, для строительства которых не требуется документация по планировке территории (пп. 5 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);
Готовое решение: Как отражать в учете расходы на кадастровые работы
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, у продавца необходимость провести межевание и кадастровый учет возникает в случае продажи земельных участков (их частей), учтенных в бухгалтерском учете как объекты ОС.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, у продавца необходимость провести межевание и кадастровый учет возникает в случае продажи земельных участков (их частей), учтенных в бухгалтерском учете как объекты ОС.
Статья: Важность комплексного подхода к реформированию законодательных норм, регулирующих выделение в участки образованных 30 лет назад земельных долей
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Цель статьи - исследовать, в какой мере решение об упразднении невостребованных долей обеспечено действующими правилами межевания выделяемых в счет долей участков. Осуществленная в начале 1990-х годов приватизация сельхозугодий, закрепленных за колхозами и совхозами, привела к формированию общей долевой собственности на эти земли. По истечении 20 лет почти треть этих земель имела статус невостребованных (невостребованные земельные доли). За минувшие 10 лет муниципалитетами проведена значительная работа, и примерно половина таких долей перешла в муниципальную собственность на основании судебных решений. С 2025 г. все остальные невостребованные доли станут муниципальными в силу закона, и в течение года должны быть выделены в участки. Это требует в том числе землеустроительного обеспечения. Осуществленные за последние 20 лет корректировки федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, характеризуются комплексностью. Это относится также и к реализующему соответствующие нормы землеустроительному обеспечению. С 2025 г. вступают в силу принципиально новые положения о статусе невостребованных долей, также требующие землеустроительного обеспечения, однако в этот раз корреспондирующих правок в специальное законодательство не сделано. Предлагается внести соответствующие коррективы в правила выделения упраздняемых невостребованных долей в участки.
(Липски С.А., Румянцев Ф.П.)
("Хозяйство и право", 2024, N 6)Цель статьи - исследовать, в какой мере решение об упразднении невостребованных долей обеспечено действующими правилами межевания выделяемых в счет долей участков. Осуществленная в начале 1990-х годов приватизация сельхозугодий, закрепленных за колхозами и совхозами, привела к формированию общей долевой собственности на эти земли. По истечении 20 лет почти треть этих земель имела статус невостребованных (невостребованные земельные доли). За минувшие 10 лет муниципалитетами проведена значительная работа, и примерно половина таких долей перешла в муниципальную собственность на основании судебных решений. С 2025 г. все остальные невостребованные доли станут муниципальными в силу закона, и в течение года должны быть выделены в участки. Это требует в том числе землеустроительного обеспечения. Осуществленные за последние 20 лет корректировки федерального законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, характеризуются комплексностью. Это относится также и к реализующему соответствующие нормы землеустроительному обеспечению. С 2025 г. вступают в силу принципиально новые положения о статусе невостребованных долей, также требующие землеустроительного обеспечения, однако в этот раз корреспондирующих правок в специальное законодательство не сделано. Предлагается внести соответствующие коррективы в правила выделения упраздняемых невостребованных долей в участки.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> После отпадения архаичных запретов на отчуждение земли для раздела участка требовалось совершение религиозных церемоний, иногда принесения жертвы богам. Но все же решение об отчуждении или разделе могло быть принято, а исполнение требовало привлечения специальных лиц (например, агрименсора). При этом агрименсор, имея гражданский статус, заменил авгуров - лиц священного сана, которые занимались вопросом межевания в период становления римского государства (см.: Кирюшов Д.А. Трактаты Сиккула Флакка и аграрная история архаического Рима // Мнемон. 2015. Вып. 6. С. 251). Есть основания полагать, что и само межевание, его правила основывались на религиозных представлениях, в частности, древнейшей технике центуриации приписывалось божественное происхождение (Грацианский Н.П. Система полей у римлян по трактатам землемеров // Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западно-европейского средневековья: Сб. ст. М., 1960. С. 256).
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)<1> После отпадения архаичных запретов на отчуждение земли для раздела участка требовалось совершение религиозных церемоний, иногда принесения жертвы богам. Но все же решение об отчуждении или разделе могло быть принято, а исполнение требовало привлечения специальных лиц (например, агрименсора). При этом агрименсор, имея гражданский статус, заменил авгуров - лиц священного сана, которые занимались вопросом межевания в период становления римского государства (см.: Кирюшов Д.А. Трактаты Сиккула Флакка и аграрная история архаического Рима // Мнемон. 2015. Вып. 6. С. 251). Есть основания полагать, что и само межевание, его правила основывались на религиозных представлениях, в частности, древнейшей технике центуриации приписывалось божественное происхождение (Грацианский Н.П. Система полей у римлян по трактатам землемеров // Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западно-европейского средневековья: Сб. ст. М., 1960. С. 256).
Статья: "Поместье", "вотчина", "имение", "дача", "земельный участок" в понятийном аппарате законодательных актов XVI - XVIII веков: историко-правовой анализ
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)В дальнейшем введенная терминология использовалась законодателем в межевых узаконениях елизаветинского межевания. Так, в Указе Елизаветы Петровны от февраля 1752 г. <38>, регламентировавшем начало подготовки документов к мероприятиям генерального межевания, законодатель обозначал объекты земельных отношений как "недвижимые имения". Ключевым понятием и термином межевого процесса в Инструкции межевщикам от 1754 г. <39>, главного законодательного акта, регулировавшего проведение земельной реформы Елизаветы Петровны, является термин "дача". Ранее уже отмечалось, что этот термин стал впервые применяться законодателем в серии межевых узаконений (Писцовых наказов XVII в.), а также в Соборном уложении 1649 г. Анализ статей Инструкции межевщикам от 1754 г. позволяет резюмировать, что под термином "дача" законодатель понимал определенное землевладение (земельный участок), принадлежащий конкретному индивиду. Так, в тексте рассматриваемого документа встречается следующая формулировка нормы права о необходимости межевать участок на основании документов на землю: "...при размъреванiи дачъ по крепостямъ наблюдать..." <40>. О рассмотрении споров на землю при межевании сенных покосов и пашни говорилось следующее: "...когда за спорами придется размъривать земли по дачамъ, то сначала намърять пашню и сенные покосы..." <41>. Также в Инструкции межевщикам от 1754 г. законодатель использовал такое словосочетание, как "межеванныя и немежеванныя дачи" <42>, обозначающее землевладения, которые подверглись обмеру (межеванию), и те участки, которые еще не измерялись. Интересна формулировка, применяемая законодателем при регламентации правил межевания и оформления излишней примерной земли, обнаруженной у собственника: "Излишнiя, прiмерныя земли, найденныя въ срединъ дачи, оставлятъ за владъльцемъ..." <43>.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)В дальнейшем введенная терминология использовалась законодателем в межевых узаконениях елизаветинского межевания. Так, в Указе Елизаветы Петровны от февраля 1752 г. <38>, регламентировавшем начало подготовки документов к мероприятиям генерального межевания, законодатель обозначал объекты земельных отношений как "недвижимые имения". Ключевым понятием и термином межевого процесса в Инструкции межевщикам от 1754 г. <39>, главного законодательного акта, регулировавшего проведение земельной реформы Елизаветы Петровны, является термин "дача". Ранее уже отмечалось, что этот термин стал впервые применяться законодателем в серии межевых узаконений (Писцовых наказов XVII в.), а также в Соборном уложении 1649 г. Анализ статей Инструкции межевщикам от 1754 г. позволяет резюмировать, что под термином "дача" законодатель понимал определенное землевладение (земельный участок), принадлежащий конкретному индивиду. Так, в тексте рассматриваемого документа встречается следующая формулировка нормы права о необходимости межевать участок на основании документов на землю: "...при размъреванiи дачъ по крепостямъ наблюдать..." <40>. О рассмотрении споров на землю при межевании сенных покосов и пашни говорилось следующее: "...когда за спорами придется размъривать земли по дачамъ, то сначала намърять пашню и сенные покосы..." <41>. Также в Инструкции межевщикам от 1754 г. законодатель использовал такое словосочетание, как "межеванныя и немежеванныя дачи" <42>, обозначающее землевладения, которые подверглись обмеру (межеванию), и те участки, которые еще не измерялись. Интересна формулировка, применяемая законодателем при регламентации правил межевания и оформления излишней примерной земли, обнаруженной у собственника: "Излишнiя, прiмерныя земли, найденныя въ срединъ дачи, оставлятъ за владъльцемъ..." <43>.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Иными словами, в российском уголовном праве достаточно быстро сформировались нормы, позволявшие преследовать субъектов, посягавших на природные ресурсы из личных или корыстных побуждений. Уже в Русской Правде устанавливалась ответственность за повреждение борти (корыстное имущественное преступление, сопряженное с похищением медосодержащего продукта). Судебник 1497 г. содержал положения о юридических последствиях нарушения правил межевания, что было актуальным для аграрной страны, но с точки зрения охраны экологических интересов общества абсолютно индифферентно. В Судебнике 1550 г. предусматривалась уголовная ответственность за незаконную охоту, однако браконьерство преследовалось не как экологическое преступление, приводящее к истреблению объектов животного мира, а как посягательство на имущественные интересы собственников лесных угодий. Определенные отличия от вышеприведенных средств уголовно-правовой охраны присутствовали в Соборном уложении 1649 г., где, в частности, устанавливались санкции за рубку заповедного леса. При этом остальные его нормы имели выраженную направленность на охрану отношений собственности, хотя сущность посягательства в целом имела экологическую - в современном понимании - составляющую (повреждение лесов путем поджога, порча земли и пр.).
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Иными словами, в российском уголовном праве достаточно быстро сформировались нормы, позволявшие преследовать субъектов, посягавших на природные ресурсы из личных или корыстных побуждений. Уже в Русской Правде устанавливалась ответственность за повреждение борти (корыстное имущественное преступление, сопряженное с похищением медосодержащего продукта). Судебник 1497 г. содержал положения о юридических последствиях нарушения правил межевания, что было актуальным для аграрной страны, но с точки зрения охраны экологических интересов общества абсолютно индифферентно. В Судебнике 1550 г. предусматривалась уголовная ответственность за незаконную охоту, однако браконьерство преследовалось не как экологическое преступление, приводящее к истреблению объектов животного мира, а как посягательство на имущественные интересы собственников лесных угодий. Определенные отличия от вышеприведенных средств уголовно-правовой охраны присутствовали в Соборном уложении 1649 г., где, в частности, устанавливались санкции за рубку заповедного леса. При этом остальные его нормы имели выраженную направленность на охрану отношений собственности, хотя сущность посягательства в целом имела экологическую - в современном понимании - составляющую (повреждение лесов путем поджога, порча земли и пр.).