Права понятого КоАП РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Права понятого КоАП РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.7 "Понятой" КоАП РФ"Ссылка в жалобе на то, что понятые в судебном заседании не допрошены, поводом для удовлетворения жалобы не является, поскольку отсутствие показаний названных лиц на полноту, всесторонность и объективность рассмотрения дела не повлияло. Исходя из положений части 5 статьи 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, опрос понятого является правом, а не обязанностью суда."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.7 "Понятой" КоАП РФ"Отсутствие на видеозаписи момента разъяснения понятым положений статьи 25.7 КоАП РФ не свидетельствуют о допущенных нарушениях предусмотренной законом процедуры, влекущих недопустимость полученных доказательств. Закон не содержит положений, требующих обязательной фиксации момента разъяснения прав на видеозаписи (в том числе с учетом того, что сама видеозапись в данном случае является только дополнительным способом подтверждения соблюдения требований законности процессуальных действий при присутствии в ходе их проведения понятых). В свою очередь, протокол об отстранении от управления транспортным средством, в котором указана информация о присутствии понятых, а также акт освидетельствования содержат прямое указание о том, что понятым разъяснены права, предусмотренные статьей 25.7 КоАП РФ, понятыми данные документы подписаны без замечаний. Не сделаны замечания о неразъяснении прав ни понятыми, ни самим Щ. и в дальнейшем в ходе проведения процессуальных действий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции и особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)С нашей точки зрения, содержание ст. 23.8 КоАП РФ дает понимание, что ДЛТО вправе не только рассматривать дела по указанным статьям, но и возбуждать их.
(Кожуханов Н.М., Пулин А.О.)
("Таможенное дело", 2023, N 4)С нашей точки зрения, содержание ст. 23.8 КоАП РФ дает понимание, что ДЛТО вправе не только рассматривать дела по указанным статьям, но и возбуждать их.
Вопрос: Какая ответственность и в каком случае грозит работодателю при выплате заработной платы один раз в месяц?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Под ненадлежащим оформлением трудового договора в целях применения ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ следует понимать, в частности, включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Под ненадлежащим оформлением трудового договора в целях применения ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ следует понимать, в частности, включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
(ред. от 04.11.2025)4. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).
Форма: Жалоба на не вступившее в силу постановление мирового судьи о назначении административного штрафа по персонифицированному учету (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2025)Жалобу составляйте в произвольной форме, так как утвержденной формы нет. Требований к содержанию жалобы КоАП РФ тоже не предъявляет. Но из нее должно быть понятно, каким образом нарушены ваши права, иначе жалобу вернут (вопрос 17 Обзора ВС РФ, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007).
(КонсультантПлюс, 2025)Жалобу составляйте в произвольной форме, так как утвержденной формы нет. Требований к содержанию жалобы КоАП РФ тоже не предъявляет. Но из нее должно быть понятно, каким образом нарушены ваши права, иначе жалобу вернут (вопрос 17 Обзора ВС РФ, утвержденного Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007).
Статья: Отдельные проблемы, связанные с правом на труд медицинских работников (часть вторая)
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Для однозначного понимания понятия "специальное право", на наш взгляд, логичным было бы дополнить ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <22> ч. 5 в следующей редакции:
(Винокуров В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Для однозначного понимания понятия "специальное право", на наш взгляд, логичным было бы дополнить ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <22> ч. 5 в следующей редакции:
Статья: Отдельные аспекты квалификации самоуправства как административного правонарушения
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2023, N 6)Под самоуправством КоАП РФ в ст. 19.1 понимает самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, которое:
(Седелиус Н.Н.)
("Мировой судья", 2023, N 6)Под самоуправством КоАП РФ в ст. 19.1 понимает самовольное осуществление своего действительного или предполагаемого права, которое:
Статья: Особенности правоприменения по делам о правонарушениях экстремистской направленности
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)5. Санкцией ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена также конфискация предмета административного правонарушения, что не всегда возможно. Например, в случае если запрещенная символика была опубликована в сети Интернет, поскольку предметом является сама эта символика. Противоречащими закону представляются судебные решения, по которым допускается возможность конфискации устройства, с которого был осуществлен выход в сеть Интернет для опубликования символики. По одному из дел суд указал: "Учитывая, что телефон, с которого... размещал вышеуказанные изображения, был утрачен, не имеется оснований для применения дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения" <6>. По другому делу конфискация телефона была произведена <7>. Традиционно в теории права под предметом правонарушения понимают то, на что направлено непосредственное негативное влияние от незаконного посягательства правонарушителя <8>. Применительно же к ст. 20.3 КоАП РФ (так же как и в ст. 20.29 КоАП РФ) телефон/компьютер следует считать не предметом правонарушения, а средством, т.е. тем, с помощью чего совершается правонарушение, что помогает его осуществлению.
(Пошелов П.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)5. Санкцией ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена также конфискация предмета административного правонарушения, что не всегда возможно. Например, в случае если запрещенная символика была опубликована в сети Интернет, поскольку предметом является сама эта символика. Противоречащими закону представляются судебные решения, по которым допускается возможность конфискации устройства, с которого был осуществлен выход в сеть Интернет для опубликования символики. По одному из дел суд указал: "Учитывая, что телефон, с которого... размещал вышеуказанные изображения, был утрачен, не имеется оснований для применения дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения" <6>. По другому делу конфискация телефона была произведена <7>. Традиционно в теории права под предметом правонарушения понимают то, на что направлено непосредственное негативное влияние от незаконного посягательства правонарушителя <8>. Применительно же к ст. 20.3 КоАП РФ (так же как и в ст. 20.29 КоАП РФ) телефон/компьютер следует считать не предметом правонарушения, а средством, т.е. тем, с помощью чего совершается правонарушение, что помогает его осуществлению.
Статья: Условия труда в трудовом договоре с дистанционным работником
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)"Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ)".
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2023, N 5)"Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ)".
Статья: Отличие неустойки, пени и штрафа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В самом общем смысле под штрафом понимается денежное взыскание как наказание за какой-либо проступок. Штраф как правовая категория используется во многих отраслях права. Так, в уголовном праве под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ (ч. 1 ст. 46). Схожее значение имеет административный штраф (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Штраф также является налоговой санкцией в виде денежного взыскания (п. 2 ст. 114 НК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В самом общем смысле под штрафом понимается денежное взыскание как наказание за какой-либо проступок. Штраф как правовая категория используется во многих отраслях права. Так, в уголовном праве под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ (ч. 1 ст. 46). Схожее значение имеет административный штраф (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ). Штраф также является налоговой санкцией в виде денежного взыскания (п. 2 ст. 114 НК РФ).
Статья: Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений
(Ефимов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Исследование различных правовых актов позволяет сделать вывод, что при определении понятия "потребитель" используются локальные дефиниции, разработанные только для конкретных целей и конкретных актов. Представляется, что данный подход к формулировке дефиниций основан на идее деления права на отрасли, в результате чего допускается существование специальных дефиниций в рамках каждой отрасли права (законодательства). В действительности при регулировании конкретного отношения происходит наложение одной "отрасли" на другую, что указывает на условность деления права на отрасли. Множество локальных дефиниций потребителя порождает проблему понимания смысла ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за обман и нарушение иных прав потребителей. Учитывая множество дефиниций потребителя, под потребителем логично было бы понимать любое лицо, которое потребляет благо, однако судебная практика исходит из понимания потребителя по Закону о ЗПП, Федеральному закону о потребительском кредите (займе) <35>.
(Ефимов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Исследование различных правовых актов позволяет сделать вывод, что при определении понятия "потребитель" используются локальные дефиниции, разработанные только для конкретных целей и конкретных актов. Представляется, что данный подход к формулировке дефиниций основан на идее деления права на отрасли, в результате чего допускается существование специальных дефиниций в рамках каждой отрасли права (законодательства). В действительности при регулировании конкретного отношения происходит наложение одной "отрасли" на другую, что указывает на условность деления права на отрасли. Множество локальных дефиниций потребителя порождает проблему понимания смысла ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за обман и нарушение иных прав потребителей. Учитывая множество дефиниций потребителя, под потребителем логично было бы понимать любое лицо, которое потребляет благо, однако судебная практика исходит из понимания потребителя по Закону о ЗПП, Федеральному закону о потребительском кредите (займе) <35>.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение права на образование
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и КоАП РФ законодатель не использует понятийный аппарат, который позволил бы понять, что следует понимать под нарушением или ограничением конституционного права на образование. По мнению Б.М. Яруллина и Р.М. Сахабетдиновой, под указанными действиями следует понимать лишение возможности гражданина получить образование соответствующего уровня в соответствии с установленными стандартами <3>. Согласно толковому словарю слово "нарушать" означает мешать течению чего-либо, не выполнять, не соблюдать что-то установленное <4>.
(Назинцева А.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и КоАП РФ законодатель не использует понятийный аппарат, который позволил бы понять, что следует понимать под нарушением или ограничением конституционного права на образование. По мнению Б.М. Яруллина и Р.М. Сахабетдиновой, под указанными действиями следует понимать лишение возможности гражданина получить образование соответствующего уровня в соответствии с установленными стандартами <3>. Согласно толковому словарю слово "нарушать" означает мешать течению чего-либо, не выполнять, не соблюдать что-то установленное <4>.
Статья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В настоящее время в рамках реформы административного законодательства, вопрос о перспективах института административно-правовой реабилитации активно обсуждается в проекте Процессуального КоАП РФ (Проект "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)). Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее, без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной (Обзор: "Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ" // СПС "КонсультантПлюс").
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В настоящее время в рамках реформы административного законодательства, вопрос о перспективах института административно-правовой реабилитации активно обсуждается в проекте Процессуального КоАП РФ (Проект "Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (подготовлен Минюстом России, ID проекта 02/04/06-20/00102945) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 16.06.2020)). Сейчас в КоАП РФ нет норм о возмещении вреда в связи с незаконным привлечением лица к ответственности. Однако в ГК РФ зафиксированы общие правила об ответственности за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Тем не менее, без специальных положений многие вопросы возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к административной ответственности остаются на усмотрение суда. Поправки о праве на реабилитацию позволят сделать процедуру возмещения вреда более понятной и прозрачной (Обзор: "Минюст представил доработанный проект Процессуального КоАП РФ" // СПС "КонсультантПлюс").
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1. В комментируемой статье, посвященной участию понятых в исполнительном производстве, и следующей за ней статье, определяющей обязанности и права понятых, воспроизведены, но с отдельными изменениями, положения соответственно ст. 39 и 40 Закона 1997 г. об исполнительном производстве. В этих положениях просматривается схожее регулирование с нормами ст. 25.7 КоАП РФ об участии понятых при производстве по делу об административном правонарушении.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1. В комментируемой статье, посвященной участию понятых в исполнительном производстве, и следующей за ней статье, определяющей обязанности и права понятых, воспроизведены, но с отдельными изменениями, положения соответственно ст. 39 и 40 Закона 1997 г. об исполнительном производстве. В этих положениях просматривается схожее регулирование с нормами ст. 25.7 КоАП РФ об участии понятых при производстве по делу об административном правонарушении.