Права педагога в судебном заседании
Подборка наиболее важных документов по запросу Права педагога в судебном заседании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Мнение ребенка при определении его места жительства в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Несовершеннолетние дети, достигшие возраста десяти лет, опрашивались также непосредственно судом в судебном заседании. Такой опрос производился в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога.
(КонсультантПлюс, 2025)Несовершеннолетние дети, достигшие возраста десяти лет, опрашивались также непосредственно судом в судебном заседании. Такой опрос производился в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.07.2023 по делу N 22-5440/2023 (УИД 24RS0033-01-2022-001485-84)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Определяя права педагогического работника, участвующего в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском и административном судопроизводствах, законодатель указывает, что он с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Определяя права педагогического работника, участвующего в допросе несовершеннолетнего свидетеля в гражданском и административном судопроизводствах, законодатель указывает, что он с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
Статья: Спор о лишении родительских прав (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Мнение ребенка может выясняться судом путем его опроса в судебном заседании в присутствии педагога, а также специалистами органа опеки и попечительства, детского учреждения, в котором находится ребенок (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011, раздел "Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав"). Опрос в судебном заседании следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Мнение ребенка может выясняться судом путем его опроса в судебном заседании в присутствии педагога, а также специалистами органа опеки и попечительства, детского учреждения, в котором находится ребенок (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011, раздел "Рассмотрение судами дел о лишении родительских прав"). Опрос в судебном заседании следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10).
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
(ред. от 27.10.2025)3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Мнение ребенка. При рассмотрении дел о лишении родительских прав мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, по вопросу о необходимости лишения его родителей (одного из родителей) родительских прав выяснялось судом как путем его опроса в судебном заседании в присутствии педагога, так и специалистами органа опеки и попечительства, детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)Мнение ребенка. При рассмотрении дел о лишении родительских прав мнение несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, по вопросу о необходимости лишения его родителей (одного из родителей) родительских прав выяснялось судом как путем его опроса в судебном заседании в присутствии педагога, так и специалистами органа опеки и попечительства, детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)4. Процессуальное положение и смысл участия педагога в допросе несовершеннолетнего сродни положению специалиста - его основная задача заключается в том, чтобы помочь суду создать благоприятную психологическую атмосферу официального диалога, т.е. допроса, и получить полные, правдивые и достоверные показания, не травмируя психику подростка. Педагог с разрешения председательствующего в судебном заседании может задавать допрашиваемому вопросы.
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)По данному уголовному делу судом первой инстанции были допущены следующие нарушения уголовно-процессуального законодательства: во-первых, отсутствовала подписка потерпевшего о разъяснении ему требований ст. 307 - 308 УК РФ, хотя согласно протоколу судебного заседания права, обязанности, ответственность ему разъяснялись; во-вторых, при допросе несовершеннолетнего свидетеля, достигшего возраста 9 лет на момент допроса, отсутствовал педагог; в-третьих, допрос несовершеннолетнего свидетеля проводился в отсутствие подсудимого, а в дальнейшем - после допроса лица и приглашения всех участников процесса в зал судебного заседания председательствующий огласил лист беседы, который доказательством в соответствии со ст. 74 УПК РФ не является; в-четвертых, председательствующий нарушил право на защиту подсудимой, поскольку доказательство со стороны защиты не было получено и, соответственно, ему надлежащая оценка не дана; в-пятых, мировой судья указал на рассмотрение данного уголовного дела в особом порядке, хотя фактически судебное заседание проводилось в общем порядке с исследованием всех доказательств.
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9)По данному уголовному делу судом первой инстанции были допущены следующие нарушения уголовно-процессуального законодательства: во-первых, отсутствовала подписка потерпевшего о разъяснении ему требований ст. 307 - 308 УК РФ, хотя согласно протоколу судебного заседания права, обязанности, ответственность ему разъяснялись; во-вторых, при допросе несовершеннолетнего свидетеля, достигшего возраста 9 лет на момент допроса, отсутствовал педагог; в-третьих, допрос несовершеннолетнего свидетеля проводился в отсутствие подсудимого, а в дальнейшем - после допроса лица и приглашения всех участников процесса в зал судебного заседания председательствующий огласил лист беседы, который доказательством в соответствии со ст. 74 УПК РФ не является; в-четвертых, председательствующий нарушил право на защиту подсудимой, поскольку доказательство со стороны защиты не было получено и, соответственно, ему надлежащая оценка не дана; в-пятых, мировой судья указал на рассмотрение данного уголовного дела в особом порядке, хотя фактически судебное заседание проводилось в общем порядке с исследованием всех доказательств.
"Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве"
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)При рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей, необходимо выяснять мнение ребенка непосредственно в судебном заседании, как этого требуют ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка; опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон). Данная правовая позиция нашла подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 37 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". В нем разъяснено, что, исходя из положений ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка, суд может также опросить в судебном заседании ребенка в возрасте младше 10 лет, если придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления.
(7-е издание, дополненное и переработанное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2021)При рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей, необходимо выяснять мнение ребенка непосредственно в судебном заседании, как этого требуют ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка; опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон). Данная правовая позиция нашла подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 37 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей". В нем разъяснено, что, исходя из положений ст. 57 СК РФ и ст. 12 Конвенции о правах ребенка, суд может также опросить в судебном заседании ребенка в возрасте младше 10 лет, если придет к выводу о том, что он способен сформулировать свои взгляды по вопросам, касающимся его усыновления.
"Стадия возбуждения гражданского дела"
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- предложить истцу и ответчику обсудить вопросы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве специалистов инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей), других.
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- предложить истцу и ответчику обсудить вопросы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве специалистов инспекторов по делам несовершеннолетних; специалистов органов управления образованием; специалистов по охране прав детства; педагогов (классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов); врачей (психологов, психиатров, врачей иных специальностей), других.
Статья: Участие педагога в гражданском судопроизводстве России и других стран СНГ
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)3. Права педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего свидетеля. Согласно ч. 1 ст. 188 ГПК РФ специалист привлекается судом для получения консультаций, пояснений и оказания технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). При этом консультации и пояснения специалистов не указаны среди доказательств, перечисленных в ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, а оказываемая ими техническая помощь имеет доказательственное значение лишь в составе протокола судебного заседания или протокола отдельного процессуального действия, в котором участвует специалист.
(Тетюев С.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)3. Права педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего свидетеля. Согласно ч. 1 ст. 188 ГПК РФ специалист привлекается судом для получения консультаций, пояснений и оказания технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества). При этом консультации и пояснения специалистов не указаны среди доказательств, перечисленных в ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, а оказываемая ими техническая помощь имеет доказательственное значение лишь в составе протокола судебного заседания или протокола отдельного процессуального действия, в котором участвует специалист.
Статья: Актуальные проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Следует учитывать, что для любого несовершеннолетнего личное участие в судебном разбирательстве - это психотравмирующая ситуация. Так, например, вызов в судебное заседание несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по делам о лишении родительских прав в силу их специфики может нанести особый вред психике несовершеннолетних <13>. Не случайно Конвенция о правах ребенка устанавливает право ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства не только непосредственно, но и через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ч. 2 ст. 12). Представляется, что в случае, если суд придет к выводу о том, что присутствие в судебном заседании может причинить вред психике ребенка, выяснение мнения несовершеннолетнего должно быть поручено органу опеки и попечительства <14>. Следует согласиться с П.А. Якушевым, что в любом случае избираемый судом способ выявления мнения ребенка должен максимально соответствовать интересам ребенка <15>.
(Ионова Д.Ю., Казиханова С.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 8)Следует учитывать, что для любого несовершеннолетнего личное участие в судебном разбирательстве - это психотравмирующая ситуация. Так, например, вызов в судебное заседание несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по делам о лишении родительских прав в силу их специфики может нанести особый вред психике несовершеннолетних <13>. Не случайно Конвенция о правах ребенка устанавливает право ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства не только непосредственно, но и через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства (ч. 2 ст. 12). Представляется, что в случае, если суд придет к выводу о том, что присутствие в судебном заседании может причинить вред психике ребенка, выяснение мнения несовершеннолетнего должно быть поручено органу опеки и попечительства <14>. Следует согласиться с П.А. Якушевым, что в любом случае избираемый судом способ выявления мнения ребенка должен максимально соответствовать интересам ребенка <15>.
Статья: Дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних допрашиваемых в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 6 марта 2022 года N 38-ФЗ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Участие педагога (психолога) в допросе также должно происходить после разъяснения ему председательствующим его прав, обязанностей и ответственности (п. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ). Участвуя в названном судебном действии, педагог (психолог) должен иметь возможность наблюдать за ходом допроса, слышать показания допрашиваемого и задаваемые свидетелю (потерпевшему) вопросы, с разрешения председательствующего задавать вопросы сам (п. 3 ст. 2 Закона N 38-ФЗ), слышать речь всех других участвующих в судебном действии лиц, делать по поводу произведенных в ходе допроса действий (решений, бездействия) подлежащие занесению в протокол судебного заседания заявления и замечания.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Участие педагога (психолога) в допросе также должно происходить после разъяснения ему председательствующим его прав, обязанностей и ответственности (п. 2 ст. 2 Закона N 38-ФЗ). Участвуя в названном судебном действии, педагог (психолог) должен иметь возможность наблюдать за ходом допроса, слышать показания допрашиваемого и задаваемые свидетелю (потерпевшему) вопросы, с разрешения председательствующего задавать вопросы сам (п. 3 ст. 2 Закона N 38-ФЗ), слышать речь всех других участвующих в судебном действии лиц, делать по поводу произведенных в ходе допроса действий (решений, бездействия) подлежащие занесению в протокол судебного заседания заявления и замечания.
Статья: Осуществление правосудия по гражданским делам в контексте традиционных российских ценностей
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Особую сложность на практике (и в ходе судопроизводства, и в процессе исполнения судебного решения) вызывает такая категория дел, как определение места жительства ребенка. В Постановлении Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (ред. от 26 декабря 2017 г.) отмечается, что при подготовке дел данной категории к судебному разбирательству особое значение имеет определение предмета доказывания. Важно правильно определить обстоятельства, подлежащие доказыванию, в том числе те, которые свидетельствуют о характере взаимоотношений родителей с ребенком, привязанности ребенка к каждому из родителей, личных качеств родителей, возможности создать надлежащие условия воспитания ребенка. Рассмотрение таких дел должно назначаться только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка <17>. Кроме того, в соответствии со ст. 152 ГПК РФ уже в предварительном судебном заседании возможно определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Этот вопрос разрешается с обязательным участием органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. Враждебное состояние родителей по отношению друг к другу не может не сказаться на психике ребенка, в связи с чем роль органов опеки и попечительства, педагога-психолога при рассмотрении таких споров сложно переоценить. В то же время сам по себе судебный процесс, в котором может участвовать ребенок, достигший возраста десяти лет для выявления его мнения, оказывает определенное воздействие на ребенка. И в дальнейшем вынесенное решение не всегда может быть исполнено без травмирования ребенка. В связи с этим наиболее оптимальным и соответствующим традиционным семейным ценностям, а также интересам детей должно являться развитие примирительных процедур. На сегодняшний день институт медиации не получил должного развития, на наш взгляд, в первую очередь вследствие стоимости процедуры. Так, например, стоимость медиации, проводимой АНО "Западно-Сибирским регионального Центра медиации и права" с учетом льготного тарифа социального проекта "Сохраним Семью Сами", по спорам об определения места жительства ребенка, порядка его воспитания составит 15 000 руб. Однако стоит учитывать и дополнительные расходы на процедуры, предшествующие самой медиации (например, проведение предварительных переговоров об участии в процедуре медиации, в том числе направление приглашения к участию в процедуре медиации, составит 7 500 руб.). Таким образом, очевидно, что такие расценки составят значительную сумму для семейного бюджета. В связи с этим, заслуживает поддержки предложение, высказанное рядом авторов, о необходимости проведения бесплатной для сторон процедуры медиации по спорам, связанным с воспитанием детей <18>.
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 6)Особую сложность на практике (и в ходе судопроизводства, и в процессе исполнения судебного решения) вызывает такая категория дел, как определение места жительства ребенка. В Постановлении Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" (ред. от 26 декабря 2017 г.) отмечается, что при подготовке дел данной категории к судебному разбирательству особое значение имеет определение предмета доказывания. Важно правильно определить обстоятельства, подлежащие доказыванию, в том числе те, которые свидетельствуют о характере взаимоотношений родителей с ребенком, привязанности ребенка к каждому из родителей, личных качеств родителей, возможности создать надлежащие условия воспитания ребенка. Рассмотрение таких дел должно назначаться только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в установленном порядке актов обследования условий жизни лиц, претендующих на воспитание ребенка <17>. Кроме того, в соответствии со ст. 152 ГПК РФ уже в предварительном судебном заседании возможно определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения. Этот вопрос разрешается с обязательным участием органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. Враждебное состояние родителей по отношению друг к другу не может не сказаться на психике ребенка, в связи с чем роль органов опеки и попечительства, педагога-психолога при рассмотрении таких споров сложно переоценить. В то же время сам по себе судебный процесс, в котором может участвовать ребенок, достигший возраста десяти лет для выявления его мнения, оказывает определенное воздействие на ребенка. И в дальнейшем вынесенное решение не всегда может быть исполнено без травмирования ребенка. В связи с этим наиболее оптимальным и соответствующим традиционным семейным ценностям, а также интересам детей должно являться развитие примирительных процедур. На сегодняшний день институт медиации не получил должного развития, на наш взгляд, в первую очередь вследствие стоимости процедуры. Так, например, стоимость медиации, проводимой АНО "Западно-Сибирским регионального Центра медиации и права" с учетом льготного тарифа социального проекта "Сохраним Семью Сами", по спорам об определения места жительства ребенка, порядка его воспитания составит 15 000 руб. Однако стоит учитывать и дополнительные расходы на процедуры, предшествующие самой медиации (например, проведение предварительных переговоров об участии в процедуре медиации, в том числе направление приглашения к участию в процедуре медиации, составит 7 500 руб.). Таким образом, очевидно, что такие расценки составят значительную сумму для семейного бюджета. В связи с этим, заслуживает поддержки предложение, высказанное рядом авторов, о необходимости проведения бесплатной для сторон процедуры медиации по спорам, связанным с воспитанием детей <18>.
Статья: Процессуальные последствия наводящих вопросов в уголовном судопроизводстве
(Стойко Н.Г., Баянов А.И., Назаров А.Д., Шагинян А.С., Смирнова И.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 2)Заданный наводящий вопрос подлежит отведению дознавателем, следователем (далее - следователь) при производстве следственных действий и отклоняется председательствующим в процессе допроса подсудимого (ч. 1 ст. 275 УПК) и при предъявлении для опознания в суде (ст. 289 УПК). Использование законодателем в текстах ст. 190 и 275 УПК разных слов ("отведены" и "отклоняется") не меняет содержания обозначаемых с их помощью действий, так как глаголы "отвести" и "отклонить" могут быть заменены общим глаголом "предотвратить" и рассматриваются в качестве синонимов (Евгеньева, 1977, 416). Предотвращение ответа на заданный наводящий вопрос является процессуальной обязанностью следователя и председательствующего в судебном заседании. Согласно УПК, при проведении следственных действий, кроме следователя, правом задавать вопросы обладают защитник (ч. 2 ст. 53), специалист (п. 2 ч. 3 ст. 58), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), педагог (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст. 425), психолог (ч. 5 ст. 425), лица, между которыми проводится очная ставка (ч. 2 ст. 192). Кроме председательствующего, в судебном разбирательстве правом на постановку вопросов могут воспользоваться присяжные заседатели (п. 1 ч. 1 ст. 333), стороны защиты и обвинения (ч. 1 ст. 275, ч. 3 ст. 278), законный представитель потерпевшего и свидетеля (ч. 4 ст. 280), педагог (ч. 2 ст. 280), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), подсудимый (ч. 6 ст. 280, ч. 4 ст. 275). Все перечисленные субъекты, кроме переводчика, могут задавать вопросы с разрешения следователя и председательствующего. Исключение для переводчика связано с назначением задаваемых вопросов, которые направлены только на обеспечение точности перевода, а не на выяснение обстоятельств уголовного дела.
(Стойко Н.Г., Баянов А.И., Назаров А.Д., Шагинян А.С., Смирнова И.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2025, N 2)Заданный наводящий вопрос подлежит отведению дознавателем, следователем (далее - следователь) при производстве следственных действий и отклоняется председательствующим в процессе допроса подсудимого (ч. 1 ст. 275 УПК) и при предъявлении для опознания в суде (ст. 289 УПК). Использование законодателем в текстах ст. 190 и 275 УПК разных слов ("отведены" и "отклоняется") не меняет содержания обозначаемых с их помощью действий, так как глаголы "отвести" и "отклонить" могут быть заменены общим глаголом "предотвратить" и рассматриваются в качестве синонимов (Евгеньева, 1977, 416). Предотвращение ответа на заданный наводящий вопрос является процессуальной обязанностью следователя и председательствующего в судебном заседании. Согласно УПК, при проведении следственных действий, кроме следователя, правом задавать вопросы обладают защитник (ч. 2 ст. 53), специалист (п. 2 ч. 3 ст. 58), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), педагог (ч. 3 ст. 280, ч. 5 ст. 425), психолог (ч. 5 ст. 425), лица, между которыми проводится очная ставка (ч. 2 ст. 192). Кроме председательствующего, в судебном разбирательстве правом на постановку вопросов могут воспользоваться присяжные заседатели (п. 1 ч. 1 ст. 333), стороны защиты и обвинения (ч. 1 ст. 275, ч. 3 ст. 278), законный представитель потерпевшего и свидетеля (ч. 4 ст. 280), педагог (ч. 2 ст. 280), переводчик (п. 1 ч. 3 ст. 59), подсудимый (ч. 6 ст. 280, ч. 4 ст. 275). Все перечисленные субъекты, кроме переводчика, могут задавать вопросы с разрешения следователя и председательствующего. Исключение для переводчика связано с назначением задаваемых вопросов, которые направлены только на обеспечение точности перевода, а не на выяснение обстоятельств уголовного дела.
Статья: Основные черты и источники информации о деятельности судов Советского государства в 1917 - 1927 годах
(Сенников Э.С.)
("Российский судья", 2024, NN 6, 7)Отдельные моменты судебных заседаний были сфотографированы, засняты сотрудниками Наркомата образования и транслировались в кинотеатрах еще до завершения процесса <8>.
(Сенников Э.С.)
("Российский судья", 2024, NN 6, 7)Отдельные моменты судебных заседаний были сфотографированы, засняты сотрудниками Наркомата образования и транслировались в кинотеатрах еще до завершения процесса <8>.