Права на рекламный ролик
Подборка наиболее важных документов по запросу Права на рекламный ролик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2024 по делу N А74-2192/2024
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех возможных мер для предотвращения совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено. Доводы общества о том, что с 01.10.2024 года спорные рекламные ролики не транслируются по телевидению, не свидетельствуют о принятии обществом всех возможных мер для предотвращения совершения правонарушения. Трансляция была прекращена после обнаружения данного нарушения. В свою очередь, сам по себе факт привлечения к ответственности виновного должностного лица не может являться достаточным основанием для произвольного освобождения юридических лиц от административной ответственности, поскольку обратное будет способствовать злоупотреблению правом со стороны указанных лиц и их безосновательному уходу от административной ответственности за допущенное правонарушение.
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех возможных мер для предотвращения совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено. Доводы общества о том, что с 01.10.2024 года спорные рекламные ролики не транслируются по телевидению, не свидетельствуют о принятии обществом всех возможных мер для предотвращения совершения правонарушения. Трансляция была прекращена после обнаружения данного нарушения. В свою очередь, сам по себе факт привлечения к ответственности виновного должностного лица не может являться достаточным основанием для произвольного освобождения юридических лиц от административной ответственности, поскольку обратное будет способствовать злоупотреблению правом со стороны указанных лиц и их безосновательному уходу от административной ответственности за допущенное правонарушение.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разрешение споров, связанных с защитой исключительных прав в творческой среде
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 1)Компания заказала создание визуальной рекламы - видеоролика или дизайн-макета. Можно ли считать, что правовые риски отсутствуют, если производитель рекламы передает заказчику исключительное право на соответствующий результат? Увы, для полного соблюдения авторских прав этого недостаточно. Необходимо отдельно проверить отсутствие рисков нарушения личных неимущественных прав автора дизайн-макета, автора фотографии (если в состав дизайн-макета включено фото), а если речь идет о рекламном ролике - автора сценария, режиссера, артиста и т.д. В рамках рекламной деятельности компании юристам иногда приходится заниматься оформлением авторских прав на рекламные ролики, дизайн-макеты рекламных материалов, фотографии, которые используются в рекламе, и т.д. Тем, кто сталкивается с этой тематикой впервые, может показаться, что достаточно оформить договор о передаче либо исключительного права в полном объеме на соответствующий результат интеллектуальной деятельности, либо права его использования. На самом деле есть еще один аспект, который очень важно не упустить. А именно: личные неимущественные права автора и исполнителя, которые, в отличие от имущественного исключительного права, неотчуждаемы и непередаваемы. Если не уделить личным неимущественным правам авторов и исполнителей должного внимания, компания может столкнуться с неожиданными проблемами в области авторского права.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<50> Заметим, что АС Северо-Кавказского округа (Постановление от 09.03.2021 N Ф08-1296/2021 по делу N А20-1193/2020) пришел к выводу, что затраты на оплату изготовления и проката рекламных роликов в торговых залах определенной торговой сети могут быть отнесены к расходам на наружную рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли без ограничений. Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)<50> Заметим, что АС Северо-Кавказского округа (Постановление от 09.03.2021 N Ф08-1296/2021 по делу N А20-1193/2020) пришел к выводу, что затраты на оплату изготовления и проката рекламных роликов в торговых залах определенной торговой сети могут быть отнесены к расходам на наружную рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли без ограничений. Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
Нормативные акты
<Письмо> Минобрнауки РФ от 25.06.2007 N АФ-226/06
"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
(вместе с "Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации")на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
"Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних"
(вместе с "Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации")на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
Статья: Размещение рекламы в 2023 году
(Козырева А.М.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Если учреждение заказывает РИД у организации (рекламного агентства, телестудии и т.д.) или автора и получает исключительные права на него по договору, это учитывается так:
(Козырева А.М.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 23-24)Если учреждение заказывает РИД у организации (рекламного агентства, телестудии и т.д.) или автора и получает исключительные права на него по договору, это учитывается так:
Статья: Заглаживание причиненного вреда как условие освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим или назначением судебного штрафа
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Вернемся к вопросу об освобождении от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия на примере дела Т. Представляется, что если бы Т., например, перечислил денежные средства в фонд, занимающийся профилактикой незаконного оборота оружия, или создал рекламный ролик, разъясняющий опасность таких преступлений, то эти действия можно было бы признать заглаживающими вред, причиненный в сфере незаконного оборота оружия. Высокая социальная опасность преступлений против общественной безопасности обусловлена тем, что они угрожают неприкосновенности жизни и здоровья широкого круга лиц и правоохраняемых интересов <27>.
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Вернемся к вопросу об освобождении от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия на примере дела Т. Представляется, что если бы Т., например, перечислил денежные средства в фонд, занимающийся профилактикой незаконного оборота оружия, или создал рекламный ролик, разъясняющий опасность таких преступлений, то эти действия можно было бы признать заглаживающими вред, причиненный в сфере незаконного оборота оружия. Высокая социальная опасность преступлений против общественной безопасности обусловлена тем, что они угрожают неприкосновенности жизни и здоровья широкого круга лиц и правоохраняемых интересов <27>.
"Физические лица как субъекты российского гражданского права: монография"
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Признаком личных неимущественных благ и прав на эти блага часто называют их неотчуждаемый характер. Однако в литературе по этому поводу высказываются определенные сомнения, при этом отмечается, что некоторые нематериальные блага в какой-то степени могут быть отделены от личности. Среди сделок по ограничению собственных личных нематериальных благ выделяют: разрешение создать псевдоним на основе принадлежащего гражданину имени (абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ); согласие зарегистрировать товарный знак, тождественный имени лица, известного в Российской Федерации на день подачи заявки (подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ); согласие на изъятие органов, тканей, клеток человека и др. <1>. Приводят пример, когда для создания рекламы используется не только изображение известного актера или спортсмена, но также его слова, начертание или произнесение его имени во время рекламного ролика. В таких случаях участник съемок на возмездных условиях разрешает производителю рекламы использовать одновременно несколько отражений его личности: имя, изображение, голос и др. Согласно п. 4 ст. 19 ГК РФ имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах. Из подобных норм некоторые выводят оборотоспособность имени и других нематериальных благ <2>. Применительно к оборотоспособности имени Э.П. Гаврилов высказывает сомнение в обоснованности такого подхода. Он отмечает, что "норма вводит в гражданское законодательство новый объект - обозначение гражданина, сходное (полностью или частично) с его именем. Как правило, это обозначение лишь частично повторяет имя человека (либо только собственное имя гражданина, либо лишь его фамилию). Это не имя гражданина, а некий символ, который иногда представляет собой и известный псевдоним известного гражданина" <3>.
(отв. ред. Н.В. Козлова, С.Ю. Филиппова)
("Статут", 2022)Признаком личных неимущественных благ и прав на эти блага часто называют их неотчуждаемый характер. Однако в литературе по этому поводу высказываются определенные сомнения, при этом отмечается, что некоторые нематериальные блага в какой-то степени могут быть отделены от личности. Среди сделок по ограничению собственных личных нематериальных благ выделяют: разрешение создать псевдоним на основе принадлежащего гражданину имени (абз. 2 п. 4 ст. 19 ГК РФ); согласие зарегистрировать товарный знак, тождественный имени лица, известного в Российской Федерации на день подачи заявки (подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ); согласие на изъятие органов, тканей, клеток человека и др. <1>. Приводят пример, когда для создания рекламы используется не только изображение известного актера или спортсмена, но также его слова, начертание или произнесение его имени во время рекламного ролика. В таких случаях участник съемок на возмездных условиях разрешает производителю рекламы использовать одновременно несколько отражений его личности: имя, изображение, голос и др. Согласно п. 4 ст. 19 ГК РФ имя физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой, предпринимательской или иной экономической деятельности способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах. Из подобных норм некоторые выводят оборотоспособность имени и других нематериальных благ <2>. Применительно к оборотоспособности имени Э.П. Гаврилов высказывает сомнение в обоснованности такого подхода. Он отмечает, что "норма вводит в гражданское законодательство новый объект - обозначение гражданина, сходное (полностью или частично) с его именем. Как правило, это обозначение лишь частично повторяет имя человека (либо только собственное имя гражданина, либо лишь его фамилию). Это не имя гражданина, а некий символ, который иногда представляет собой и известный псевдоним известного гражданина" <3>.
Статья: Правовой режим цветового товарного знака
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В отношении уже упомянутого ранее товарного знака, права на который принадлежат Owens-Corning Fiberglas Technology Inc., - розового цвета, компанией осуществлялся интенсивный маркетинг, что подтверждалось материалами дела <12>. Правообладатель не только выпускал рекламные ролики, статьи и лозунги с ведущим розовым цветом, но и предлагал целевой аудитории приобрести розовые рекламные товары, такие как кофейные кружки и мягкие игрушки. Расходы на рекламную кампанию превысили 42 000 000 долларов США. В результате розовый цвет стал ассоциироваться у потребителей стекловолокна именно с данным производителем, отграничивая его товары от товаров конкурентов, и таким образом получил второе значение - такое содержание, которое со всей очевидностью свидетельствует о происхождении товара из одного и того же источника.
(Емкужева А.В.)
("Цивилист", 2023, N 4)В отношении уже упомянутого ранее товарного знака, права на который принадлежат Owens-Corning Fiberglas Technology Inc., - розового цвета, компанией осуществлялся интенсивный маркетинг, что подтверждалось материалами дела <12>. Правообладатель не только выпускал рекламные ролики, статьи и лозунги с ведущим розовым цветом, но и предлагал целевой аудитории приобрести розовые рекламные товары, такие как кофейные кружки и мягкие игрушки. Расходы на рекламную кампанию превысили 42 000 000 долларов США. В результате розовый цвет стал ассоциироваться у потребителей стекловолокна именно с данным производителем, отграничивая его товары от товаров конкурентов, и таким образом получил второе значение - такое содержание, которое со всей очевидностью свидетельствует о происхождении товара из одного и того же источника.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Иногда услуга носит такой характер, что для ее исполнения не требуется взаимодействие с заказчиком (например, проведение рекламной акции). Исполнитель, получив от заказчика просьбу прекратить оказание услуги по проведению рекламной акции, при наличии в договоре условия о запрете на отказ от договора может ее проигнорировать, продолжить исполнять свои обязательства и далее предъявить заказчику счет на оплату согласно условиям договора. Насколько это нормально в такой ситуации, вопрос спорный. Если заказчик больше не нуждается в рекламе, но рекламное агентство продолжает завешивать город билбордами и крутить ролики в Интернете, вместо того чтобы согласиться на расторжение и предъявить заказчику все убытки, эквивалентные позитивному договорному интересу, такое поведение заказчика может показаться недобросовестным. В целом, видимо, к этой категории услуг следует относиться в ракурсе допустимости блокирования общего правила о праве на произвольный отказ так же, как и к предыдущей категории. В контексте услуг обоих типов уместно единое решение. Если применительно к первой категории мы занимаем позицию об императивности, то и в отношении второй подход должен быть, видимо, такой же.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Иногда услуга носит такой характер, что для ее исполнения не требуется взаимодействие с заказчиком (например, проведение рекламной акции). Исполнитель, получив от заказчика просьбу прекратить оказание услуги по проведению рекламной акции, при наличии в договоре условия о запрете на отказ от договора может ее проигнорировать, продолжить исполнять свои обязательства и далее предъявить заказчику счет на оплату согласно условиям договора. Насколько это нормально в такой ситуации, вопрос спорный. Если заказчик больше не нуждается в рекламе, но рекламное агентство продолжает завешивать город билбордами и крутить ролики в Интернете, вместо того чтобы согласиться на расторжение и предъявить заказчику все убытки, эквивалентные позитивному договорному интересу, такое поведение заказчика может показаться недобросовестным. В целом, видимо, к этой категории услуг следует относиться в ракурсе допустимости блокирования общего правила о праве на произвольный отказ так же, как и к предыдущей категории. В контексте услуг обоих типов уместно единое решение. Если применительно к первой категории мы занимаем позицию об императивности, то и в отношении второй подход должен быть, видимо, такой же.
Статья: Что написано пером, то исправлено судом. Дело о ректификации договора. Комментарий к решению Апелляционного суда Англии и Уэльса от 31 июля 2019 года по делу FSHC Group Holdings Ltd v. Glas Trust Corporation Ltd (Rev. 1) [2019] EWCA Civ. 1361
(Тай Ю.В., Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Но в отношении института обязательственного права Великобритании, о котором пойдет речь дальше, такое предупреждение и оговорку надо сделать многократно, причем в такой форме, чтобы никто не смог этого не заметить. Обычно рекламные ролики, где демонстрируются опасные трюки, сопровождаются оговоркой: "Трюки исполняются профессиональными каскадерами, ни в коем случае не пытайтесь повторить!" Даже для британских юристов институт ректификации является не только сложным и проблемным, но и до конца не решенным, а кроме того, таящим в себе слишком большие риски.
(Тай Ю.В., Будылин С.Л.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)Но в отношении института обязательственного права Великобритании, о котором пойдет речь дальше, такое предупреждение и оговорку надо сделать многократно, причем в такой форме, чтобы никто не смог этого не заметить. Обычно рекламные ролики, где демонстрируются опасные трюки, сопровождаются оговоркой: "Трюки исполняются профессиональными каскадерами, ни в коем случае не пытайтесь повторить!" Даже для британских юристов институт ректификации является не только сложным и проблемным, но и до конца не решенным, а кроме того, таящим в себе слишком большие риски.
"Упрощенка: доходы минус расходы"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<**> Заметим, что АС Северо-Кавказского округа (Постановление от 09.03.2021 N Ф08-1296/2021 по делу N А20-1193/2020) пришел к выводу, что затраты на оплату изготовления и проката рекламных роликов в торговых залах определенной торговой сети могут быть отнесены к расходам на наружную рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли без ограничений. Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)<**> Заметим, что АС Северо-Кавказского округа (Постановление от 09.03.2021 N Ф08-1296/2021 по делу N А20-1193/2020) пришел к выводу, что затраты на оплату изготовления и проката рекламных роликов в торговых залах определенной торговой сети могут быть отнесены к расходам на наружную рекламу, которые принимаются в целях налогообложения прибыли без ограничений. Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Позиция суда: то обстоятельство, что соответствующие мониторы, на которых транслировались рекламные ролики продукции общества, расположены непосредственно в торговых залах, а не снаружи магазинов, не может лишать налогоплательщика права на полное принятие соответствующих расходов для целей налогообложения налогом на прибыль.
Вопрос: Организация заказала для рекламного ролика аранжировку музыки из известного фильма. В договоре оказания услуг указано, что аранжировщик получил согласие автора. Могут ли исключить из расходов в целях налога на прибыль затраты на аранжировку, если аранжировщик не получил это согласие?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация для рекламного ролика заказала аранжировку музыки из известного фильма. В договоре оказания услуг указано, что аранжировщик получил согласие автора. Надо ли организации требовать подтверждения от аранжировщика? Будут ли риски у организации, если выяснится, что аранжировщик не получил согласие автора музыки? Могут ли исключить из расходов в целях налога на прибыль затраты на аранжировку?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация для рекламного ролика заказала аранжировку музыки из известного фильма. В договоре оказания услуг указано, что аранжировщик получил согласие автора. Надо ли организации требовать подтверждения от аранжировщика? Будут ли риски у организации, если выяснится, что аранжировщик не получил согласие автора музыки? Могут ли исключить из расходов в целях налога на прибыль затраты на аранжировку?
Статья: Актуальные нативные инструменты бренд-коммуникаций
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Рекламисты все чаще используют цифровизацию даже самых традиционных форматов рекламы. Можно упомянуть хотя бы programmatic-продажи уличных LED-билбордов, на которых показывается ролик продукта, снятый определенным образом под ту целевую аудиторию, которая в данный момент преобладает в пределах видимости щита. И эта сделка рекламораспространителя и рекламодателя реализуется через аукцион в реальном времени за доли секунды, чтобы пешеход или автомобилист не смог пропустить видеоролик. Нативная реклама также стала очень похожа на контент, поэтому общества защиты прав потребителей озаботились вопросом, способны ли покупатели отличать рекламу от другого контента.
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Рекламисты все чаще используют цифровизацию даже самых традиционных форматов рекламы. Можно упомянуть хотя бы programmatic-продажи уличных LED-билбордов, на которых показывается ролик продукта, снятый определенным образом под ту целевую аудиторию, которая в данный момент преобладает в пределах видимости щита. И эта сделка рекламораспространителя и рекламодателя реализуется через аукцион в реальном времени за доли секунды, чтобы пешеход или автомобилист не смог пропустить видеоролик. Нативная реклама также стала очень похожа на контент, поэтому общества защиты прав потребителей озаботились вопросом, способны ли покупатели отличать рекламу от другого контента.