Права и обязанности сторон по 44 фз
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности сторон по 44 фз (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2025 N 13АП-38106/2024 по делу N А56-33955/2024
Категория спора: Возмездное оказание услуг для государственных нужд.
Требования исполнителя: Об обязании заключить дополнительное соглашение.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие правовых оснований по возмещению ответчику стоимости коммунальных услуг, фактически потребленных при оказании услуг по организации питания в учреждении на основании заключенного в соответствии контракта, поскольку, по мнению истца, функция по организации питания обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, а затраты на коммунальные услуги и содержание объектов недвижимого имущества изначально заложены при расчете размера финансового обеспечения государственного задания.
Решение: Отказано.С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение в контракт условия о возмещении истцом стоимости коммунальных услуг, исходя из фактически потребленного истцом энергоресурса за пользование помещением, предоставленным на условиях безвозмездной ссуды, учитывая, что оплата фактически потребленных ресурсов является обязанностью именно истца как фактического пользователя помещения, не нарушает положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ, а не свидетельствует о несправедливом распределении прав и обязанностей сторон спорного контракта.
Категория спора: Возмездное оказание услуг для государственных нужд.
Требования исполнителя: Об обязании заключить дополнительное соглашение.
Обстоятельства: Истец ссылается на отсутствие правовых оснований по возмещению ответчику стоимости коммунальных услуг, фактически потребленных при оказании услуг по организации питания в учреждении на основании заключенного в соответствии контракта, поскольку, по мнению истца, функция по организации питания обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, а затраты на коммунальные услуги и содержание объектов недвижимого имущества изначально заложены при расчете размера финансового обеспечения государственного задания.
Решение: Отказано.С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение в контракт условия о возмещении истцом стоимости коммунальных услуг, исходя из фактически потребленного истцом энергоресурса за пользование помещением, предоставленным на условиях безвозмездной ссуды, учитывая, что оплата фактически потребленных ресурсов является обязанностью именно истца как фактического пользователя помещения, не нарушает положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ, а не свидетельствует о несправедливом распределении прав и обязанностей сторон спорного контракта.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды земельного участка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Действующее земельное законодательство не исключает присоединение к договору аренды земельного участка, предполагающему множественность лиц на стороне арендатора, на условиях, отличных от первоначальной редакции в части обязанностей, возлагаемых на конкретного арендатора..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Действующее земельное законодательство не исключает присоединение к договору аренды земельного участка, предполагающему множественность лиц на стороне арендатора, на условиях, отличных от первоначальной редакции в части обязанностей, возлагаемых на конкретного арендатора..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, допускается. Увеличение цены контракта пропорционально увеличенному объему работ является правом, а не обязанностью сторон (п. п. 1.2, 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Да, допускается. Увеличение цены контракта пропорционально увеличенному объему работ является правом, а не обязанностью сторон (п. п. 1.2, 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: Какие особенности учесть заказчику при заключении офсетного контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Офсетный контракт можно заключить для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ. Особенности проведения совместного электронного конкурса и заключения такого контракта предусмотрены в ч. 4 ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ. В частности, он проводится на основании соглашения между субъектами РФ, в котором определяются в том числе организатор закупки, права, обязанности и ответственность сторон соглашения, порядок рассмотрения споров (п. 1 ч. 4 ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Офсетный контракт можно заключить для обеспечения нужд двух и более субъектов РФ. Особенности проведения совместного электронного конкурса и заключения такого контракта предусмотрены в ч. 4 ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ. В частности, он проводится на основании соглашения между субъектами РФ, в котором определяются в том числе организатор закупки, права, обязанности и ответственность сторон соглашения, порядок рассмотрения споров (п. 1 ч. 4 ст. 111.4 Закона N 44-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения, порядок рассмотрения споров;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)4) права, обязанности и ответственность сторон соглашения, порядок рассмотрения споров;
Статья: И снова о закупках жилья на вторичном рынке
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Пример аргументации. Участником закупки, т.е. лицом, получившим аккредитацию на основании положений ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, является сторона контракта (продавец). Именно она (сторона контракта) имеет все права и обязанности и несет ответственность.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 11)Пример аргументации. Участником закупки, т.е. лицом, получившим аккредитацию на основании положений ст. 24.2 Закона N 44-ФЗ, является сторона контракта (продавец). Именно она (сторона контракта) имеет все права и обязанности и несет ответственность.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)Так, Закон N 44-ФЗ предусматривает, что в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения в контракт могут быть внесены изменения в части замены стороны на соответствующего правопреемника. Сам контракт при этом остается действующим (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Так, Закон N 44-ФЗ предусматривает, что в случае его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения в контракт могут быть внесены изменения в части замены стороны на соответствующего правопреемника. Сам контракт при этом остается действующим (ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Заключен государственный контракт на выполнение работ. Подрядчик заключил договор субподряда. Подрядчик не может оплатить работу субподрядчика. При этом у субподрядчика есть денежные обязательства перед подрядчиком по другому договору. Могут ли подрядчик и субподрядчик зачесть свои встречные требования?
(Консультация эксперта, 2025)Закон N 44-ФЗ не содержит конкретных норм, регулирующих отношения в рамках договоров субподряда. Если контрактом не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работу лично, он вправе привлекать субподрядчиков (Письмо Минфина России от 12.03.2020 N 24-01-08/18895).
(Консультация эксперта, 2025)Закон N 44-ФЗ не содержит конкретных норм, регулирующих отношения в рамках договоров субподряда. Если контрактом не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работу лично, он вправе привлекать субподрядчиков (Письмо Минфина России от 12.03.2020 N 24-01-08/18895).
Статья: Правовая природа смарт-контракта
(Матвеева Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Специальные договорные конструкции - это правовые феномены, применение которых налагает на стороны законодательно установленные дополнительные обязанности или предоставляющие сторонам дополнительные права. Так, например, при заключении публичного договора в силу положений закона у обязанной стороны исключается право отказа от заключения договора и возникают обязанности установить для всех контрагентов равные цены. При заключении договора присоединения закон предоставляет присоединившейся стороне право требовать расторжения или изменения договора в случае выявления дискриминации. При заключении рамочного договора законом устанавливается порядок исполнения договора, предоставляющий сторонам право конкретизации условий, а в отсутствие такой конкретизации устанавливается, что применению подлежат общие условия. При заключении государственного (муниципального) контракта Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регламентируется порядок размещения заказа, необходимость применения мер обеспечения, ответственности и т.д. При заключении энергосервисного контракта Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются дополнительные существенные условия договора относительно срока его действия и условия о величине экономии энергоресурсов. При заключении абонентского договора ГК РФ установлена обязанность абонента по внесению платежей без увязки с объемом полученного исполнения и т.д.
(Матвеева Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Специальные договорные конструкции - это правовые феномены, применение которых налагает на стороны законодательно установленные дополнительные обязанности или предоставляющие сторонам дополнительные права. Так, например, при заключении публичного договора в силу положений закона у обязанной стороны исключается право отказа от заключения договора и возникают обязанности установить для всех контрагентов равные цены. При заключении договора присоединения закон предоставляет присоединившейся стороне право требовать расторжения или изменения договора в случае выявления дискриминации. При заключении рамочного договора законом устанавливается порядок исполнения договора, предоставляющий сторонам право конкретизации условий, а в отсутствие такой конкретизации устанавливается, что применению подлежат общие условия. При заключении государственного (муниципального) контракта Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регламентируется порядок размещения заказа, необходимость применения мер обеспечения, ответственности и т.д. При заключении энергосервисного контракта Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливаются дополнительные существенные условия договора относительно срока его действия и условия о величине экономии энергоресурсов. При заключении абонентского договора ГК РФ установлена обязанность абонента по внесению платежей без увязки с объемом полученного исполнения и т.д.
Статья: Документальное оформление и учет операций по централизованному снабжению
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Частью 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений применяются положения данного Закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Частью 11 ст. 26 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений применяются положения данного Закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями.
Статья: Односторонний отказ от исполнения контракта и ведение претензионной переписки
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)<6> За исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что коррелирует с позицией контрольного органа, изложенной в письме ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15: включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.
(Блинцов Д.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 2)<6> За исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона N 44-ФЗ, что коррелирует с позицией контрольного органа, изложенной в письме ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15: включение поставщика (исполнителя, подрядчика) в РНП в ходе исполнения контракта не влияет на права и обязанности по уже заключенным и исполненным государственным (муниципальным) контрактам и не является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта со стороны заказчика.
"Предпринимательское право: проблемы теории и правоприменения: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели Закона N 223-ФЗ, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах оснований для вывода о нарушении публичных интересов незаключением сторонами спора договора не имеется;
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2022)- поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит норм о явно выраженном законодательном запрете, аналогичном запрету, изложенному в ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ, исходя из цели Закона N 223-ФЗ, принципов закупочной деятельности, гражданско-правового характера этих отношений, при установленных по делу обстоятельствах оснований для вывода о нарушении публичных интересов незаключением сторонами спора договора не имеется;
Статья: Пределы личного исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Так называемого транзита обязанности личного исполнения от подрядчика к субподрядчику не происходит, поскольку п. 1 ст. 706 ГК РФ прямо предусматривает, что такая обязанность может вытекать из закона или договора. Из закона она не вытекает, и из чужого обязательства тоже, так как на основании п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц) <10>.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 3)Так называемого транзита обязанности личного исполнения от подрядчика к субподрядчику не происходит, поскольку п. 1 ст. 706 ГК РФ прямо предусматривает, что такая обязанность может вытекать из закона или договора. Из закона она не вытекает, и из чужого обязательства тоже, так как на основании п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц) <10>.
Статья: Ответственность государственного заказчика и поставщика при исполнении государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)При заключении государственных и муниципальных контрактов предполагается обязательная дополнительная ответственность, которая ложится на заказчиков и поставщиков. В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 34) заказчик обязан предусмотреть в контракте взаимную ответственность сторон договора за нарушение условий контракта (просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых обязательств). В таких случаях в контракте предусматривается право "поставщика (подрядчика, исполнителя) потребовать с заказчика уплату неустоек (штрафов, пеней)", в то же время для заказчика в отношении нерадивого поставщика устанавливается обязанность требовать уплатить неустойку (штраф, пеню) <8>.
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)При заключении государственных и муниципальных контрактов предполагается обязательная дополнительная ответственность, которая ложится на заказчиков и поставщиков. В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 34) заказчик обязан предусмотреть в контракте взаимную ответственность сторон договора за нарушение условий контракта (просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых обязательств). В таких случаях в контракте предусматривается право "поставщика (подрядчика, исполнителя) потребовать с заказчика уплату неустоек (штрафов, пеней)", в то же время для заказчика в отношении нерадивого поставщика устанавливается обязанность требовать уплатить неустойку (штраф, пеню) <8>.
Готовое решение: Как учреждению учитывать получение субсидии на капитальные вложения
(КонсультантПлюс, 2025)положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;
(КонсультантПлюс, 2025)положения, устанавливающие права и обязанности сторон соглашения о предоставлении субсидии и порядок их взаимодействия при реализации указанного соглашения;