Права и обязанности потерпевшего коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Права и обязанности потерпевшего коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Разъяснение прав по КоАП РФ (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно абзацу второму пункта 18 [Постановления - ред.] Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5) нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы...
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно абзацу второму пункта 18 [Постановления - ред.] Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 5) нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 25.2 "Потерпевший" КоАП РФ"По смыслу положений статьи 25.2, части 2 статьи 28.2 КоАП РФ физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. Именно с этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают процессуальные права и обязанности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретическое осмысление и практическая реализация административной ответственности за побои
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)6. Разъяснить потерпевшему его права и обязанности (ст. 51 Конституции РФ, 25.2 КоАП РФ), получить объяснение в порядке ст. 26.3 КоАП РФ об обстоятельствах получения им телесных повреждений и нравственных страданий.
(Водяная М.Ю., Ляшук А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 6)6. Разъяснить потерпевшему его права и обязанности (ст. 51 Конституции РФ, 25.2 КоАП РФ), получить объяснение в порядке ст. 26.3 КоАП РФ об обстоятельствах получения им телесных повреждений и нравственных страданий.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
(ред. от 04.11.2025)4. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении представляемых ими лиц.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2021 N 6
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, в частности, позволяющие отграничить его от деяния, содержащего признаки преступления, а также информацию о возбуждении исполнительного производства и об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, в том числе характеризующие его личность и необходимые для назначения конкретного вида административного наказания с учетом требований закона (статьи 3.5, 3.9, 3.13, 4.1 - 4.3 КоАП РФ), сведения о потерпевшем и о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей (части 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
"О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей"Ввиду сокращенных сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории материалы, поступившие в суд, должны содержать исчерпывающие и непротиворечивые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, в частности, позволяющие отграничить его от деяния, содержащего признаки преступления, а также информацию о возбуждении исполнительного производства и об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов, данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, в том числе характеризующие его личность и необходимые для назначения конкретного вида административного наказания с учетом требований закона (статьи 3.5, 3.9, 3.13, 4.1 - 4.3 КоАП РФ), сведения о потерпевшем и о разъяснении участникам производства по делу об административном правонарушении их прав и обязанностей (части 2, 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Вынесение определения (постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ признается в качестве одного из моментов, свидетельствующих о возбуждении дела об административном правонарушении, что означает официальное начало применения формализованных процедур производства, регламентированных КоАП РФ. Неслучайно при вынесении соответствующего определения (постановления) участникам производства по делу подлежат разъяснению их права и обязанности, о чем делается запись в этом документе, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (согласно требованиям ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Вынесение определения (постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в п. 4 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ признается в качестве одного из моментов, свидетельствующих о возбуждении дела об административном правонарушении, что означает официальное начало применения формализованных процедур производства, регламентированных КоАП РФ. Неслучайно при вынесении соответствующего определения (постановления) участникам производства по делу подлежат разъяснению их права и обязанности, о чем делается запись в этом документе, копия которого в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (согласно требованиям ч. 3 и 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ).
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Анализируя многообразие судебной практики, эксперты обращают внимание на то, что земельные правонарушения с учетом своей правовой специфики, совмещающей режим охраны права собственности на землю и охрану земли как природного объекта, урегулированы главой 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности" и главой 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <7>. Особенности земельных правонарушений не должны приводить к умалению прав и обязанностей органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе при осуществлении муниципального земельного контроля.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Анализируя многообразие судебной практики, эксперты обращают внимание на то, что земельные правонарушения с учетом своей правовой специфики, совмещающей режим охраны права собственности на землю и охрану земли как природного объекта, урегулированы главой 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности" и главой 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" <7>. Особенности земельных правонарушений не должны приводить к умалению прав и обязанностей органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе при осуществлении муниципального земельного контроля.
Статья: Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Однако появление самостоятельного Процессуального КоАП РФ будет иметь смысл лишь тогда, когда все материальные вопросы административной ответственности получат в нем детальное процессуальное сопровождение, подробно регламентирующее все стадии производства по делам об административных правонарушениях на основе обеспечения справедливого баланса прав и обязанностей лиц, привлекаемых к ответственности, адвокатов (защитников), потерпевших, свидетелей и иных его субъектов. Это чрезвычайно важно, так как в рассматриваемой сфере правового регулирования инерционно сохраняется упрощенный взгляд на необходимость развернутого процессуального оформления динамики административно-деликтных отношений, в том числе применительно к судебным процедурам производства по делам об административных правонарушениях.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Однако появление самостоятельного Процессуального КоАП РФ будет иметь смысл лишь тогда, когда все материальные вопросы административной ответственности получат в нем детальное процессуальное сопровождение, подробно регламентирующее все стадии производства по делам об административных правонарушениях на основе обеспечения справедливого баланса прав и обязанностей лиц, привлекаемых к ответственности, адвокатов (защитников), потерпевших, свидетелей и иных его субъектов. Это чрезвычайно важно, так как в рассматриваемой сфере правового регулирования инерционно сохраняется упрощенный взгляд на необходимость развернутого процессуального оформления динамики административно-деликтных отношений, в том числе применительно к судебным процедурам производства по делам об административных правонарушениях.
Статья: Восстановление гражданских прав в административном порядке
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Для понимания восстановления гражданских прав в административном порядке имеет значение исследование его соотношения с понятием административно-правовой ответственности. Обладая государственно-принудительным характером, государственным и общественным осуждением, дополнительным обременением для правонарушителя, административная ответственность в одних случаях связана с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя административного спора (ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ), потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ), в других - с применением штрафных санкций в отношении административного ответчика (статьи 122, 123 КАС РФ), лица, виновного в совершении правонарушения (ст. 25.1 КоАП РФ).
(Степин А.Б.)
("Современное право", 2021, N 11)Для понимания восстановления гражданских прав в административном порядке имеет значение исследование его соотношения с понятием административно-правовой ответственности. Обладая государственно-принудительным характером, государственным и общественным осуждением, дополнительным обременением для правонарушителя, административная ответственность в одних случаях связана с возложением обязанности по устранению допущенных нарушений прав заявителя административного спора (ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ), потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ), в других - с применением штрафных санкций в отношении административного ответчика (статьи 122, 123 КАС РФ), лица, виновного в совершении правонарушения (ст. 25.1 КоАП РФ).
Статья: Доказательства по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).
Статья: Деятельность следователя по применению меры принуждения в виде денежного взыскания к участникам уголовного судопроизводства
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)Права и обязанности участников уголовного судопроизводства, заинтересованных в исходе дела и вовлекаемых в уголовное судопроизводство, определены положениями, закрепленными в уголовно-процессуальном законе (главы 6, 7, 8 УПК РФ). Вследствие этого взаимоотношения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, с участниками уголовного судопроизводства (потерпевшим, свидетелем, понятыми, специалистом, подозреваемым, обвиняемым и другими) регулируются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а не положениями КоАП РФ. Совершенно конкретно законодатель высказался в ч. 1 ст. 11 УПК РФ: "Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав".
(Есина А.С., Макеева Н.В., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 3)Права и обязанности участников уголовного судопроизводства, заинтересованных в исходе дела и вовлекаемых в уголовное судопроизводство, определены положениями, закрепленными в уголовно-процессуальном законе (главы 6, 7, 8 УПК РФ). Вследствие этого взаимоотношения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, с участниками уголовного судопроизводства (потерпевшим, свидетелем, понятыми, специалистом, подозреваемым, обвиняемым и другими) регулируются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а не положениями КоАП РФ. Совершенно конкретно законодатель высказался в ч. 1 ст. 11 УПК РФ: "Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав".
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).
Готовое решение: Как назначается экспертиза по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)В определении также должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В определении также должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей, предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ).
"Право наследования в гражданском праве России: монография"
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)Право наследования взаимодействует и с иными отраслями права и законодательства. Например, в нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ <1> определены права и обязанности, которые могут принадлежать наследнику в связи со смертью потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого), предусмотрен объем и порядок возмещения вреда в связи со смертью реабилитированного гражданина. Нормы Кодекса административного судопроизводства РФ <2> и Кодекса РФ об административных правонарушениях <3> определяют условия процессуального правопреемства в случае смерти гражданина как стороны спорного правоотношения.
(Ходырева Е.А.)
("Статут", 2022)Право наследования взаимодействует и с иными отраслями права и законодательства. Например, в нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ <1> определены права и обязанности, которые могут принадлежать наследнику в связи со смертью потерпевшего или подозреваемого (обвиняемого), предусмотрен объем и порядок возмещения вреда в связи со смертью реабилитированного гражданина. Нормы Кодекса административного судопроизводства РФ <2> и Кодекса РФ об административных правонарушениях <3> определяют условия процессуального правопреемства в случае смерти гражданина как стороны спорного правоотношения.
Статья: Отдельные вопросы прокурорского надзора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)В связи с изложенным прокурору при осуществлении надзора необходимо пресекать незаконные действия должностных лиц по прекращению производства по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП без разрешения вопроса о виновности лица в совершении правонарушения, в том числе в целях защиты прав потерпевших по делу об административном правонарушении.
(Шонин И.Г.)
("Законность", 2022, N 7)В связи с изложенным прокурору при осуществлении надзора необходимо пресекать незаконные действия должностных лиц по прекращению производства по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП без разрешения вопроса о виновности лица в совершении правонарушения, в том числе в целях защиты прав потерпевших по делу об административном правонарушении.