Пп 4 п 2 ст 358
Подборка наиболее важных документов по запросу Пп 4 п 2 ст 358 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортный налог: Налоговый орган исчислил (доначислил) транспортный налог, признав незаконным применение освобождения, установленного для перевозчиков
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, ст. 632, гл. 40 ГК РФ, гл. XI, XIII КВВТ РФ, гл. XV Воздушного кодекса РФ, гл. X КТМ РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, ст. 632, гл. 40 ГК РФ, гл. XI, XIII КВВТ РФ, гл. XV Воздушного кодекса РФ, гл. X КТМ РФ
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 358 "Объект налогообложения" главы 28 "Транспортный налог" НК РФ"В данном случае при установлении налоговой льготы по транспортному налогу, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 НК РФ, законодатель исходил из необходимости исключения из числа объектов налогообложения пассажирских и грузовых речных, морских судов в том случае, если осуществление соответствующих пассажирских и (или) грузовых перевозок является основным видом деятельности предпринимателя, в собственности которого находятся транспортные средства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О применении льготы по транспортному налогу: общий и частные случаи
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Вправе ли унитарные предприятия, бюджетные учреждения рассчитывать на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, если основной вид их деятельности не связан с осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок? Зависит ли применение льготы по транспортному налогу от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, а также от доли доходов от перевозок?
(Карпова Е.В.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)Вправе ли унитарные предприятия, бюджетные учреждения рассчитывать на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога по пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ, если основной вид их деятельности не связан с осуществлением пассажирских и (или) грузовых перевозок? Зависит ли применение льготы по транспортному налогу от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, а также от доли доходов от перевозок?
Ситуация: Кто является плательщиком транспортного налога?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ);
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 21.02.2023 N БВ-4-7/2101
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>8. Условиями применения льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности. Иных критериев, определяющих основания для применения рассматриваемой льготы, в том числе связанных с использованием пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов только в коммерческой (приносящей доход) деятельности, осуществлением с их использованием исключительно регулярных перевозок, достижением определенного объема дохода и (или) соотношения видов полученных доходов, данная норма не предусматривает.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>8. Условиями применения льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов налогоплательщику; осуществление пассажирских и грузовых перевозок с их использованием в качестве основного (базового) вида деятельности. Иных критериев, определяющих основания для применения рассматриваемой льготы, в том числе связанных с использованием пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов только в коммерческой (приносящей доход) деятельности, осуществлением с их использованием исключительно регулярных перевозок, достижением определенного объема дохода и (или) соотношения видов полученных доходов, данная норма не предусматривает.
<Письмо> ФНС России от 09.01.2025 N СД-4-21/45@
"О формировании (актуализации) сведений в АИС "Налог-3" о транспортных средствах, объектах недвижимого имущества, земельных участках, не признаваемых объектами налогообложения для налогового периода 2024 года"
(вместе с "Методическими рекомендациями по актуализации сведений о транспортных средствах, не признаваемых объектами налогообложения согласно пункту 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации", "Методическими рекомендациями по актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, не признаваемых объектами налогообложения согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации", "Методическими рекомендациями по актуализации сведений о земельных участках, не признаваемых объектами налогообложения согласно пункту 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации")3) для реализации подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации - "не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок":
"О формировании (актуализации) сведений в АИС "Налог-3" о транспортных средствах, объектах недвижимого имущества, земельных участках, не признаваемых объектами налогообложения для налогового периода 2024 года"
(вместе с "Методическими рекомендациями по актуализации сведений о транспортных средствах, не признаваемых объектами налогообложения согласно пункту 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации", "Методическими рекомендациями по актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, не признаваемых объектами налогообложения согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации", "Методическими рекомендациями по актуализации сведений о земельных участках, не признаваемых объектами налогообложения согласно пункту 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации")3) для реализации подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации - "не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок":
Статья: Некоторые современные тенденции правового регулирования налоговых льгот и преференций по налогу на имущество организаций в Налоговом кодексе Российской Федерации
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Соответственно, для полноценного рассмотрения правового регулирования налоговых льгот и преференций <14> требуется выйти за рамки одной статьи НК РФ, а именно ст. 381. Так, в качестве необходимых примеров следует проанализировать те изменения, которые за период с начала 2022 г. до сегодняшнего дня были внесены в п. 1.2 ст. 373 НК РФ и п. 4 ст. 374 НК РФ. Вывод о допустимости наличия взаимосвязи положений двух указанных статей НК РФ с тематикой налоговых льгот и преференций по конкретному рассматриваемому налогу, помимо прочего, можно сделать на основании разъяснений, сформулированных Минфином России по поводу отдельных положений указанных статей НК РФ и содержащихся в соответствующих письмах. Например, о "льготном порядке налогообложения" было сказано в том числе применительно к п. 1.2 ст. 373 НК РФ в контексте подготовки и проведения в Российской Федерации соответствующих спортивных мероприятий <15>. Относительно подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ использован термин "налоговая преференция" <16>. Также применительно к подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ и подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ использованы оба термина - "налоговые преференции" и "налоговые льготы" <17>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Соответственно, для полноценного рассмотрения правового регулирования налоговых льгот и преференций <14> требуется выйти за рамки одной статьи НК РФ, а именно ст. 381. Так, в качестве необходимых примеров следует проанализировать те изменения, которые за период с начала 2022 г. до сегодняшнего дня были внесены в п. 1.2 ст. 373 НК РФ и п. 4 ст. 374 НК РФ. Вывод о допустимости наличия взаимосвязи положений двух указанных статей НК РФ с тематикой налоговых льгот и преференций по конкретному рассматриваемому налогу, помимо прочего, можно сделать на основании разъяснений, сформулированных Минфином России по поводу отдельных положений указанных статей НК РФ и содержащихся в соответствующих письмах. Например, о "льготном порядке налогообложения" было сказано в том числе применительно к п. 1.2 ст. 373 НК РФ в контексте подготовки и проведения в Российской Федерации соответствующих спортивных мероприятий <15>. Относительно подп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ использован термин "налоговая преференция" <16>. Также применительно к подп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ и подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ использованы оба термина - "налоговые преференции" и "налоговые льготы" <17>.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) По мнению налогоплательщика, поскольку он имеет право на льготу по подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в связи с перевозкой пассажиров на маломерных судах, доначисление ему транспортного налога является неправомерным.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)(-) По мнению налогоплательщика, поскольку он имеет право на льготу по подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ в связи с перевозкой пассажиров на маломерных судах, доначисление ему транспортного налога является неправомерным.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик, являясь фрахтователем водных транспортных средств, зарегистрированных на территории РФ, в силу ч. 1 ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога. Данные суда не относятся к объектам, не облагаемым налогом на основании подп. 4 или подп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ (Постановление АС ПО от 11.08.2022 N Ф06-20730/2022 по делу N А06-10617/2021).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик, являясь фрахтователем водных транспортных средств, зарегистрированных на территории РФ, в силу ч. 1 ст. 357 НК РФ признается плательщиком транспортного налога. Данные суда не относятся к объектам, не облагаемым налогом на основании подп. 4 или подп. 9 п. 2 ст. 358 НК РФ (Постановление АС ПО от 11.08.2022 N Ф06-20730/2022 по делу N А06-10617/2021).