Повышение зарплаты тк РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение зарплаты тк РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 130 "Основные государственные гарантии по оплате труда работников" Трудового кодекса РФ"На основании статьи 130 ТК РФ, повышение уровня реального содержания заработной платы является одной из основных гарантий, предоставленных работнику действующим законодательством Российской Федерации. Повышение уровня заработной платы является не только правом работодателя, но и его обязанностью."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 147 "Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" Трудового кодекса РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы М.В., суд, установив, что условиями заключенных с ним служебных контрактов предусмотрены ежегодные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда, оплата труда с М.В. за спорный период произведена в соответствиями с положениями Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и условиями служебных контрактов, обоснованно отказал во взыскании предусмотренной ст. 147 Трудового кодекса РФ повышенной оплаты труда за работу с вредными условиями труда."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
(ред. от 29.09.2025)Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Между тем согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Между тем согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Готовое решение: Как рассчитать и выплатить средний заработок в различных ситуациях
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы рассчитать средний заработок, умножьте сумму среднедневного заработка на количество рабочих дней в периоде нахождения работника на повышении квалификации (ст. 187 ТК РФ, п. 9 Положения о средней заработной плате).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы рассчитать средний заработок, умножьте сумму среднедневного заработка на количество рабочих дней в периоде нахождения работника на повышении квалификации (ст. 187 ТК РФ, п. 9 Положения о средней заработной плате).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Наконец, интересным является и определение размера повышения заработной платы в порядке ее индексации, поскольку ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, а значит, работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любой порядок и условия ее осуществления (в том числе периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности <1>.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Наконец, интересным является и определение размера повышения заработной платы в порядке ее индексации, поскольку ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, а значит, работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любой порядок и условия ее осуществления (в том числе периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности <1>.
Статья: Споры об индексации заработной платы
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Далее арбитры отметили, что сложившееся "<...> правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им <...> возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Императивных положений об ограничении работодателя в выборе мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, положениями Трудового кодекса РФ не установлено" (цитата по комментируемому Определению).
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 6)Далее арбитры отметили, что сложившееся "<...> правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им <...> возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Императивных положений об ограничении работодателя в выборе мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, положениями Трудового кодекса РФ не установлено" (цитата по комментируемому Определению).
Статья: Зарплату повышали, но индексацией это не называли. Шансы на победу в судебных спорах
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)Иногда зарплата увеличивается весьма заметно из года в год, но это оказывается связано не с индексацией, а со сверхурочной работой, введением доплат за совмещение должностей, целевых надбавок (за профмастерство и др.). Тогда шансы признать такое увеличение зарплаты исполнением требования ст. 134 ТК РФ невелики.
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2023, N 10)Иногда зарплата увеличивается весьма заметно из года в год, но это оказывается связано не с индексацией, а со сверхурочной работой, введением доплат за совмещение должностей, целевых надбавок (за профмастерство и др.). Тогда шансы признать такое увеличение зарплаты исполнением требования ст. 134 ТК РФ невелики.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Приведем пример. В коммерческой организации был принят локальный нормативный правовой акт, в соответствии с которым работникам два раза в год повышалась заработная плата. Первый раз - в связи с оценкой индивидуального трудового вклада работника в достижение общих показателей компании, второй - в связи с индексацией заработной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ. Повышение размера заработной платы работника оформлялось приказом по организации и заключением дополнительного соглашения к трудовому договору (как этого требует ст. 57 ТК РФ). Работник, не согласный с размером повышения заработной платы по результатам оценки его трудового вклада в достижение общих результатов компании заявил о несогласии с приказом и отказался подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору. Работодатель, уверенный в том, что ухудшение положения работника не произошло, стал начислять последнему заработную плату в повышенном размере. Работник обжаловал действия работодателя в государственную инспекцию труда, которая после проведения внеплановой проверки вынесла предписание: привести заработную плату работника в соответствие с заключенным трудовым договором. Не рассматривая вопрос о том, не вышла ли в данном случае государственная инспекция труда за рамки предоставленных ей полномочий, разрешив возникший трудовой спор, постараемся ответить на главный вопрос: каково в данном случае соотношение локального и договорного способов регулирования трудовых отношений. Договариваются ли стороны о применении положений, которые включены в трудовой договор на основании локальных нормативных актов?
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Приведем пример. В коммерческой организации был принят локальный нормативный правовой акт, в соответствии с которым работникам два раза в год повышалась заработная плата. Первый раз - в связи с оценкой индивидуального трудового вклада работника в достижение общих показателей компании, второй - в связи с индексацией заработной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ. Повышение размера заработной платы работника оформлялось приказом по организации и заключением дополнительного соглашения к трудовому договору (как этого требует ст. 57 ТК РФ). Работник, не согласный с размером повышения заработной платы по результатам оценки его трудового вклада в достижение общих результатов компании заявил о несогласии с приказом и отказался подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору. Работодатель, уверенный в том, что ухудшение положения работника не произошло, стал начислять последнему заработную плату в повышенном размере. Работник обжаловал действия работодателя в государственную инспекцию труда, которая после проведения внеплановой проверки вынесла предписание: привести заработную плату работника в соответствие с заключенным трудовым договором. Не рассматривая вопрос о том, не вышла ли в данном случае государственная инспекция труда за рамки предоставленных ей полномочий, разрешив возникший трудовой спор, постараемся ответить на главный вопрос: каково в данном случае соотношение локального и договорного способов регулирования трудовых отношений. Договариваются ли стороны о применении положений, которые включены в трудовой договор на основании локальных нормативных актов?
Готовое решение: Как оформляется предоставление компенсаций (гарантий) работнику за работу с вредными условиями труда
(КонсультантПлюс, 2025)Вам нужно прописать в локальном нормативном акте конкретный размер повышения оплаты труда работникам, которые работают с вредными условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). Вы можете включить такую информацию, например, в ваше положение об оплате труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Вам нужно прописать в локальном нормативном акте конкретный размер повышения оплаты труда работникам, которые работают с вредными условиями труда (ч. 3 ст. 147 ТК РФ). Вы можете включить такую информацию, например, в ваше положение об оплате труда.
Статья: Повышение благосостояния работников как приоритетная задача социальной политики государства
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В-третьих, увеличение МРОТ до 19 242 руб. повысит благосостояние 4,8 млн граждан РФ <19>, но автоматически не повлияет на рост заработных плат большинства работников. "Принудительно" заработные платы должны расти в соответствии со ст. 134 ТК РФ, посвященной детализации государственной гарантии в виде создания мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы. К сожалению, ей не придан статус конституционной гарантии в отличие от индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ), а текущее содержание ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что она "является декларативной, не позволяющей эффективно ее реализовывать, выстраивая работающие механизмы повышения уровня реального содержания заработной платы для работника" <20>. До сих пор нередки случаи отказа работодателей от индексации заработной платы или произвольного определения ее механизма, противоречащего сути данной государственной гарантии, а также отсутствия регулярности ее реализации. Низкий уровень правосознания работодателей требует от законодателя в целях реализации социальной политики, направленной на повышение благосостояния граждан, закрепить механизм индексации заработной платы как основного способа повышения уровня реального содержания заработной платы в Трудовом кодексе РФ, однако на сегодняшний день активных законопроектов по данному вопросу не имеется.
(Кучина Ю.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)В-третьих, увеличение МРОТ до 19 242 руб. повысит благосостояние 4,8 млн граждан РФ <19>, но автоматически не повлияет на рост заработных плат большинства работников. "Принудительно" заработные платы должны расти в соответствии со ст. 134 ТК РФ, посвященной детализации государственной гарантии в виде создания мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы. К сожалению, ей не придан статус конституционной гарантии в отличие от индексации пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат (ч. 6 и 7 ст. 75 Конституции РФ), а текущее содержание ст. 134 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что она "является декларативной, не позволяющей эффективно ее реализовывать, выстраивая работающие механизмы повышения уровня реального содержания заработной платы для работника" <20>. До сих пор нередки случаи отказа работодателей от индексации заработной платы или произвольного определения ее механизма, противоречащего сути данной государственной гарантии, а также отсутствия регулярности ее реализации. Низкий уровень правосознания работодателей требует от законодателя в целях реализации социальной политики, направленной на повышение благосостояния граждан, закрепить механизм индексации заработной платы как основного способа повышения уровня реального содержания заработной платы в Трудовом кодексе РФ, однако на сегодняшний день активных законопроектов по данному вопросу не имеется.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 04.04.2025 N 436 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время"
(Ильина Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)Работа в выходной день оплачивается в двойном размере либо компенсируется отгулом (ст. 153 ТК РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22:00 до 06:00) составляет 20% часовой тарифной ставки либо оклада за каждый час работы в ночное время.
(Ильина Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 13)Работа в выходной день оплачивается в двойном размере либо компенсируется отгулом (ст. 153 ТК РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22:00 до 06:00) составляет 20% часовой тарифной ставки либо оклада за каждый час работы в ночное время.
Готовое решение: Как выплатить выходное пособие при увольнении работника
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, сумму выходного пособия определяют в обычном порядке исходя из установленного для конкретной ситуации размера - среднего месячного заработка или двухнедельного среднего заработка (ч. 1, 8 ст. 178, ч. 1 ст. 318 ТК РФ). Повышенную оплату труда, обусловленную районными коэффициентами и процентными надбавками, учитывают при расчете среднего дневного заработка (пп. "л" п. 2, п. 9 Положения о средней заработной плате).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, сумму выходного пособия определяют в обычном порядке исходя из установленного для конкретной ситуации размера - среднего месячного заработка или двухнедельного среднего заработка (ч. 1, 8 ст. 178, ч. 1 ст. 318 ТК РФ). Повышенную оплату труда, обусловленную районными коэффициентами и процентными надбавками, учитывают при расчете среднего дневного заработка (пп. "л" п. 2, п. 9 Положения о средней заработной плате).