Повышение эффективности бюджетных расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Повышение эффективности бюджетных расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровая трансформация как инструмент повышения эффективности бюджетных процессов
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р <11> программа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов, была ориентирована в первую очередь на формирование электронного государства и электронного правительства. Новый вектор в отношении развития бюджетной системы России в области бюджетного планирования и управления бюджетными потоками, связанный с переводом на "цифровые рельсы", был обозначен Правительством России в 2011 г. Именно с этого периода начинается внедрение интегрированной информационной системы управления общественными финансами - "Электронный бюджет" <12>, а также создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей <13>. Как отмечают исследователи, внедрение "Электронного бюджета" позволило не только уменьшить общую стоимость владения государственными информационными ресурсами в сфере управления общественными финансами, но и обеспечило открытость, прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысило качество финансового управления, создало общие условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур <14>. Здесь цифровая трансформация проявляется преобразованием правовых форм управленческой деятельности, а именно с информацией, созданной с использованием определенного кода, хранящейся и передаваемой посредством информационных средств и информационных технологий. Так, в результате внедрения информационной системы "Электронный бюджет" вся информация о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств - бюджетов отражается и хранится на электронных носителях в виде определенного цифрового кода, передается с использованием информационных технологий и информационных средств в виде электронного документооборота, с заверением электронно-цифровыми подписями уполномоченных лиц <15>. Тем самым цифровая трансформация выступает организационно-экономическим процессом цифровизации - созданием цифровых сервисных платформ интеграции и взаимодействия всех участников цифровых технологий бюджетного процесса <16>, в которых преобладает персонализированный характер, ориентированность на конкретного субъекта <17>. В свою очередь, цифровизация выступает инструментом персонализации, т.е. процедуры внесения в информационную систему информации о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств. Следует отметить, что сфера применения персонализированных инструментов ограничена <18>: персонализация подобного типа применима в большинстве своем только к публичным обязательствам, поскольку, учитывая специфику правовой природы государства как публичного субъекта, все финансовые отношения, в которых оно принимает участие (либо в качестве уполномоченного, либо в качестве обязанного лица), предопределяет необходимость персонификации данных правоотношений, наделяя специальным признаком относимости данных отношений с участием определенного субъекта - государства. Это создает своего рода предел распространения микродиректив в сфере регулирования бюджетных процессов. Такой подход однозначно повышает "гибкость" управления государственными финансами, поскольку в отношении всех участников бюджетного процесса применяется единая методология проектирования и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности; отсутствует дублирование информации; налицо экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их реализации, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на информационно-технологическую инфраструктуру <19>. Тем не менее персонификация, индивидуализация правового регулирования в условиях существенно увеличивающегося объема информации, находящегося в открытом доступе, является одним из перспективных направлений развития бюджетного процесса, эффективность повышения которого предопределена использованием больших данных <20>. В то же время сама возможность имплементации больших данных в сферу бюджетирования основана на трансформации существующей в реальности информации в машиночитаемый вид.
(Ильичева (Кошелева) И.А.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р <11> программа, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов, была ориентирована в первую очередь на формирование электронного государства и электронного правительства. Новый вектор в отношении развития бюджетной системы России в области бюджетного планирования и управления бюджетными потоками, связанный с переводом на "цифровые рельсы", был обозначен Правительством России в 2011 г. Именно с этого периода начинается внедрение интегрированной информационной системы управления общественными финансами - "Электронный бюджет" <12>, а также создание и развитие единого портала бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающего доступность информации о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей <13>. Как отмечают исследователи, внедрение "Электронного бюджета" позволило не только уменьшить общую стоимость владения государственными информационными ресурсами в сфере управления общественными финансами, но и обеспечило открытость, прозрачность и подотчетность деятельности государственных органов, повысило качество финансового управления, создало общие условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур <14>. Здесь цифровая трансформация проявляется преобразованием правовых форм управленческой деятельности, а именно с информацией, созданной с использованием определенного кода, хранящейся и передаваемой посредством информационных средств и информационных технологий. Так, в результате внедрения информационной системы "Электронный бюджет" вся информация о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств - бюджетов отражается и хранится на электронных носителях в виде определенного цифрового кода, передается с использованием информационных технологий и информационных средств в виде электронного документооборота, с заверением электронно-цифровыми подписями уполномоченных лиц <15>. Тем самым цифровая трансформация выступает организационно-экономическим процессом цифровизации - созданием цифровых сервисных платформ интеграции и взаимодействия всех участников цифровых технологий бюджетного процесса <16>, в которых преобладает персонализированный характер, ориентированность на конкретного субъекта <17>. В свою очередь, цифровизация выступает инструментом персонализации, т.е. процедуры внесения в информационную систему информации о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств. Следует отметить, что сфера применения персонализированных инструментов ограничена <18>: персонализация подобного типа применима в большинстве своем только к публичным обязательствам, поскольку, учитывая специфику правовой природы государства как публичного субъекта, все финансовые отношения, в которых оно принимает участие (либо в качестве уполномоченного, либо в качестве обязанного лица), предопределяет необходимость персонификации данных правоотношений, наделяя специальным признаком относимости данных отношений с участием определенного субъекта - государства. Это создает своего рода предел распространения микродиректив в сфере регулирования бюджетных процессов. Такой подход однозначно повышает "гибкость" управления государственными финансами, поскольку в отношении всех участников бюджетного процесса применяется единая методология проектирования и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности; отсутствует дублирование информации; налицо экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их реализации, устранения бумажного документооборота, сокращения расходов на информационно-технологическую инфраструктуру <19>. Тем не менее персонификация, индивидуализация правового регулирования в условиях существенно увеличивающегося объема информации, находящегося в открытом доступе, является одним из перспективных направлений развития бюджетного процесса, эффективность повышения которого предопределена использованием больших данных <20>. В то же время сама возможность имплементации больших данных в сферу бюджетирования основана на трансформации существующей в реальности информации в машиночитаемый вид.
Статья: Проектный офис
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При необходимости для решения отдельных функций ведомственного проектного офиса может привлекаться подведомственная федеральному органу исполнительной власти организация при наличии соответствующего решения президиума Совета с учетом заключения Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов по итогам очного заседания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При необходимости для решения отдельных функций ведомственного проектного офиса может привлекаться подведомственная федеральному органу исполнительной власти организация при наличии соответствующего решения президиума Совета с учетом заключения Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов по итогам очного заседания.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности базовых бюджетных ассигнований, развитие института обзоров бюджетных расходов, "нулевое бюджетирование"
(разработаны Минфином России)Повышение эффективности базовых бюджетных ассигнований, развитие института обзоров бюджетных расходов, "нулевое бюджетирование"
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)17. Иные направления деятельности по решению Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)17. Иные направления деятельности по решению Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В свою очередь, Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах закрепила необходимость "обеспечения прозрачного ценообразования при осуществлении закупок за счет бюджетных средств путем раскрытия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) структуры цены контракта" <1>.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В свою очередь, Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах закрепила необходимость "обеспечения прозрачного ценообразования при осуществлении закупок за счет бюджетных средств путем раскрытия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) структуры цены контракта" <1>.
Статья: Обеспечение прозрачности использования бюджетных инвестиций
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Вместе с тем в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг. бюджетные инвестиции указываются как менее эффективный вид бюджетных расходов по сравнению с механизмом предоставления субсидий <6>. С точки зрения государственных органов, предоставление и использование денежных средств в уставный капитал юридических лиц является недостаточно прозрачным и препятствует эффективности инвестиционной деятельности государства.
(Великий Д.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Вместе с тем в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг. бюджетные инвестиции указываются как менее эффективный вид бюджетных расходов по сравнению с механизмом предоставления субсидий <6>. С точки зрения государственных органов, предоставление и использование денежных средств в уставный капитал юридических лиц является недостаточно прозрачным и препятствует эффективности инвестиционной деятельности государства.
Статья: Развитие системы внутреннего контроля в центрах бюджетного (бухгалтерского) учета
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как отмечает А.И. Лукашов, "...главным итогом развития системы государственного финансового контроля в целом должно стать повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов" [19, с. 29].
(Тюрина О.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Как отмечает А.И. Лукашов, "...главным итогом развития системы государственного финансового контроля в целом должно стать повышение обоснованности, эффективности и прозрачности бюджетных расходов" [19, с. 29].
Статья: О повышении эффективности государственного (муниципального) контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г. <1> одним из фундаментальных направлений развития системы государственного стимулирования экономической деятельности определено совершенствование механизмов осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которое неразрывно связано с повышением эффективности бюджетных расходов и борьбой с нецелевым использованием и хищением государственных средств.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2025, N 5)Стратегией экономической безопасности РФ на период до 2030 г. <1> одним из фундаментальных направлений развития системы государственного стимулирования экономической деятельности определено совершенствование механизмов осуществления контроля в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, которое неразрывно связано с повышением эффективности бюджетных расходов и борьбой с нецелевым использованием и хищением государственных средств.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетирование, ориентированное на результат, - один из наиболее известных современных методов повышения эффективности бюджетных расходов. Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей. Система результативного бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента РФ. Она активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Бюджетирование, ориентированное на результат, - один из наиболее известных современных методов повышения эффективности бюджетных расходов. Безусловно, результативное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей. Система результативного бюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланиях Президента РФ. Она активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Также в 2010 г. Правительство Российской Федерации принимает Государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" на 2011 - 2020 гг., целью которой было заявлено получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий <19>. В рамках реализации данной Программы осуществляется разработка и утверждение Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" <20>. Параллельно принимается Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., реализацией которой обеспечивались переход на качественно новый уровень управления государственными финансами и формирование инструментария для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов <21>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Также в 2010 г. Правительство Российской Федерации принимает Государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" на 2011 - 2020 гг., целью которой было заявлено получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий <19>. В рамках реализации данной Программы осуществляется разработка и утверждение Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" <20>. Параллельно принимается Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., реализацией которой обеспечивались переход на качественно новый уровень управления государственными финансами и формирование инструментария для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов <21>.
Статья: Правовое регулирование и перспективы развития проектов социального воздействия
(Чернов И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Достижение национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" предполагает решение задач в том числе по повышению суммарного коэффициента рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, снижению уровня бедности, созданию эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, исходя из прогнозируемой потребности в них. Выполнение указанных задач неразрывно связано с предоставлением государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, требует новых подходов и существенных затрат из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Привлечение внебюджетных средств может способствовать поиску более оптимальных способов решения задач, обозначенных в Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309, и, соответственно, повышению эффективности бюджетных расходов. Инструментом, позволяющим привлечь внебюджетные средства для поиска решений социальных задач, могут стать проекты социального воздействия.
(Чернов И.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Достижение национальной цели "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи" предполагает решение задач в том числе по повышению суммарного коэффициента рождаемости, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, снижению уровня бедности, созданию эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики, исходя из прогнозируемой потребности в них. Выполнение указанных задач неразрывно связано с предоставлением государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, требует новых подходов и существенных затрат из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Привлечение внебюджетных средств может способствовать поиску более оптимальных способов решения задач, обозначенных в Указе Президента РФ от 07.05.2024 N 309, и, соответственно, повышению эффективности бюджетных расходов. Инструментом, позволяющим привлечь внебюджетные средства для поиска решений социальных задач, могут стать проекты социального воздействия.
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р (об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг.) подтверждена необходимость формирования комплексной системы управления налоговыми расходами.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р (об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 гг.) подтверждена необходимость формирования комплексной системы управления налоговыми расходами.
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Правительство РФ в 2019 году утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 - 2024 годы <4>. На основе анализа указанной Концепции выявлено возникновение практики передачи субъектам Российской Федерации нефинансируемых федеральных мандатов, влияющих на автономию власти субъектов, что проявляется в различных федеральных актах.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Правительство РФ в 2019 году утвердило Концепцию повышения эффективности бюджетных расходов на 2019 - 2024 годы <4>. На основе анализа указанной Концепции выявлено возникновение практики передачи субъектам Российской Федерации нефинансируемых федеральных мандатов, влияющих на автономию власти субъектов, что проявляется в различных федеральных актах.