Повторная камеральная проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Повторная камеральная проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 88 "Камеральная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, вынесенное по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, указав, что инспекция уже проверяла данную декларацию в рамках выездной проверки. Налоговый орган указал, что законодательство не запрещает проводить одновременно выездные и камеральные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Отклоняя данный довод, суд отметил, что налогоплательщик представил уточненную декларацию в ходе выездной проверки. Из решения по проверке следует, что налоговый орган, в числе прочего, проверил и данную декларацию. Следовательно, у инспекции не было оснований еще раз проверять ее ни в рамках повторной выездной проверки, ни в рамках камеральной проверки. Суд признал решение по камеральной проверке недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество оспорило решение налогового органа, вынесенное по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, указав, что инспекция уже проверяла данную декларацию в рамках выездной проверки. Налоговый орган указал, что законодательство не запрещает проводить одновременно выездные и камеральные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Отклоняя данный довод, суд отметил, что налогоплательщик представил уточненную декларацию в ходе выездной проверки. Из решения по проверке следует, что налоговый орган, в числе прочего, проверил и данную декларацию. Следовательно, у инспекции не было оснований еще раз проверять ее ни в рамках повторной выездной проверки, ни в рамках камеральной проверки. Суд признал решение по камеральной проверке недействительным.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной налоговой проверки после проведения камеральной проверки. Налоговым законодательством не допускается повторная выездная проверка, но проведенный ранее камеральный контроль выездную ревизию по налогу не отменяет.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Нормами НК РФ не установлен запрет на проведение выездной налоговой проверки после проведения камеральной проверки. Налоговым законодательством не допускается повторная выездная проверка, но проведенный ранее камеральный контроль выездную ревизию по налогу не отменяет.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В каких случаях проводится повторная налоговая проверка
(КонсультантПлюс, 2025)2. Может ли инспекция провести повторную камеральную проверку
(КонсультантПлюс, 2025)2. Может ли инспекция провести повторную камеральную проверку
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкам1.1.3. ВОЗМОЖНА ЛИ ПОВТОРНАЯ КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной налоговой декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).
Статья: Механизм взыскания неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета по НДФЛ: актуальные вопросы правоприменения
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Вопросы взыскания с физических лиц задолженности по НДФЛ, образовавшейся вследствие необоснованного (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, неоднократно становились предметом рассмотрения КС РФ. В одной из позиций КС РФ не исключил возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по НДФЛ в рамках камеральной налоговой проверки, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Однако, по мнению КС РФ, использование соответствующих правовых возможностей объективно затруднено и может оказаться неэффективным. Также КС РФ подчеркивает, что изъятие в бюджет соответствующих сумм налога, в отношении которых ранее принято решение об их возврате налогоплательщику, означает необходимость преодоления решения налогового органа, но камеральная налоговая проверка как форма текущего документального контроля не предполагает возможность повторной проверки уже подвергавшихся камеральному контролю налоговых деклараций <13>. Кроме того, Суд указал на то, что период, в течение которого в целях исправления допущенной налоговым органом ошибки денежные средства, неправомерно предоставленные налогоплательщику, могут быть с него взысканы, должен быть по возможности оптимально ограниченным. Согласно имеющимся у КС РФ данным при взыскании таких вычетов суды исходят из того, что соответствующие требования Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) подлежат рассмотрению с учетом установленного ГК РФ общего срока исковой давности, который составляет три года и исчисляется со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права.
(Васильева Е.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 10)Вопросы взыскания с физических лиц задолженности по НДФЛ, образовавшейся вследствие необоснованного (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, неоднократно становились предметом рассмотрения КС РФ. В одной из позиций КС РФ не исключил возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по НДФЛ в рамках камеральной налоговой проверки, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства. Однако, по мнению КС РФ, использование соответствующих правовых возможностей объективно затруднено и может оказаться неэффективным. Также КС РФ подчеркивает, что изъятие в бюджет соответствующих сумм налога, в отношении которых ранее принято решение об их возврате налогоплательщику, означает необходимость преодоления решения налогового органа, но камеральная налоговая проверка как форма текущего документального контроля не предполагает возможность повторной проверки уже подвергавшихся камеральному контролю налоговых деклараций <13>. Кроме того, Суд указал на то, что период, в течение которого в целях исправления допущенной налоговым органом ошибки денежные средства, неправомерно предоставленные налогоплательщику, могут быть с него взысканы, должен быть по возможности оптимально ограниченным. Согласно имеющимся у КС РФ данным при взыскании таких вычетов суды исходят из того, что соответствующие требования Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) подлежат рассмотрению с учетом установленного ГК РФ общего срока исковой давности, который составляет три года и исчисляется со дня, когда лицо узнало о нарушении своего права.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Если налогоплательщик раскрыл информацию о реальном контрагенте в уточненных декларациях за уже проверенный период, она оценивается налоговым органом при камеральной или повторной выездной проверке (в части уточнения). В результате инспекция может уточнить размер задолженности, установленный ранее, или отменить ранее принятое решение по итогам выездной проверки (п. п. 3, 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
(КонсультантПлюс, 2025)Если налогоплательщик раскрыл информацию о реальном контрагенте в уточненных декларациях за уже проверенный период, она оценивается налоговым органом при камеральной или повторной выездной проверке (в части уточнения). В результате инспекция может уточнить размер задолженности, установленный ранее, или отменить ранее принятое решение по итогам выездной проверки (п. п. 3, 4 Письма ФНС России от 10.10.2022 N БВ-4-7/13450@).
Готовое решение: Какую информацию и в каком порядке запрашивает инспекция у банка в целях налогового контроля
(КонсультантПлюс, 2025)камеральной, выездной или повторной выездной проверке организации;
(КонсультантПлюс, 2025)камеральной, выездной или повторной выездной проверке организации;
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ1.3. Правомерно ли проведение повторной камеральной проверки декларации, ранее уже подвергшейся камеральному контролю?
Статья: Какие налоговые документы нужно хранить дольше пяти лет
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Такая необходимость возникает из-за того, что инспекторы могут потребовать эти документы при повторной выездной (камеральной) проверке, а также других мероприятиях налогового контроля - проверка деятельности организации или ее конкретных сделок (ст. 89 и 93.1 НК РФ).
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Такая необходимость возникает из-за того, что инспекторы могут потребовать эти документы при повторной выездной (камеральной) проверке, а также других мероприятиях налогового контроля - проверка деятельности организации или ее конкретных сделок (ст. 89 и 93.1 НК РФ).
Статья: Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Практическая реализация мер бюджетного принуждения, отраженная в общем виде законодателем, соответствует действительности, однако не исключает возможность у органов финансового контроля на осуществление отдельных факультативных мероприятий при осуществлении внутренних контрольных мероприятий, которые могут носить характер повторных проверок или внеочередных камеральных проверок в отношении отдельных групп или субъектов финансового контроля с высоким уровнем риска. Проверочные мероприятия, направленные на осуществление проверки деятельности объекта контроля, в соответствии с требованиями законодательства являются основанием для применения мер бюджетного принуждения. Срок направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения по причине установления бюджетных нарушений составляет 30 календарных дней со дня окончания проверки. Направление уведомления в орган финансового контроля с письменным уведомлением (в копии) объекта контроля подлежит рассмотрению с целью подготовки к осуществлению правоприменения в течение 30 календарных дней. В указанный срок орган исполнения мер бюджетного принуждения вправе направить уточнение в орган государственного (муниципального) финансового контроля, который обязан предоставить запрашиваемую информацию или правовую позицию в течение 30 календарных дней. При этом предельный срок или количество запросов для целей применения бюджетных мер принуждения не ограничен, что позволяет затягивать процесс фактического исполнения. Необходимо отметить, что бюджетное законодательство устанавливает пресекательный срок исполнения мер бюджетного принуждения с возможностью продления по ограниченному кругу оснований. Таким образом, механизм применения мер бюджетного принуждения не является односторонним волеизъявлением государства, а носит субъективный характер абстрактно-ситуативного набора процессуальных действий. С целью систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения Минфин России неоднократно давал правовые разъяснения по существу вопросов осуществления процедур <7> и их отдельных аспектов <8>. Отдельные вопросы регламентации и порядка применения бюджетных мер принуждения, условий их отмены и исполнения Федеральным казначейством утверждены на подзаконном уровне в форме приказа <9>, что затрудняет взаимодействие с органами финансового контроля объектов контроля, а также реализацию непосредственных прав объектов контроля, которые позволяют получать объективную информацию о сроках, порядке и условиях реализации мер бюджетного принуждения, а также методов и возможностей их обжалования.
(Лапина М.А., Никлаус В.С.)
("Финансовое право", 2022, N 4)Практическая реализация мер бюджетного принуждения, отраженная в общем виде законодателем, соответствует действительности, однако не исключает возможность у органов финансового контроля на осуществление отдельных факультативных мероприятий при осуществлении внутренних контрольных мероприятий, которые могут носить характер повторных проверок или внеочередных камеральных проверок в отношении отдельных групп или субъектов финансового контроля с высоким уровнем риска. Проверочные мероприятия, направленные на осуществление проверки деятельности объекта контроля, в соответствии с требованиями законодательства являются основанием для применения мер бюджетного принуждения. Срок направления уведомления о применении мер бюджетного принуждения по причине установления бюджетных нарушений составляет 30 календарных дней со дня окончания проверки. Направление уведомления в орган финансового контроля с письменным уведомлением (в копии) объекта контроля подлежит рассмотрению с целью подготовки к осуществлению правоприменения в течение 30 календарных дней. В указанный срок орган исполнения мер бюджетного принуждения вправе направить уточнение в орган государственного (муниципального) финансового контроля, который обязан предоставить запрашиваемую информацию или правовую позицию в течение 30 календарных дней. При этом предельный срок или количество запросов для целей применения бюджетных мер принуждения не ограничен, что позволяет затягивать процесс фактического исполнения. Необходимо отметить, что бюджетное законодательство устанавливает пресекательный срок исполнения мер бюджетного принуждения с возможностью продления по ограниченному кругу оснований. Таким образом, механизм применения мер бюджетного принуждения не является односторонним волеизъявлением государства, а носит субъективный характер абстрактно-ситуативного набора процессуальных действий. С целью систематизации и упрощения реализации мер бюджетного принуждения Минфин России неоднократно давал правовые разъяснения по существу вопросов осуществления процедур <7> и их отдельных аспектов <8>. Отдельные вопросы регламентации и порядка применения бюджетных мер принуждения, условий их отмены и исполнения Федеральным казначейством утверждены на подзаконном уровне в форме приказа <9>, что затрудняет взаимодействие с органами финансового контроля объектов контроля, а также реализацию непосредственных прав объектов контроля, которые позволяют получать объективную информацию о сроках, порядке и условиях реализации мер бюджетного принуждения, а также методов и возможностей их обжалования.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Для налогоплательщика наиболее привлекательным является второй случай, поскольку подача уточненной налоговой декларации за прошлые периоды фактически инициирует повторную камеральную налоговую проверку не только по основаниям уточнения, но и по всем иным вопросам.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Для налогоплательщика наиболее привлекательным является второй случай, поскольку подача уточненной налоговой декларации за прошлые периоды фактически инициирует повторную камеральную налоговую проверку не только по основаниям уточнения, но и по всем иным вопросам.