Поворот исполнения административный штраф
Подборка наиболее важных документов по запросу Поворот исполнения административный штраф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 09.07.2024 N 33а-13392/2024 (УИД 78RS0017-01-2023-002003-81)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий, выразившихся в направлении на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства: Административный истец полагает незаконными действия, выразившиеся в направлении на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении до вступления в законную силу решения по делу, в рамках которого указанный ненормативный акт был обжалован.
Решение: Отказано.Признание судом постановления по делу об административном правонарушении незаконным может являться основанием для поворота исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 8 ноября 2022 года, однако это не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков, направленных на исполнение вступившего в законную силу (на тот момент) акта правоохранительных органов о взыскании с З. штрафа за совершение административного правонарушения.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании незаконными действий, выразившихся в направлении на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства: Административный истец полагает незаконными действия, выразившиеся в направлении на принудительное исполнение постановления по делу об административном правонарушении до вступления в законную силу решения по делу, в рамках которого указанный ненормативный акт был обжалован.
Решение: Отказано.Признание судом постановления по делу об административном правонарушении незаконным может являться основанием для поворота исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 8 ноября 2022 года, однако это не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков, направленных на исполнение вступившего в законную силу (на тот момент) акта правоохранительных органов о взыскании с З. штрафа за совершение административного правонарушения.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2024 N 88а-17859/2024
Процессуальные вопросы: Принято определение о повороте исполнения судебного акта.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.Разрешая заявление о повороте исполнения судебного приказа, мировой судья установил, что 6 июня 2023 года Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в Железнодорожный районный суд города Орла с административным исковым заявлением к С.Г.В. о взыскании штрафа в размере 1 000 руб.; административное исковое заявление принято судом к производству и удовлетворено решением суда от 15 января 2023 года.
Процессуальные вопросы: Принято определение о повороте исполнения судебного акта.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение в районный суд.Разрешая заявление о повороте исполнения судебного приказа, мировой судья установил, что 6 июня 2023 года Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в Железнодорожный районный суд города Орла с административным исковым заявлением к С.Г.В. о взыскании штрафа в размере 1 000 руб.; административное исковое заявление принято судом к производству и удовлетворено решением суда от 15 января 2023 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту при причинении имущественного вреда актами публичной власти
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)<5> За рамками настоящего исследования останутся вопросы возмещения издержек по делу об административном правонарушении (расходов на оплату услуг защитника) и возврата уплаченного штрафа в случае последующей отмены постановления о назначении соответствующего административного наказания по реабилитирующим основаниям. Эти вопросы должны разрешаться в рамках соответствующей процессуальной формы, а возмещение этих имущественных потерь по правилам ст. 16, 1069 и 1070 ГК РФ - вынужденная мера, обусловленная отсутствием в КоАП РФ специальных процессуальных механизмов (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В то же время в практике арбитражных судов вопрос о возврате штрафа, уплаченного по впоследствии отмененному судебному постановлению, зачастую разрешается через институт поворота исполнения судебного акта. См., напр.: Постановление АС МО от 25.12.2014 N Ф05-15985/2014 по делу N А40-78651/14.
(Кашкарова И.Н.)
("Закон", 2025, N 4)<5> За рамками настоящего исследования останутся вопросы возмещения издержек по делу об административном правонарушении (расходов на оплату услуг защитника) и возврата уплаченного штрафа в случае последующей отмены постановления о назначении соответствующего административного наказания по реабилитирующим основаниям. Эти вопросы должны разрешаться в рамках соответствующей процессуальной формы, а возмещение этих имущественных потерь по правилам ст. 16, 1069 и 1070 ГК РФ - вынужденная мера, обусловленная отсутствием в КоАП РФ специальных процессуальных механизмов (п. 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях"). В то же время в практике арбитражных судов вопрос о возврате штрафа, уплаченного по впоследствии отмененному судебному постановлению, зачастую разрешается через институт поворота исполнения судебного акта. См., напр.: Постановление АС МО от 25.12.2014 N Ф05-15985/2014 по делу N А40-78651/14.
Статья: Порядок исполнения административных наказаний, назначаемых должностными лицами военных комиссариатов, и ответственность за уклонение от уплаты административного штрафа
(Соколов Я.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 6)Кроме того, могут иметь место факультативные этапы: отсрочка исполнения постановления, приостановление исполнения, замена лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <2>.
(Соколов Я.О.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 6)Кроме того, могут иметь место факультативные этапы: отсрочка исполнения постановления, приостановление исполнения, замена лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <2>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Сроки обжалования судебных актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)определение о повороте исполнения судебного акта или об отказе в повороте исполнения судебного акта
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)определение о повороте исполнения судебного акта или об отказе в повороте исполнения судебного акта
Инструкция Госналогслужбы РФ от 13.03.1992 N 5
(ред. от 09.12.1994)
"О государственной пошлине"заявлений: о сложении или уменьшении штрафов, наложенных решениями суда, о повороте исполнения решений суда, о восстановлении пропущенных сроков, а также жалоб на действия судебных исполнителей, частных жалоб на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов, других частных жалоб на определения суда, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
(ред. от 09.12.1994)
"О государственной пошлине"заявлений: о сложении или уменьшении штрафов, наложенных решениями суда, о повороте исполнения решений суда, о восстановлении пропущенных сроков, а также жалоб на действия судебных исполнителей, частных жалоб на определения судов об отказе в сложении или уменьшении штрафов, других частных жалоб на определения суда, жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами;
Статья: К вопросу о допустимости назначения административного наказания в виде конфискации алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2018, N 4)Если за одно правонарушение назначено два наказания - в виде административного штрафа и конфискации, суд изготавливает для целей принудительного исполнения судебного акта два его экземпляра в дополнение к экземпляру, который приобщается к материалам дела. При этом на экземплярах, направляемых судебному приставу-исполнителю, судья делает отметку о том, в какой части каждый из них подлежит исполнению ("подлежит исполнению в части взыскания суммы административного штрафа" или "подлежит исполнению в части конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения") <13>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2018, N 4)Если за одно правонарушение назначено два наказания - в виде административного штрафа и конфискации, суд изготавливает для целей принудительного исполнения судебного акта два его экземпляра в дополнение к экземпляру, который приобщается к материалам дела. При этом на экземплярах, направляемых судебному приставу-исполнителю, судья делает отметку о том, в какой части каждый из них подлежит исполнению ("подлежит исполнению в части взыскания суммы административного штрафа" или "подлежит исполнению в части конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения") <13>.
"Постатейный комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)- заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
Статья: Особенности производства и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
(Лебедева Е.А.)
("Журнал российского права", 2012, N 9)Рассматривая исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, А.В. Семенистый выделяет основные этапы, появляющиеся при исполнении всех видов наказаний, и факультативные этапы, которые возникают только при исполнении отдельных видов наказаний или при соответствующих условиях. К основным этапам он относит вступление постановления в законную силу, обращение постановления к исполнению, приведение постановления в исполнение, окончание исполнения постановления. К факультативным - отсрочку исполнения постановления, приостановление исполнения, замену лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <12>.
(Лебедева Е.А.)
("Журнал российского права", 2012, N 9)Рассматривая исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, А.В. Семенистый выделяет основные этапы, появляющиеся при исполнении всех видов наказаний, и факультативные этапы, которые возникают только при исполнении отдельных видов наказаний или при соответствующих условиях. К основным этапам он относит вступление постановления в законную силу, обращение постановления к исполнению, приведение постановления в исполнение, окончание исполнения постановления. К факультативным - отсрочку исполнения постановления, приостановление исполнения, замену лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <12>.
"Европейский гражданский процесс и исполнительное производство: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 25 марта 2011 г."
(отв. ред. Д.Х. Валеев)
("Статут", 2012)Кроме того, кодификация иных отраслей законодательства (земельного, брачно-семейного, об административных правонарушениях и др.) была осуществлена после принятия названных Кодексов. Это привело к тому, что хозяйственное и гражданское процессуальное законодательство в части регулирования исполнительных действий не содержит развернутого регламента их совершения с учетом правового регулирования в соответствующих отраслях материального права и соответственно не отражает весь перечень мер воздействия к должникам с целью принудительного исполнения. Нормативные акты этих отраслей права являются источниками исполнительного производства и применяются непосредственно в ходе исполнения. Полагаем, что в будущем возможно их включение в ГПК и ХПК в части видов мер принуждения. Одновременно ГПК и ХПК достаточно полно урегулировали основные положения об исполнительном производстве. При этом учитывая, что большинство судебных исполнителей не имели высшего юридического образования, за судом наряду с традиционными вопросами его компетенции - о выдаче исполнительных документов, их дубликатов, восстановлении пропущенных давностных сроков, повороте исполнения, рассрочке, отсрочке исполнения первоначально сохранялось право на разрешение основных вопросов движения и завершения исполнительного производства - об отложении исполнительных действий, о приостановлении исполнения, прекращении исполнения, возвращении исполнительного документа взыскателю. Передача этих полномочий судебным исполнителям завершилась в хозяйственных судах и близка к завершению в общих судах.
(отв. ред. Д.Х. Валеев)
("Статут", 2012)Кроме того, кодификация иных отраслей законодательства (земельного, брачно-семейного, об административных правонарушениях и др.) была осуществлена после принятия названных Кодексов. Это привело к тому, что хозяйственное и гражданское процессуальное законодательство в части регулирования исполнительных действий не содержит развернутого регламента их совершения с учетом правового регулирования в соответствующих отраслях материального права и соответственно не отражает весь перечень мер воздействия к должникам с целью принудительного исполнения. Нормативные акты этих отраслей права являются источниками исполнительного производства и применяются непосредственно в ходе исполнения. Полагаем, что в будущем возможно их включение в ГПК и ХПК в части видов мер принуждения. Одновременно ГПК и ХПК достаточно полно урегулировали основные положения об исполнительном производстве. При этом учитывая, что большинство судебных исполнителей не имели высшего юридического образования, за судом наряду с традиционными вопросами его компетенции - о выдаче исполнительных документов, их дубликатов, восстановлении пропущенных давностных сроков, повороте исполнения, рассрочке, отсрочке исполнения первоначально сохранялось право на разрешение основных вопросов движения и завершения исполнительного производства - об отложении исполнительных действий, о приостановлении исполнения, прекращении исполнения, возвращении исполнительного документа взыскателю. Передача этих полномочий судебным исполнителям завершилась в хозяйственных судах и близка к завершению в общих судах.
Статья: Стадии производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях
(Гараев А.А.)
("Исполнительное право", 2009, N 3)Рассматривая исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, А.В. Семенистый выделяет основные этапы, появляющиеся при исполнении всех видов наказаний, и факультативные этапы, которые возникают только при исполнении отдельных видов наказаний или при соответствующих условиях. К основным этапам исполнения он относит: вступление постановления в законную силу, обращение постановления к исполнению, приведение постановления в исполнение, окончание исполнения постановления. К факультативным этапам относятся: отсрочка исполнения постановления, приостановление исполнения, замена лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <4>.
(Гараев А.А.)
("Исполнительное право", 2009, N 3)Рассматривая исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, А.В. Семенистый выделяет основные этапы, появляющиеся при исполнении всех видов наказаний, и факультативные этапы, которые возникают только при исполнении отдельных видов наказаний или при соответствующих условиях. К основным этапам исполнения он относит: вступление постановления в законную силу, обращение постановления к исполнению, приведение постановления в исполнение, окончание исполнения постановления. К факультативным этапам относятся: отсрочка исполнения постановления, приостановление исполнения, замена лица, обязанного к уплате административного штрафа, возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем, прекращение исполнения постановления, поворот исполнения <4>.
Статья: Административный процесс: от виртуальной абстракции - к реальной кодификации
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)Говоря об обособленности и самостоятельности производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в структуре административного процесса, мы учитываем то обстоятельство, что при исполнении таких постановлений осуществляются не только организационно-технические действия (пересылка исполнительных документов, операции по непосредственному удержанию денежных сумм из заработной платы обязанного лица и т.п.), но нередко продолжается "собственно" правоприменение (например, при решении вопроса об отсрочке исполнения постановления (ст. 280 КоАП РСФСР), о замене обязанного лица и замене предмета взыскания (ч. 2 ст. 285 КоАП РСФСР), о замене неотбытых исправительных работ, примененных к лицам, совершившим мелкое хулиганство, административным арестом или штрафом (ст. 302 КоАП РСФСР), о повороте исполнения постановлений (ст. 276 КоАП РСФСР).
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)Говоря об обособленности и самостоятельности производства по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях в структуре административного процесса, мы учитываем то обстоятельство, что при исполнении таких постановлений осуществляются не только организационно-технические действия (пересылка исполнительных документов, операции по непосредственному удержанию денежных сумм из заработной платы обязанного лица и т.п.), но нередко продолжается "собственно" правоприменение (например, при решении вопроса об отсрочке исполнения постановления (ст. 280 КоАП РСФСР), о замене обязанного лица и замене предмета взыскания (ч. 2 ст. 285 КоАП РСФСР), о замене неотбытых исправительных работ, примененных к лицам, совершившим мелкое хулиганство, административным арестом или штрафом (ст. 302 КоАП РСФСР), о повороте исполнения постановлений (ст. 276 КоАП РСФСР).
Статья: Постановление по делу об административном правонарушении
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)В указанных статьях КоАП РФ содержатся многочисленные правовые установления. Наиболее радикальными, по нашему мнению, из них необходимо признать содержащиеся в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ нормы, которые дают основания утверждать, что постановление по делу об административном правонарушении является правовым итоговым актом и выносится по окончании рассмотрения дела по существу. Другим принципиально важным положением является предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ требование о том, что излагаемое в постановлении решение по делу должно быть мотивированным. Подобные правовые установления обусловлены серьезными правовыми последствиями, которые возникают в связи с разрешением дела об административном правонарушении, существенно ограничивающим права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц в случаях применения к ним мер административного наказания. При прекращении производства по делу об административном правонарушении постановление является основанием для освобождения от административной ответственности указанных лиц, что также сопряжено с привлечением к юридической ответственности должностных лиц, виновных в незаконном возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, не только лица (физические или юридические) при совершении ими административных правонарушений несут ответственность перед государством, но и государство является ответственным перед ними в случае незаконного применения мер административного наказания. При этом возможно возвращение взысканных денежных сумм административного штрафа, возвращение незаконно изъятого имущества и иных предметов. Возмещается иной материальный ущерб и/или компенсируется моральный вред. Необходимо иметь в виду, что исполнение решений о "повороте" постановлений сопряжено со значительными сложностями для заинтересованных лиц и государственных органов, разрешающих подобные претензии, а также может порождать отрицательное отношение к государственной власти.
(Масленников М.Я.)
("Витязь", 2008)В указанных статьях КоАП РФ содержатся многочисленные правовые установления. Наиболее радикальными, по нашему мнению, из них необходимо признать содержащиеся в ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ нормы, которые дают основания утверждать, что постановление по делу об административном правонарушении является правовым итоговым актом и выносится по окончании рассмотрения дела по существу. Другим принципиально важным положением является предусмотренное п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ требование о том, что излагаемое в постановлении решение по делу должно быть мотивированным. Подобные правовые установления обусловлены серьезными правовыми последствиями, которые возникают в связи с разрешением дела об административном правонарушении, существенно ограничивающим права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц в случаях применения к ним мер административного наказания. При прекращении производства по делу об административном правонарушении постановление является основанием для освобождения от административной ответственности указанных лиц, что также сопряжено с привлечением к юридической ответственности должностных лиц, виновных в незаконном возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, не только лица (физические или юридические) при совершении ими административных правонарушений несут ответственность перед государством, но и государство является ответственным перед ними в случае незаконного применения мер административного наказания. При этом возможно возвращение взысканных денежных сумм административного штрафа, возвращение незаконно изъятого имущества и иных предметов. Возмещается иной материальный ущерб и/или компенсируется моральный вред. Необходимо иметь в виду, что исполнение решений о "повороте" постановлений сопряжено со значительными сложностями для заинтересованных лиц и государственных органов, разрешающих подобные претензии, а также может порождать отрицательное отношение к государственной власти.
"Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР"
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. М.К. Треушникова)
("Спарк", "Городец", 1997)4. Исполнительное производство прекращается также ввиду истечения срока давности, установленного законом для данного вида взыскания. Если суд признает причины пропуска срока давности уважительными, он может восстановить срок (ст. 347). Однако следует отметить, что установленный законом срок на взыскание административных штрафов восстановлению не подлежит.
(постатейный)
(2-е издание, исправленное и дополненное)
(под ред. М.К. Треушникова)
("Спарк", "Городец", 1997)4. Исполнительное производство прекращается также ввиду истечения срока давности, установленного законом для данного вида взыскания. Если суд признает причины пропуска срока давности уважительными, он может восстановить срок (ст. 347). Однако следует отметить, что установленный законом срок на взыскание административных штрафов восстановлению не подлежит.
Статья: Сравнительный анализ частной и государственной системы принудительного исполнения на примере Республики Молдова и Российской Федерации
(Ильинская Е.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Представляется, что ст. 12 ИК РМ, позволяющая выдавать исполнительные листы после обретения решением суда окончательного характера, следует изменить, установив, что исполнительный лист выдается после вступления решения суда в законную силу. Принудительное исполнение только вступивших в законную силу судебных решений позволит предотвратить нарушение прав должников и сделает ненужным поворот принудительного исполнения судебных решений.
(Ильинская Е.)
("Практика исполнительного производства", 2016, N 1)Представляется, что ст. 12 ИК РМ, позволяющая выдавать исполнительные листы после обретения решением суда окончательного характера, следует изменить, установив, что исполнительный лист выдается после вступления решения суда в законную силу. Принудительное исполнение только вступивших в законную силу судебных решений позволит предотвратить нарушение прав должников и сделает ненужным поворот принудительного исполнения судебных решений.
Статья: Что нового в судах от 23.09.2008
("Расчет", 2008, N 10)В преддверии Нового года компания провела лотерею среди своих потенциальных покупателей, предварительно оповестив местную налоговую инспекцию о готовящейся акции. Каково же было удивление фирмы, когда за этим последовал административный штраф по ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. Так налоговики отреагировали на то, что фирма провела мероприятие, не испросив дозволения инспекции. Организацию такой поворот событий не удовлетворил, и она отказалась исполнять волю инспекции. Чиновники обратились за справедливостью в суд. Арбитры первой инстанции, а затем и апелляционной поддержали фискалов, но фирму это не переубедило. В конечном счете дело перешло в кассацию. Здесь судьи поддержали налогоплательщика, указав коллегам на допущенные ими ошибки при рассмотрении дела. Так, из ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ следует, что юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности, если оно проводит лотерею, не получив в установленном порядке соответствующего разрешения или не уведомив об этом инспекцию. При этом п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" для стимулирующей лотереи предусмотрен уведомительный порядок (п. 1 ст. 7 Закона N 138-ФЗ). На этот факт и не обратили внимания нижестоящие суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. N Ф04-5249/2008(10560-А27-6)).
("Расчет", 2008, N 10)В преддверии Нового года компания провела лотерею среди своих потенциальных покупателей, предварительно оповестив местную налоговую инспекцию о готовящейся акции. Каково же было удивление фирмы, когда за этим последовал административный штраф по ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ. Так налоговики отреагировали на то, что фирма провела мероприятие, не испросив дозволения инспекции. Организацию такой поворот событий не удовлетворил, и она отказалась исполнять волю инспекции. Чиновники обратились за справедливостью в суд. Арбитры первой инстанции, а затем и апелляционной поддержали фискалов, но фирму это не переубедило. В конечном счете дело перешло в кассацию. Здесь судьи поддержали налогоплательщика, указав коллегам на допущенные ими ошибки при рассмотрении дела. Так, из ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ следует, что юридическое лицо должно быть привлечено к административной ответственности, если оно проводит лотерею, не получив в установленном порядке соответствующего разрешения или не уведомив об этом инспекцию. При этом п. 3 ст. 3 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" для стимулирующей лотереи предусмотрен уведомительный порядок (п. 1 ст. 7 Закона N 138-ФЗ). На этот факт и не обратили внимания нижестоящие суды (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 августа 2008 г. N Ф04-5249/2008(10560-А27-6)).