Повод к возбуждению административного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Повод к возбуждению административного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за выгрузку или сброс с транспортных средств, в том числе грузовых, отходов производства и потребления вне мест (площадок) их накопления
(КонсультантПлюс, 2025)...данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств системы "АвтоУраган"... Эти данные послужили поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. Также на основании этих данных должностным лицом в соответствии со статьями 28.6, 29.10 КоАП РФ вынесено постановление без составления протокола об административном правонарушении.
(КонсультантПлюс, 2025)...данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, получены с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств системы "АвтоУраган"... Эти данные послужили поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ. Также на основании этих данных должностным лицом в соответствии со статьями 28.6, 29.10 КоАП РФ вынесено постановление без составления протокола об административном правонарушении.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"КоАП не содержит специальный повод для возбуждения административного дела по статье 14.3, части 4 ст. 14.3.1, ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как оказываются услуги по вывозу мусора и каким требованиям они должны соответствовать
(КонсультантПлюс, 2025)Для привлечения регионального оператора к административной ответственности рекомендуем обратиться с заявлением, которое может послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Для привлечения регионального оператора к административной ответственности рекомендуем обратиться с заявлением, которое может послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):
Статья: Порядок отказа в возбуждении дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ указано, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ указано, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности:
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также уточняется, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, устанавливающего факт нарушения порядка проведения мероприятий при реализации проекта по строительству.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Также уточняется, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, устанавливающего факт нарушения порядка проведения мероприятий при реализации проекта по строительству.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5. Орган или должностное лицо, уполномоченные выносить постановления в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, при наличии предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса повода к возбуждению дела об административном правонарушении и при отсутствии у них необходимых для вынесения постановления сведений о собственнике (владельце) соответствующего транспортного средства вправе вынести определение об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства.
(ред. от 04.11.2025)5. Орган или должностное лицо, уполномоченные выносить постановления в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, при наличии предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 28.1 настоящего Кодекса повода к возбуждению дела об административном правонарушении и при отсутствии у них необходимых для вынесения постановления сведений о собственнике (владельце) соответствующего транспортного средства вправе вынести определение об истребовании сведений о собственнике (владельце) указанного транспортного средства.
Статья: Использование результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении
(Ширеева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В статье рассмотрены некоторые вопросы использования результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Исследованы теоретические воззрения ученых-административистов на предмет соотношения контрольного (надзорного) производства и производства по делу об административном правонарушении. Представлены условия и требования, которым должны отвечать результаты контрольной (надзорной) деятельности как поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
(Ширеева Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)В статье рассмотрены некоторые вопросы использования результатов контрольной (надзорной) деятельности на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Исследованы теоретические воззрения ученых-административистов на предмет соотношения контрольного (надзорного) производства и производства по делу об административном правонарушении. Представлены условия и требования, которым должны отвечать результаты контрольной (надзорной) деятельности как поводы к возбуждению дела об административном правонарушении.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в п. 12 Письма ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" <169>, комментируемый Закон не предусматривает установления форм, форматов и порядка направления запросов налоговых органов о предоставлении перечня банковских платежных агентов (субагентов) и предоставления соответствующей информации; аналогичная позиция содержится в Письме Банка России от 10 ноября 2011 г. N 08-14-2/4592; отказ оператора по переводу денежных средств в предоставлении по запросу налогового органа перечня банковских платежных агентов (субагентов) является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 или ст. 19.7 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечалось в п. 12 Письма ФНС России от 10 сентября 2012 г. N АС-4-2/14961@ "О направлении разъяснений" <169>, комментируемый Закон не предусматривает установления форм, форматов и порядка направления запросов налоговых органов о предоставлении перечня банковских платежных агентов (субагентов) и предоставления соответствующей информации; аналогичная позиция содержится в Письме Банка России от 10 ноября 2011 г. N 08-14-2/4592; отказ оператора по переводу денежных средств в предоставлении по запросу налогового органа перечня банковских платежных агентов (субагентов) является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.4 или ст. 19.7 КоАП РФ с учетом фактических обстоятельств дела.
Статья: Юридические факты в административно-процессуальных правоотношениях
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Юридическим фактом для возникновения административно-процессуальных правоотношений в таких случаях являются действия, направленные на формирование повода для возбуждения административного дела. Такими поводами, например, будут: подача заявления в соответствующий государственный орган; непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным на производство по делу об административном правонарушении, факта совершения административного правонарушения; сообщение средств массовой информации о совершенном дисциплинарном проступке и т.п.
(Спиридонов П.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Юридическим фактом для возникновения административно-процессуальных правоотношений в таких случаях являются действия, направленные на формирование повода для возбуждения административного дела. Такими поводами, например, будут: подача заявления в соответствующий государственный орган; непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным на производство по делу об административном правонарушении, факта совершения административного правонарушения; сообщение средств массовой информации о совершенном дисциплинарном проступке и т.п.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На противоречивость статуса инспектора указывают законодательные положения, регламентирующие его административно-юрисдикционную деятельность, которую он совмещает с контрольно-надзорной, разрешительной и профилактической. КоАП РФ устанавливает перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, первым в списке стоит непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, - как раз то, что имеет место в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия. Однако применительно к тем правонарушениям, объективную сторону которых образует несоблюдение обязательных требований и которые должны быть выявлены в рамках контрольно-надзорного мероприятия, законодатель сделал исключение и обязал инспектора провести и довести до конца мероприятие по контролю (надзору), да еще и обязательно проведенное во взаимодействии с контролируемым лицом, оформить его результаты и лишь после этого возбудить дело об административном правонарушении. Из этого общего правила сделаны исключения для тех случаев, когда признаки правонарушения выявлены в ходе проведения постоянного рейда или контрольной закупки.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)На противоречивость статуса инспектора указывают законодательные положения, регламентирующие его административно-юрисдикционную деятельность, которую он совмещает с контрольно-надзорной, разрешительной и профилактической. КоАП РФ устанавливает перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, первым в списке стоит непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, - как раз то, что имеет место в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия. Однако применительно к тем правонарушениям, объективную сторону которых образует несоблюдение обязательных требований и которые должны быть выявлены в рамках контрольно-надзорного мероприятия, законодатель сделал исключение и обязал инспектора провести и довести до конца мероприятие по контролю (надзору), да еще и обязательно проведенное во взаимодействии с контролируемым лицом, оформить его результаты и лишь после этого возбудить дело об административном правонарушении. Из этого общего правила сделаны исключения для тех случаев, когда признаки правонарушения выявлены в ходе проведения постоянного рейда или контрольной закупки.
Ситуация: Обязателен ли "уголок потребителя"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, вы можете обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Ваше заявление (жалоба) может послужить поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. п. 2, 3 ст. 40 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, вы можете обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Ваше заявление (жалоба) может послужить поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. п. 2, 3 ст. 40 Закона N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; ч. 1 ст. 14.5, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15, ч. 1 ст. 23.49, п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Ситуация: Как пожаловаться в Роспотребнадзор?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое обращение может являться в том числе поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Такое обращение может являться в том числе поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.3, ч. 1 ст. 23.49 КоАП РФ).
Статья: Институт возбуждения дела об административном правонарушении в свете реформы контроля (надзора)
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Одним из первых шагов к согласованию контрольно-надзорной деятельности и административно-деликтного производства стало дополнение <11> в 2014 г. ст. 28.1 КоАП РФ примечанием, в силу которого при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 данной статьи (непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения) повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если соответствующие сведения обнаружены уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки (за исключением ситуации, когда возникает необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности). Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривается, что именно проверка признавалась обобщающей категорией в отношении совокупности мероприятий по контролю для оценки соответствия установленным требованиям, а по результатам ее проведения могло быть принято решение о привлечении контролируемого лица к ответственности (ст. 2 и 17) <12>, причем согласно анализируемому примечанию (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ) к ст. 28.1 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении без надлежащего отражения итогов проверки исключалось <13>.
(Карицкая А.А.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 4)Одним из первых шагов к согласованию контрольно-надзорной деятельности и административно-деликтного производства стало дополнение <11> в 2014 г. ст. 28.1 КоАП РФ примечанием, в силу которого при наличии предусмотренного п. 1 ч. 1 данной статьи (непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения) повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если соответствующие сведения обнаружены уполномоченным должностным лицом в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки (за исключением ситуации, когда возникает необходимость применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности). Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусматривается, что именно проверка признавалась обобщающей категорией в отношении совокупности мероприятий по контролю для оценки соответствия установленным требованиям, а по результатам ее проведения могло быть принято решение о привлечении контролируемого лица к ответственности (ст. 2 и 17) <12>, причем согласно анализируемому примечанию (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ) к ст. 28.1 КоАП РФ возбуждение дела об административном правонарушении без надлежащего отражения итогов проверки исключалось <13>.