Потребитель экономически слабая сторона



Подборка наиболее важных документов по запросу Потребитель экономически слабая сторона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ: Свобода договора ограничена в отношениях с потребителем
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.04.2023 N 14-П и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 4 ст. 421, п. 2 ст. 428, ст. 811 ГК РФ, ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1
В отношениях с профессиональными продавцами граждане-потребители подчас лишены возможности влиять на содержание договоров, что является для них фактическим ограничением свободы договора. Соответственно, необходимо предоставить потребителю как экономически слабой стороне в таких правоотношениях особую защиту его прав и соразмерно ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для профессионалов. Это позволит реально гарантировать соблюдение конституционного принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Заключение договора потребительского кредита (займа)" Федерального закона "О потребительском кредите (займе)""Банк как продавец дополнительной услуги по смыслу положений частей 2.9, 2.10 статьи 7 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" выступает лицом, обязанным вместо третьего лица возвратить уплаченные заемщиком денежные средства в случае, когда такое лицо не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанность по их возврату, что направлено на установление дополнительных гарантий защиты прав потребителя как экономически слабой стороны.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Финансово-правовые аспекты функционирования института финансового уполномоченного
(Сурменева Е.А., Беликов Е.Г.)
("Банковское право", 2024, N 4)
Повышение уровня доверия граждан к финансовым продуктам обеспечивается и за счет особенностей способа защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, реализуемого институтом финансового уполномоченного. Для механизма досудебного урегулирования, установленного Законом N 123-ФЗ, характерна потребительская направленность как на этапе подачи обращения финансовому уполномоченному, так и на стадии рассмотрения спора по существу. Сам порядок защиты характеризуется доступностью и простотой, бесплатностью для потребителя, ускоренными сроками рассмотрения обращений, удобством процесса рассмотрения обращений с построенной коммуникационной средой взаимодействия, ускоренными сроками вступления в силу и исполнения решения финансового уполномоченного. Подходы, используемые финансовым уполномоченным при разрешении споров, свидетельствуют о формировании правоприменительной практики, учитывающей интересы потребителей как экономически слабых сторон правоотношений, сдерживающей профессиональных участников финансового рынка от навязывания слабой стороне несправедливых условий. Узкая специализация, в условиях которой функционирует институт финансового уполномоченного, позволяет глубоко прорабатывать правовые вопросы применительно к отдельным видам финансовых услуг и категориям их потребителей. Это, в свою очередь, является важным фактором обеспечения единства правоприменительных позиций финансовых уполномоченных при рассмотрении обращений по существу, что особенно важно при существующей проблеме противоречивости судебной практики. Узкая специализация и единство правоприменения в рамках института финансового уполномоченного обеспечивают единообразное применение законодательства Российской Федерации, что выступает необходимым условием обеспечения равного отношения к правам и законным интересам потребителей финансовых услуг и их защите.
показать больше документов