Потребитель финансовых услуг это
Подборка наиболее важных документов по запросу Потребитель финансовых услуг это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Законодательство о гражданском судопроизводстве" ГПК РФ"Ввиду того, что финансовый уполномоченный является лицом, разрешающим гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, он не может являться ответчиком по заявлению финансовой организации, не согласной с его решением, принятым по спору между потребителем финансовых услуг и этой организацией. Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (часть 4 статьи 1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований согласился, указав, что все действия по заключению договора совершены одним действием путем введения кода подтверждения, направленного банком смс-сообщением, в котором назначение данного кода было указано латинским шрифтом, в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей о предоставлении информации на русском языке. Такой упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному приведенными выше положениями Закона о потребительском кредите и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Федеральным Законом, так и Законом о защите прав потребителей. Из установленных обстоятельств дела следует, что кредитный договор был заключен посредством удаленного доступа, при этом предоставленные кредитные средства были переведены, как указывалось истцом, на неизвестные счета третьим лицам. Кроме того, предоставленной детализацией услуг связи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Вымпелком" подтвержден довод истца о том, что ему не приходили от банка смс-коды для удаленного доступа к личному кабинету и он самостоятельно не вводил смс-код, посредством введения которого и был заключен кредитный договор. Как правильно отметил суд, представленная банком информация о направлении истцу соответствующих кодов, является односторонней и подтверждает лишь факт направления смс-кодов на номер, указанный истцом, однако не подтверждает факт получения истцом и введения им смс-кодов, поскольку оператором услуг связи получение смс сообщений от банка на номер истца и направление их банку, не подтверждены."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Понятие потребителя финансовых услуг раскрывается в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" - это физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Финансовая услуга определяется, например, в п. 3 Протокола по финансовым услугам посредством перечисления широкого перечня услуг финансового характера <18>. К числу последних отнесены, в частности, следующие услуги: торговля за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом: иностранной валютой; деривативами, в том числе фьючерсами и опционами; инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая сделки "своп" и форвардные сделки; торговля финансовыми инструментами за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом; участие в эмиссии (выпуске) всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение в качестве агента (государственного или частного), и оказание услуг, относящихся к такой эмиссии (выпуску); управление такими активами, как денежные средства или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление активами и инвестиционными портфелями пенсионных фондов, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги; консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги во всех видах деятельности на рынке ценных бумаг, включая исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)Понятие потребителя финансовых услуг раскрывается в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" - это физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Финансовая услуга определяется, например, в п. 3 Протокола по финансовым услугам посредством перечисления широкого перечня услуг финансового характера <18>. К числу последних отнесены, в частности, следующие услуги: торговля за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом: иностранной валютой; деривативами, в том числе фьючерсами и опционами; инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая сделки "своп" и форвардные сделки; торговля финансовыми инструментами за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом; участие в эмиссии (выпуске) всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение в качестве агента (государственного или частного), и оказание услуг, относящихся к такой эмиссии (выпуску); управление такими активами, как денежные средства или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление активами и инвестиционными портфелями пенсионных фондов, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги; консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги во всех видах деятельности на рынке ценных бумаг, включая исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.
Статья: Пути преодоления информационной диспропорции в правоотношениях с потребителем финансовых услуг в условиях перехода к цифровой экономике
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)Однако указанные изменения в законодательстве будут применяться совместно с десятками иных нормативных и квазинормативных актов в области раскрытия и предоставления информации потребителям финансовых услуг. Это делает актуальным вопрос теоретической оценки избранного в Российской Федерации подхода к преодолению информационной диспропорции (информационной асимметрии) <3> в правоотношениях финансовой организации с потребителем, в том числе в условиях развития дистанционных каналов взаимодействия с гражданами. Для достижения этой цели в рамках настоящей статьи мы оценим влияние Закона об информировании потребителя на систему действующего нормативно-правового регулирования в области информирования потребителя финансовых услуг. Кроме того, рассмотрим подходы к раскрытию информации потребителю, заложенные в позитивно-правовом регулировании, в зависимости от вида финансовой услуги и способа ее оказания (предоставления). Результатом указанной работы видится формулирование вывода об эффективности, достаточности и системности нормативно-правового регулирования в области раскрытия и предоставления информации потребителю <4>.
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)Однако указанные изменения в законодательстве будут применяться совместно с десятками иных нормативных и квазинормативных актов в области раскрытия и предоставления информации потребителям финансовых услуг. Это делает актуальным вопрос теоретической оценки избранного в Российской Федерации подхода к преодолению информационной диспропорции (информационной асимметрии) <3> в правоотношениях финансовой организации с потребителем, в том числе в условиях развития дистанционных каналов взаимодействия с гражданами. Для достижения этой цели в рамках настоящей статьи мы оценим влияние Закона об информировании потребителя на систему действующего нормативно-правового регулирования в области информирования потребителя финансовых услуг. Кроме того, рассмотрим подходы к раскрытию информации потребителю, заложенные в позитивно-правовом регулировании, в зависимости от вида финансовой услуги и способа ее оказания (предоставления). Результатом указанной работы видится формулирование вывода об эффективности, достаточности и системности нормативно-правового регулирования в области раскрытия и предоставления информации потребителю <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"2. Для целей настоящего Федерального закона под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"2. Для целей настоящего Федерального закона под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья: Защита прав физических лиц при оказании финансовых услуг
(Рахманина Н.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)Отметим, что в июне 2018 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", этим Законом был создан новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг - финансовый уполномоченный <5>, соответственно, данный нормативный правовой акт установил обязательный досудебный порядок рассмотрения споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг.
(Рахманина Н.В.)
("Цивилист", 2022, N 3)Отметим, что в июне 2018 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", этим Законом был создан новый институт защиты прав потребителей финансовых услуг - финансовый уполномоченный <5>, соответственно, данный нормативный правовой акт установил обязательный досудебный порядок рассмотрения споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг.
Статья: Четыре признака недобросовестности банка при онлайн-кредитовании: анализ свежей практики ВС РФ
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)В другом определении СКГД ВС РФ <9> отмечено, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному Законом о потребительском кредите, и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Законом, так и Законом о защите прав потребителей <10>.
(Михеева И.)
("Банковское кредитование", 2024, N 3)В другом определении СКГД ВС РФ <9> отмечено, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному Законом о потребительском кредите, и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Законом, так и Законом о защите прав потребителей <10>.
Статья: Современные проблемы банковского кредитования: комплексный подход к решению вопросов противодействия мошенническим схемам завладения денежными средствами граждан
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)В настоящее время органы государственной власти, Банк России и иные участники финансового рынка предпринимают различные меры в целях противодействия мошенничеству в сфере потребительского кредитования. Следует учитывать, что параллельно с совершенствованием регулирования изобретаются все более изощренные методы противоправного воздействия на потребителей финансовых услуг. В этой связи необходимы постоянный мониторинг складывающейся ситуации, анализ и выявление возможных направлений противоправного воздействия в целях проработки и выстраивания адекватной комплексной системы защиты граждан. Совершенствование законодательства должно быть направлено на создание заградительных механизмов лицам, осуществляющим мошеннические действия, с учетом прогнозирования и предупреждения потенциальных рисков в условиях стремительного развития цифровых финансовых инструментов.
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)В настоящее время органы государственной власти, Банк России и иные участники финансового рынка предпринимают различные меры в целях противодействия мошенничеству в сфере потребительского кредитования. Следует учитывать, что параллельно с совершенствованием регулирования изобретаются все более изощренные методы противоправного воздействия на потребителей финансовых услуг. В этой связи необходимы постоянный мониторинг складывающейся ситуации, анализ и выявление возможных направлений противоправного воздействия в целях проработки и выстраивания адекватной комплексной системы защиты граждан. Совершенствование законодательства должно быть направлено на создание заградительных механизмов лицам, осуществляющим мошеннические действия, с учетом прогнозирования и предупреждения потенциальных рисков в условиях стремительного развития цифровых финансовых инструментов.
Статья: Онлайн-кредитование гражданина: правосудие при возможном пороке воли потребителя финансовых услуг (часть I - о разработке методологии судебного правоприменения)
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)В этом случае несогласие потребителя финансовых услуг с действительностью договора может быть включено:
(Сачков А.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)В этом случае несогласие потребителя финансовых услуг с действительностью договора может быть включено:
Готовое решение: Как возмещается ущерб (имущественный вред), причиненный в результате ДТП
(КонсультантПлюс, 2025)Если же пострадал автомобиль физлица, которое не является ИП и не использует поврежденное имущество для предпринимательской деятельности, то для урегулирования спора по ОСАГО ему нужно обратиться с заявлением о восстановлении нарушенного права к страховщику, затем к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, и только после этого, если понадобится, в суд. Этот же порядок применим к денежным требованиям физлица по каско, если их сумма не превышает 500 000 руб. (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, ч. 1 ст. 15, ч. 1, 4 ст. 16 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг).
(КонсультантПлюс, 2025)Если же пострадал автомобиль физлица, которое не является ИП и не использует поврежденное имущество для предпринимательской деятельности, то для урегулирования спора по ОСАГО ему нужно обратиться с заявлением о восстановлении нарушенного права к страховщику, затем к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг, и только после этого, если понадобится, в суд. Этот же порядок применим к денежным требованиям физлица по каско, если их сумма не превышает 500 000 руб. (п. 1 ст. 16.1 Закона об ОСАГО, ч. 1 ст. 15, ч. 1, 4 ст. 16 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг).
Статья: Искусственный интеллект, финансовые услуги, потребитель: правовые средства противодействия манипулированию
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Одной из наиболее чувствительных сфер в этом смысле является сфера финансовых услуг, поскольку развитие современных банковских платформ идет как раз по пути взаимодействия искусственного интеллекта с клиентом, в том числе потребителем. Наряду с однозначно полезными следствиями данного процесса, главным из которых рассматривается большая доступность финансовых услуг для потребителя, это ставит и весьма острые проблемы защиты прав потребителя в такой своеобразной среде, где появляются возможности в том числе манипулировать поведением потребителя, причем посредством способностей искусственного интеллекта. Эти вопросы пока не могут считаться достаточно решенными как на международном уровне, так и на уровне законодательства Российской Федерации. В настоящей статье попытаемся представить возможную структуру правового регулирования данных правоотношений, указывающую на те аспекты, без которых правовое регулирование данной области вряд ли сможет стать эффективным.
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Одной из наиболее чувствительных сфер в этом смысле является сфера финансовых услуг, поскольку развитие современных банковских платформ идет как раз по пути взаимодействия искусственного интеллекта с клиентом, в том числе потребителем. Наряду с однозначно полезными следствиями данного процесса, главным из которых рассматривается большая доступность финансовых услуг для потребителя, это ставит и весьма острые проблемы защиты прав потребителя в такой своеобразной среде, где появляются возможности в том числе манипулировать поведением потребителя, причем посредством способностей искусственного интеллекта. Эти вопросы пока не могут считаться достаточно решенными как на международном уровне, так и на уровне законодательства Российской Федерации. В настоящей статье попытаемся представить возможную структуру правового регулирования данных правоотношений, указывающую на те аспекты, без которых правовое регулирование данной области вряд ли сможет стать эффективным.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Порядок подачи обращения и особенности представительства определены в ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона. В отличие от общего порядка регулирования процедур судебной/внесудебной защиты прав граждан Закон N 123-ФЗ допускает только личное направление обращения. Таким образом, юридическое представительство не предусмотрено, за исключением законного представителя потребителя финансовых услуг. Это ограничение направлено на обеспечение непосредственного взаимодействия потребителя финансовых услуг с финансовым уполномоченным. Следует учесть, что названная форма взаимодействия предполагается не только при подаче обращения, но и на иных этапах его рассмотрения (отзыв, отказ от требований, выдача финансовому уполномоченному удостоверения и пр.).
(постатейный)
(под общ. ред. Ю.В. Воронина)
(отв. ред. Н.А. Поветкина)
("Проспект", 2022)Порядок подачи обращения и особенности представительства определены в ч. 5 ст. 16 комментируемого Закона. В отличие от общего порядка регулирования процедур судебной/внесудебной защиты прав граждан Закон N 123-ФЗ допускает только личное направление обращения. Таким образом, юридическое представительство не предусмотрено, за исключением законного представителя потребителя финансовых услуг. Это ограничение направлено на обеспечение непосредственного взаимодействия потребителя финансовых услуг с финансовым уполномоченным. Следует учесть, что названная форма взаимодействия предполагается не только при подаче обращения, но и на иных этапах его рассмотрения (отзыв, отказ от требований, выдача финансовому уполномоченному удостоверения и пр.).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, из закона следует обязательность предоставления заемщику информации об индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа) в письменном виде, а кроме того, Законом определен порядок доведения до сведения заемщика индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа) и согласования их с ним. Верховный Суд РФ обращал внимание на то, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита и распоряжения кредитными средствами, когда все действия по заключению договора сведены к введению потребителем цифрового кода, полученного в СМС-сообщении от банка, противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному приведенными выше положениями Закона о потребительском кредите, и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Федеральным законом, так и Законом о защите прав потребителей <9>.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, из закона следует обязательность предоставления заемщику информации об индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа) в письменном виде, а кроме того, Законом определен порядок доведения до сведения заемщика индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа) и согласования их с ним. Верховный Суд РФ обращал внимание на то, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита и распоряжения кредитными средствами, когда все действия по заключению договора сведены к введению потребителем цифрового кода, полученного в СМС-сообщении от банка, противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному приведенными выше положениями Закона о потребительском кредите, и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Федеральным законом, так и Законом о защите прав потребителей <9>.
Статья: Влияние современных технологий на информационную диспропорцию в банковской деятельности: правовой аспект
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.09.2023 N 18-КГ23-99-К4 <23> указано, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному положениями Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Законом, так и Законом "О защите прав потребителей".
(Михеева И.Е.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.09.2023 N 18-КГ23-99-К4 <23> указано, что упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному положениями Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Законом, так и Законом "О защите прав потребителей".
"Защита прав потребителей финансовых услуг: монография"
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)В перечне в Законе о финансовом уполномоченном содержатся основные виды финансовых организаций, работающих с потребителями финансовых услуг. Это следующие организации:
(Курбатов А.Я.)
("Юстицинформ", 2023)В перечне в Законе о финансовом уполномоченном содержатся основные виды финансовых организаций, работающих с потребителями финансовых услуг. Это следующие организации: