Потребитель финансовых услуг это



Подборка наиболее важных документов по запросу Потребитель финансовых услуг это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Законодательство о гражданском судопроизводстве" ГПК РФ"Ввиду того, что финансовый уполномоченный является лицом, разрешающим гражданско-правовой спор между потребителем финансовых услуг и финансовой организацией, он не может являться ответчиком по заявлению финансовой организации, не согласной с его решением, принятым по спору между потребителем финансовых услуг и этой организацией. Поскольку процессуальным законом данные вопросы прямо не урегулированы, исходя из общих принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (часть 4 статьи 1 ГПК РФ), финансовая организация в таком случае участвует в деле в качестве заявителя, финансовый уполномоченный и потребитель финансовых услуг привлекаются к участию в деле в качестве заинтересованных лиц."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований согласился, указав, что все действия по заключению договора совершены одним действием путем введения кода подтверждения, направленного банком смс-сообщением, в котором назначение данного кода было указано латинским шрифтом, в нарушение требований пункта 2 статьи 8 Закона о защите прав потребителей о предоставлении информации на русском языке. Такой упрощенный порядок предоставления потребительского кредита противоречит порядку заключения договора потребительского кредита, подробно урегулированному приведенными выше положениями Закона о потребительском кредите и фактически нивелирует все гарантии прав потребителя финансовых услуг, установленные как этим Федеральным Законом, так и Законом о защите прав потребителей. Из установленных обстоятельств дела следует, что кредитный договор был заключен посредством удаленного доступа, при этом предоставленные кредитные средства были переведены, как указывалось истцом, на неизвестные счета третьим лицам. Кроме того, предоставленной детализацией услуг связи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПАО "Вымпелком" подтвержден довод истца о том, что ему не приходили от банка смс-коды для удаленного доступа к личному кабинету и он самостоятельно не вводил смс-код, посредством введения которого и был заключен кредитный договор. Как правильно отметил суд, представленная банком информация о направлении истцу соответствующих кодов, является односторонней и подтверждает лишь факт направления смс-кодов на номер, указанный истцом, однако не подтверждает факт получения истцом и введения им смс-кодов, поскольку оператором услуг связи получение смс сообщений от банка на номер истца и направление их банку, не подтверждены."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции
(Щукин А.И.)
("Журнал российского права", 2022, N 2)
Понятие потребителя финансовых услуг раскрывается в ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" - это физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Финансовая услуга определяется, например, в п. 3 Протокола по финансовым услугам посредством перечисления широкого перечня услуг финансового характера <18>. К числу последних отнесены, в частности, следующие услуги: торговля за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом: иностранной валютой; деривативами, в том числе фьючерсами и опционами; инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая сделки "своп" и форвардные сделки; торговля финансовыми инструментами за свой счет и за счет клиентов, на бирже и внебиржевом рынке, либо иным образом; участие в эмиссии (выпуске) всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение в качестве агента (государственного или частного), и оказание услуг, относящихся к такой эмиссии (выпуску); управление такими активами, как денежные средства или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление активами и инвестиционными портфелями пенсионных фондов, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги; консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги во всех видах деятельности на рынке ценных бумаг, включая исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.
Статья: Пути преодоления информационной диспропорции в правоотношениях с потребителем финансовых услуг в условиях перехода к цифровой экономике
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)
Однако указанные изменения в законодательстве будут применяться совместно с десятками иных нормативных и квазинормативных актов в области раскрытия и предоставления информации потребителям финансовых услуг. Это делает актуальным вопрос теоретической оценки избранного в Российской Федерации подхода к преодолению информационной диспропорции (информационной асимметрии) <3> в правоотношениях финансовой организации с потребителем, в том числе в условиях развития дистанционных каналов взаимодействия с гражданами. Для достижения этой цели в рамках настоящей статьи мы оценим влияние Закона об информировании потребителя на систему действующего нормативно-правового регулирования в области информирования потребителя финансовых услуг. Кроме того, рассмотрим подходы к раскрытию информации потребителю, заложенные в позитивно-правовом регулировании, в зависимости от вида финансовой услуги и способа ее оказания (предоставления). Результатом указанной работы видится формулирование вывода об эффективности, достаточности и системности нормативно-правового регулирования в области раскрытия и предоставления информации потребителю <4>.
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ
(ред. от 23.07.2025, с изм. от 13.11.2025)
"Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг"
2. Для целей настоящего Федерального закона под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
показать больше документов