Поступок порочащий честь и достоинство
Подборка наиболее важных документов по запросу Поступок порочащий честь и достоинство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 152 "Защита чести, достоинства и деловой репутации" ГК РФКак установлено судом ответчик в письмах указывал на действительность события - факт принятия Ф. решения оказать помощь, которую не оказал; данные сведения не соответствуют действительности, доказательств обратного ответчиком не представлено. Данные сведения порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, создавая о нем представление, как о человеке совершим неблаговидный поступок в общественной жизни, не сдержавшего данного обещания, связанного с лечением пострадавшего в ДТП гражданина."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы фракционной организованности в нижней палате парламента Российской Федерации
(Орлова А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Исходя из этого можно сделать вывод, что депутат Государственной Думы не должен подвергаться санкциям в результате того, что он голосует отлично от указанной ему позиции, так как в первую очередь, реализуя свои профессиональные полномочия, он должен руководствоваться Конституцией РФ и своей совестью, а не заранее оговоренной ему установкой. В связи с чем видится, что исключение из фракции за отступление от консолидированной позиции является слишком радикальной мерой, применение которой возможно в исключительных случаях (например, совершение депутатом преступления или поступка, порочащего честь и достоинство и несовместимого с наличием мандата депутата, но никак не за результаты голосования).
(Орлова А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Исходя из этого можно сделать вывод, что депутат Государственной Думы не должен подвергаться санкциям в результате того, что он голосует отлично от указанной ему позиции, так как в первую очередь, реализуя свои профессиональные полномочия, он должен руководствоваться Конституцией РФ и своей совестью, а не заранее оговоренной ему установкой. В связи с чем видится, что исключение из фракции за отступление от консолидированной позиции является слишком радикальной мерой, применение которой возможно в исключительных случаях (например, совершение депутатом преступления или поступка, порочащего честь и достоинство и несовместимого с наличием мандата депутата, но никак не за результаты голосования).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- совершение проступка, порочащего честь и достоинство. Сотрудник органов принудительного исполнения должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету органов принудительного исполнения, а также государственной власти. В законодательстве нет списка поступков, которые могут привести к увольнению сотрудника органов принудительного исполнения. Однако судебная практика признает таким поступком виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником служебной дисциплины, различных регламентов, должностных инструкций, правил служебного распорядка и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, приказов и распоряжений руководителей и непосредственного руководителя. К поступкам, порочащим честь и достоинство, также относятся факты совершения не только преступлений, но и административных правонарушений, недостойное поведение в быту, во внеслужебных отношениях. При указанных обстоятельствах сотрудник подлежит безусловному увольнению, а контракт - расторжению;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- совершение проступка, порочащего честь и достоинство. Сотрудник органов принудительного исполнения должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету органов принудительного исполнения, а также государственной власти. В законодательстве нет списка поступков, которые могут привести к увольнению сотрудника органов принудительного исполнения. Однако судебная практика признает таким поступком виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником служебной дисциплины, различных регламентов, должностных инструкций, правил служебного распорядка и требований к служебному поведению либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязанностей, приказов и распоряжений руководителей и непосредственного руководителя. К поступкам, порочащим честь и достоинство, также относятся факты совершения не только преступлений, но и административных правонарушений, недостойное поведение в быту, во внеслужебных отношениях. При указанных обстоятельствах сотрудник подлежит безусловному увольнению, а контракт - расторжению;
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Полномочия председателя, заместителей председателя и судей кассационного суда общей юрисдикции в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Полномочия председателя, заместителей председателя и судей кассационного суда общей юрисдикции в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Статья: Квазисудебные парламентарные процедуры лишения судьи статуса в России и Соединенных Штатах Америки
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)В результате принятых изменений в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а также в Законе РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судей высшего и среднего звеньев судебной системы России, включая председателей судов и их заместителей, а именно: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам (то есть все судьи вне территории субъектов РФ), могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Основаниями для такого прекращения полномочий судей являются совершение ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
(Кузнецова И.С.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2022, N 2)В результате принятых изменений в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а также в Законе РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" полномочия судей высшего и среднего звеньев судебной системы России, включая председателей судов и их заместителей, а именно: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам (то есть все судьи вне территории субъектов РФ), могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Основаниями для такого прекращения полномочий судей являются совершение ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Статья: О некоторых особенностях нового законодательного регулирования статуса Конституционного Суда Российской Федерации
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Установление новой конституционной основы осуществления Конституционным Судом Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) конституционного правосудия обуславливает необходимость дальнейшего законодательного регулирования вопросов его организации и деятельности как высшего судебного органа конституционного контроля (ст. 1 Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N-5 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации")) <1>. Одной из таких важнейших правовых новелл регламентации статуса Конституционного Суда РФ, вызванных сокращением общего количества до 11 судей, является снижение законного кворума для проведения заседаний и принятия решений при наличии в его составе не менее 8 членов (ст. 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), и не исключается возникновение на практике ситуаций, когда голоса судей по разбирательству дел могут разделиться поровну и мнение председательствующего, голосующего последним в заседании, может иметь решающее значение по делу (ст. 72 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Кроме того, минимизация численности судей Конституционного Суда РФ ведет к увеличению нагрузки среди действующих судей и к возрастанию роли его секретариата на стадии предварительного изучения обращения судьями и вероятности расширения процедуры письменного разбирательства дел в конституционном судопроизводстве. Одновременно введение нового порядка назначения и освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации ФС РФ) по представлению Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) и при условии неоднократного переназначения руководителей позволяет сделать вывод об особом статусе этих должностных лиц и ставит их в определенную политическую зависимость от усмотрения главы государства и сената парламента <2> (ст. 23 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Также установление дополнительных компрометирующих оснований и процедуры досрочного прекращения полномочий членов Конституционного Суда РФ, включая совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, препятствующих осуществлению им своих полномочий по решению Совета Федерации ФС РФ и представлению Президента РФ без участия Конституционного Суда РФ (ч. 5 - 6 ст. 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), косвенно свидетельствует о снижении уровня самостоятельности в системе разделения властей <3>. Как следствие имеющейся тенденции законодателя по ограничению самостоятельности Конституционного Суда РФ с точки зрения информирования общественности о различных подходах составления проектов итогового решения следует считать введение запрета по обнародованию особого мнения судьи на принятое постановление и заключение или публично на него ссылаться впредь, поскольку оно лишь приобщается вместе с другими материалами дела к протоколу судебного заседания (ст. 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
(Татаринов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 1)Установление новой конституционной основы осуществления Конституционным Судом Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) конституционного правосудия обуславливает необходимость дальнейшего законодательного регулирования вопросов его организации и деятельности как высшего судебного органа конституционного контроля (ст. 1 Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N-5 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации")) <1>. Одной из таких важнейших правовых новелл регламентации статуса Конституционного Суда РФ, вызванных сокращением общего количества до 11 судей, является снижение законного кворума для проведения заседаний и принятия решений при наличии в его составе не менее 8 членов (ст. 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), и не исключается возникновение на практике ситуаций, когда голоса судей по разбирательству дел могут разделиться поровну и мнение председательствующего, голосующего последним в заседании, может иметь решающее значение по делу (ст. 72 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Кроме того, минимизация численности судей Конституционного Суда РФ ведет к увеличению нагрузки среди действующих судей и к возрастанию роли его секретариата на стадии предварительного изучения обращения судьями и вероятности расширения процедуры письменного разбирательства дел в конституционном судопроизводстве. Одновременно введение нового порядка назначения и освобождения от должности Председателя Конституционного Суда РФ и его заместителя Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации ФС РФ) по представлению Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ) и при условии неоднократного переназначения руководителей позволяет сделать вывод об особом статусе этих должностных лиц и ставит их в определенную политическую зависимость от усмотрения главы государства и сената парламента <2> (ст. 23 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Также установление дополнительных компрометирующих оснований и процедуры досрочного прекращения полномочий членов Конституционного Суда РФ, включая совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, препятствующих осуществлению им своих полномочий по решению Совета Федерации ФС РФ и представлению Президента РФ без участия Конституционного Суда РФ (ч. 5 - 6 ст. 18 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"), косвенно свидетельствует о снижении уровня самостоятельности в системе разделения властей <3>. Как следствие имеющейся тенденции законодателя по ограничению самостоятельности Конституционного Суда РФ с точки зрения информирования общественности о различных подходах составления проектов итогового решения следует считать введение запрета по обнародованию особого мнения судьи на принятое постановление и заключение или публично на него ссылаться впредь, поскольку оно лишь приобщается вместе с другими материалами дела к протоколу судебного заседания (ст. 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Статья: Реформа Конституционного Суда РФ 2020 года: "кто будет сторожить сторожей"
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Между тем остается вопрос о возможности прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ за совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, в частности, нарушения Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей. До недавнего времени этот вопрос решался самим Конституционным Судом, а участие Президента РФ и Совета Федерации могло выступать лишь "финальным аккордом".
(Велиева Д.С., Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Между тем остается вопрос о возможности прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ за совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, в частности, нарушения Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей. До недавнего времени этот вопрос решался самим Конституционным Судом, а участие Президента РФ и Совета Федерации могло выступать лишь "финальным аккордом".
Статья: Качество институтов конституционного права
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Данные рассуждения нельзя назвать полными, но все же создается общее впечатление, что формальное выведение судебной системы из предмета ведения Министерства юстиции само по себе не сделало суд более независимым от власти по сравнению с поздним советским периодом. Возможно, он стал даже более зависимым в связи с обострением политической борьбы за власть и влияние. Особую озабоченность вызывает принятие в 2020 г. положения Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 102) о прекращении Советом Федерации полномочий судей всех уровней кроме судов первой инстанции. Данная норма содержит определенные основания ("совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий") и пока не применялась на практике. Общий принцип о несменяемости судей указывает на то, что прекращение полномочий судей должно осуществляться независимым органом, свободным от чрезмерного политического влияния со стороны представителей исполнительной или законодательной власти <5>. Данная статья Конституции РФ не допускает обжалования такого решения, что нарушает Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 40/146 от 13 декабря 1985 г., согласно которым решения об отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки.
(Дедов Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 10)Данные рассуждения нельзя назвать полными, но все же создается общее впечатление, что формальное выведение судебной системы из предмета ведения Министерства юстиции само по себе не сделало суд более независимым от власти по сравнению с поздним советским периодом. Возможно, он стал даже более зависимым в связи с обострением политической борьбы за власть и влияние. Особую озабоченность вызывает принятие в 2020 г. положения Конституции РФ (п. "л" ч. 1 ст. 102) о прекращении Советом Федерации полномочий судей всех уровней кроме судов первой инстанции. Данная норма содержит определенные основания ("совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий") и пока не применялась на практике. Общий принцип о несменяемости судей указывает на то, что прекращение полномочий судей должно осуществляться независимым органом, свободным от чрезмерного политического влияния со стороны представителей исполнительной или законодательной власти <5>. Данная статья Конституции РФ не допускает обжалования такого решения, что нарушает Основные принципы независимости судебных органов, одобренные Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 40/146 от 13 декабря 1985 г., согласно которым решения об отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Совет Федерации по представлению Президента получил возможность прекращать полномочия судей Конституционного Суда, Верховного Суда, председателей и заместителей (заместителя) председателей высших судов, председателей, заместителей председателя, судей кассационных и апелляционных судов <24> в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или в иных случаях, предусмотренных законодательством, свидетельствующих о невозможности дальнейшего осуществления судьями своих полномочий. Можно сказать, что только в этом аспекте перечень предметов ведения Совета Федерации (синхронно с президентским) был действительно расширен. В остальном же он был либо "увеличен" таким образом, что практического значения такое формальное "увеличение" не имеет, либо сужен и ограничен.
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Совет Федерации по представлению Президента получил возможность прекращать полномочия судей Конституционного Суда, Верховного Суда, председателей и заместителей (заместителя) председателей высших судов, председателей, заместителей председателя, судей кассационных и апелляционных судов <24> в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или в иных случаях, предусмотренных законодательством, свидетельствующих о невозможности дальнейшего осуществления судьями своих полномочий. Можно сказать, что только в этом аспекте перечень предметов ведения Совета Федерации (синхронно с президентским) был действительно расширен. В остальном же он был либо "увеличен" таким образом, что практического значения такое формальное "увеличение" не имеет, либо сужен и ограничен.
Статья: Досрочное прекращение полномочий председателя суда Советом Федерации по представлению Президента РФ
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Согласно п. 3 ст. 15 ФКЗ N 1 полномочия судьи могут быть прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:
(Королева Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 10)Согласно п. 3 ст. 15 ФКЗ N 1 полномочия судьи могут быть прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае совершения им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В отношениях с судебной властью новшеством стало и право Президента вносить в Совет Федерации представление об освобождении от должности Председателя, его заместителей и других судей Конституционного Суда РФ, Председателя, его заместителей и других судей Верховного Суда РФ, председателей, их заместителей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (п. "е.3" ст. 83).
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В отношениях с судебной властью новшеством стало и право Президента вносить в Совет Федерации представление об освобождении от должности Председателя, его заместителей и других судей Конституционного Суда РФ, Председателя, его заместителей и других судей Верховного Суда РФ, председателей, их заместителей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом и свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий (п. "е.3" ст. 83).
Статья: Открытость и прозрачность информации о судебной деятельности в аспекте формирования судейского корпуса
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)В статье указывается, что доверие общества к судебной власти в правовом государстве обеспечивается соблюдением важнейших принципов организации государственной деятельности - открытости и прозрачности. Однако при формировании судейского корпуса указанные принципы не закреплены ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике. Цель исследования - установить теоретические основы принципов открытости и прозрачности информации при формировании судейского корпуса, а также выявить направления их практической реализации в аспекте формирования судейского корпуса. Методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой и системного анализа. Автором выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной открытостью и прозрачностью формирования судейского корпуса. Сделаны выводы, что в целях повышения доверия общества к судебной власти необходимо изменить порядок проведения квалификационного экзамена; систематизировать свободные вакансии и обеспечить их своевременную публикацию; установить в законодательстве перечень обязательных проверок претендентов; утвердить шкалу объективных критериев оценивания кандидатов; ограничить полномочия Комиссии при Президенте Российской Федерации (далее - РФ) по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий; установить критерии отграничения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, от иных поступков, не влекущих досрочное прекращение полномочий судьи; дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей.
(Кирющенко И.И.)
("Российский судья", 2022, N 7)В статье указывается, что доверие общества к судебной власти в правовом государстве обеспечивается соблюдением важнейших принципов организации государственной деятельности - открытости и прозрачности. Однако при формировании судейского корпуса указанные принципы не закреплены ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике. Цель исследования - установить теоретические основы принципов открытости и прозрачности информации при формировании судейского корпуса, а также выявить направления их практической реализации в аспекте формирования судейского корпуса. Методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой и системного анализа. Автором выявлен ряд проблем, связанных с недостаточной открытостью и прозрачностью формирования судейского корпуса. Сделаны выводы, что в целях повышения доверия общества к судебной власти необходимо изменить порядок проведения квалификационного экзамена; систематизировать свободные вакансии и обеспечить их своевременную публикацию; установить в законодательстве перечень обязательных проверок претендентов; утвердить шкалу объективных критериев оценивания кандидатов; ограничить полномочия Комиссии при Президенте Российской Федерации (далее - РФ) по предварительному рассмотрению вопросов назначения судей и прекращения их полномочий; установить критерии отграничения поступка, порочащего честь и достоинство судьи, от иных поступков, не влекущих досрочное прекращение полномочий судьи; дополнить основания досрочного прекращения полномочий судей.
Статья: Конституционная модель места и роли президентской власти в системе разделения властей в Российской Федерации
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Закрепленная в Конституции РФ 1993 года модель взаимоотношений президента с судебной властью также вытекает из идеи президентской власти и предполагает его активное влияние и на эту традиционную ветвь власти. Согласно п. "е" ст. 83 Конституции РФ именно Президент РФ представляет Совету Федерации для назначения на должность кандидатуры Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Кроме того, глава государства вносит в Совет Федерации представления о прекращении полномочий указанных выше представителей высших судов судебной системы, а также председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
(Скуратов Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 11)Закрепленная в Конституции РФ 1993 года модель взаимоотношений президента с судебной властью также вытекает из идеи президентской власти и предполагает его активное влияние и на эту традиционную ветвь власти. Согласно п. "е" ст. 83 Конституции РФ именно Президент РФ представляет Совету Федерации для назначения на должность кандидатуры Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда РФ, Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов. Кроме того, глава государства вносит в Совет Федерации представления о прекращении полномочий указанных выше представителей высших судов судебной системы, а также председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Статья: О проблемных нововведениях 2020 года в Конституцию РФ в сфере механизма правосудия
(Клеандров М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Далее - о разрушении единства статуса судей. Эти конституционные нововведения о досрочном прекращении полномочий судей, хотя и относящиеся к случаям "совершение ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий" (указанные нововведения закреплены в ст. 83 и 102 Конституции РФ), т.е. в качестве меры ответственности за совершение судьей тяжкого проступка, а также хотя и относятся не ко всем федеральным судьям, а лишь к судьям Конституционного и Верховного Судов РФ, кассационных и апелляционных судов, тем не менее разрывают единство статуса судей, которым мы обоснованно гордились и которое было законодательно - в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), закреплено еще до принятия Конституции РФ, в 1992 г. <1>, а затем - в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" в 1996 г. <2> (далее - Закон о судебной системе Российской Федерации). Ведь статус судьи - это совокупность прав, обязанностей, ответственности, судейского иммунитета и пр.; у судей - различное правовое положение, им присваиваются разные квалификационные классы и т.д., но статус у всех государственных (в смысле - не третейских, спортивных...) судей един. Так и ответственность за совершение судьей тяжкого проступка должна быть единой по своей правовой природе для всех судей, таковой она и была до нововведений - дисциплинарной, включающей самое тяжкое дисциплинарное взыскание - досрочное прекращение полномочий судьи. Теперь же нововведениями в Конституцию РФ для указанной выше группы судей ответственность за грубый - точно такой же, как для остальных судей и для этих же судей, что была до названного нововведения - установлена конституционная ответственность - ее применяет Совет Федерации по представлению Президента РФ, и для этой группы она установлена исключительно Конституцией РФ, соответственно, за такой же грубый проступок дисциплинарная ответственность к ним неприменима.
(Клеандров М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Далее - о разрушении единства статуса судей. Эти конституционные нововведения о досрочном прекращении полномочий судей, хотя и относящиеся к случаям "совершение ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий" (указанные нововведения закреплены в ст. 83 и 102 Конституции РФ), т.е. в качестве меры ответственности за совершение судьей тяжкого проступка, а также хотя и относятся не ко всем федеральным судьям, а лишь к судьям Конституционного и Верховного Судов РФ, кассационных и апелляционных судов, тем не менее разрывают единство статуса судей, которым мы обоснованно гордились и которое было законодательно - в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей), закреплено еще до принятия Конституции РФ, в 1992 г. <1>, а затем - в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" в 1996 г. <2> (далее - Закон о судебной системе Российской Федерации). Ведь статус судьи - это совокупность прав, обязанностей, ответственности, судейского иммунитета и пр.; у судей - различное правовое положение, им присваиваются разные квалификационные классы и т.д., но статус у всех государственных (в смысле - не третейских, спортивных...) судей един. Так и ответственность за совершение судьей тяжкого проступка должна быть единой по своей правовой природе для всех судей, таковой она и была до нововведений - дисциплинарной, включающей самое тяжкое дисциплинарное взыскание - досрочное прекращение полномочий судьи. Теперь же нововведениями в Конституцию РФ для указанной выше группы судей ответственность за грубый - точно такой же, как для остальных судей и для этих же судей, что была до названного нововведения - установлена конституционная ответственность - ее применяет Совет Федерации по представлению Президента РФ, и для этой группы она установлена исключительно Конституцией РФ, соответственно, за такой же грубый проступок дисциплинарная ответственность к ним неприменима.