Поступление земли
Подборка наиболее важных документов по запросу Поступление земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.29 "Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"При этом п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ предусматривает конкретные сроки действий администрации при поступлении заявления о перераспределении земельных участков, нарушение которых сами по себе могут повлечь соответствующую ответственность органа власти."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14 "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""Суд апелляционной инстанции учитывая, что участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, доказательств обратного в материалы дела не представлено, а также, что уведомления Росреестра в адрес Рослесхоза о выявлении пересечения спорных земельных участков с землями лесного фонда для целей применения части 8 статьи 14 Закона о переводе земель не поступали, исходил из того, что суд первой инстанции не обоснованно пришел к выводу об истечении трехмесячный срока для судебного оспаривания права и возможности приведения сведений ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какой порядок предоставления земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной/муниципальной собственности, гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству? При поступлении заявления о предоставлении земельного участка нужно ли публиковать его в сети Интернет?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 13.4. Особенности страхования денежных средств, поступивших от реализации жилого помещения и (или) земельного участка (части земельного участка), на котором расположен жилой дом (часть жилого дома), садовый дом (часть садового дома), иные строения
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 13.4. Особенности страхования денежных средств, поступивших от реализации жилого помещения и (или) земельного участка (части земельного участка), на котором расположен жилой дом (часть жилого дома), садовый дом (часть садового дома), иные строения
Нормативные акты
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1
(ред. от 26.06.2007)
"О плате за землю"Раздел VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ
(ред. от 26.06.2007)
"О плате за землю"Раздел VI. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПИВШИХ
Приказ МНС РФ от 06.03.2000 N АП-3-04/90
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)IV. Порядок зачисления, централизации и использования
(ред. от 21.04.2003)
"Об отмене Инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(вместе с Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 N 56)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.04.2000 N 2183)IV. Порядок зачисления, централизации и использования
Готовое решение: Как составить предварительный договор купли-продажи земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)заключить предварительный договор купли-продажи земельного участка и договор строительного подряда, если покупатель хочет получить в собственность земельный участок и дом, но при этом желает выступить заказчиком строительства дома и контролировать его ход и качество. В договоре подряда предусмотреть право на его расторжение в одностороннем порядке или автоматическое прекращение в случае, если земельный участок не поступит в собственность заказчика в определенный срок. Пункт 1 ст. 157 ГК РФ допускает ставить возникновение прав и обязанностей под условие;
(КонсультантПлюс, 2025)заключить предварительный договор купли-продажи земельного участка и договор строительного подряда, если покупатель хочет получить в собственность земельный участок и дом, но при этом желает выступить заказчиком строительства дома и контролировать его ход и качество. В договоре подряда предусмотреть право на его расторжение в одностороннем порядке или автоматическое прекращение в случае, если земельный участок не поступит в собственность заказчика в определенный срок. Пункт 1 ст. 157 ГК РФ допускает ставить возникновение прав и обязанностей под условие;
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Данные о поступлениях земельного налога в местные бюджеты Самарской области за рассматриваемые периоды по данным отчетов Федеральной налоговой службы [12] представлены на рисунке 3 (см. с. 58).
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Данные о поступлениях земельного налога в местные бюджеты Самарской области за рассматриваемые периоды по данным отчетов Федеральной налоговой службы [12] представлены на рисунке 3 (см. с. 58).
Готовое решение: Как вносятся сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке и как он снимается с кадастрового учета
(КонсультантПлюс, 2025)не выявлены правообладатели исходного земельного участка либо объектов недвижимости (помещений в них), расположенных на ранее учтенном участке либо его части. В этом случае орган регистрации прав должен направить в соответствующий орган госвласти (орган местного самоуправления) запрос о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок и оснований для разграничения права собственности на землю. Если поступит ответ об их отсутствии либо ответ не поступит в течение трех месяцев со дня направления запроса, разделу и записи присваивается статус "архивный (архивная)" (пп. 3 п. 238 указанного Порядка).
(КонсультантПлюс, 2025)не выявлены правообладатели исходного земельного участка либо объектов недвижимости (помещений в них), расположенных на ранее учтенном участке либо его части. В этом случае орган регистрации прав должен направить в соответствующий орган госвласти (орган местного самоуправления) запрос о наличии правоустанавливающих документов на ранее учтенный земельный участок и оснований для разграничения права собственности на землю. Если поступит ответ об их отсутствии либо ответ не поступит в течение трех месяцев со дня направления запроса, разделу и записи присваивается статус "архивный (архивная)" (пп. 3 п. 238 указанного Порядка).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) поступления заявления собственника земельного участка о снятии с учета части земельного участка, образованной в связи с наличием на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, и отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на данном земельном участке.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) поступления заявления собственника земельного участка о снятии с учета части земельного участка, образованной в связи с наличием на земельном участке здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, и отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о расположении таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на данном земельном участке.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В условиях кризисных изменений в экономике 2020 г. возросла необходимость финансовой поддержки регионов и муниципальных образований, столкнувшихся с недополучением бюджетных доходов. В зависимости от экономической специализации острота проблем в различных регионах не была одинаковой [1]. Но Н.В. Зубаревич справедливо отмечает, что уже первая волна кризиса 2020 г., когда вводились массовые карантины, существенно повлияла на снижение доходов бюджетов субъектов РФ [2]. Основные проблемы были связаны со снижением поступлений налога на прибыль, но и другие виды налоговых и неналоговых поступлений также уменьшились в нестабильных условиях. Для большинства регионов основными доходными источниками являются НДФЛ и налог на прибыль. Удельный вес НДФЛ в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов оставался в стабильных условиях практически неизменным, а суммы и доли поступлений налога на прибыль более изменчивы [3]. На местном уровне основным источником налоговых доходов является НДФЛ, но значимы и поступления налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего бизнеса, а также налог на землю. В 2020 г. органы местного самоуправления столкнулись со снижением налоговых и неналоговых поступлений, а также со сложностями реализации бюджетной политики, связанными с ростом неопределенности внешней среды. Наиболее остро это проявилось в крупных экономически развитых городах [4], в то время как сельские территории с невысоким уровнем экономического потенциала изменения затронули в меньшей степени. По данным Минфина России, в 2020 г. наиболее существенное снижение доходов местных бюджетов наблюдалось по таким видам доходов, как ЕНВД - на 20%, неналоговые доходы - на 10%. Несколько уменьшились и поступления земельного налога, составляющего основную часть поступлений по местным налогам. Общее уменьшение доходов данного вида, полученных всеми типами муниципальных образований в 2020 г., составило 2% по сравнению с 2019 г. Величина НДФЛ, являющегося основным источником доходов местных бюджетов, в целом по муниципальным образованиям при этом возросла на 6%.
Статья: Концессии и соглашения о публично-частном партнерстве: сравнительный анализ и вопросы права собственности
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Верховным Судом Российской Федерации была выражена позиция о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности поступления земельного участка в общую долевую собственность публично-правового образования и частного лица, следовательно, такая долевая собственность невозможна <23>. Учитывая эту позицию судебных органов, можно предположить, что общая долевая собственность публичных и частных сторон и на здания, строения, сооружения также вызывает вопросы. Однако на практике существует множество примеров, когда такая общая долевая собственность на недвижимость возникает в силу различных правовых оснований.
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Верховным Судом Российской Федерации была выражена позиция о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности поступления земельного участка в общую долевую собственность публично-правового образования и частного лица, следовательно, такая долевая собственность невозможна <23>. Учитывая эту позицию судебных органов, можно предположить, что общая долевая собственность публичных и частных сторон и на здания, строения, сооружения также вызывает вопросы. Однако на практике существует множество примеров, когда такая общая долевая собственность на недвижимость возникает в силу различных правовых оснований.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель лица, указанные п. 15 Правил N 800, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации земель лица, указанные п. 15 Правил N 800, направляют заявителю способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель, уведомление о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании.
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В первую очередь следует отметить существенное падение роли и значения налога на землю в формировании собственной финансовой базы муниципальных бюджетов. Если в 2010 г. доля данного налога в общей сумме доходов местных бюджетов составляла 3,9%, то в последующие годы наметилась четкая тенденция к ее снижению и, судя по отчету за 2022 г., она составила всего 2,55%. Та же самая тенденция имеет место и в соотношении сумм поступлений налога на землю и общей суммы налоговых доходов местных бюджетов. За указанный период доля налога на землю снизилась с 12,7 до 9,3%. Обращает также на себя внимание тот факт, что за этот период рост поступлений налога обеспечивался в основном за счет увеличения налоговой нагрузки на население. В 2022 г. физическими лицами было уплачено в местные бюджеты 44,4 млрд руб. земельного налога, что ровно в 3 раза превысило данный показатель 2010 г. В то же время поступления налога от организаций выросли лишь на 38%. Таким образом, налог на землю, несмотря на все принимаемые меры, так и не стал стабильным источником доходов бюджетов местного самоуправления.