Постоянное бессрочное пользование лесного
Подборка наиболее важных документов по запросу Постоянное бессрочное пользование лесного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 9 "Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком" ЛК РФСТАТЬЯ 9 "ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком" ЛК РФСТАТЬЯ 9 "ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫМ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)б) дата заключения контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений или дата документа о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)б) дата заключения контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ, договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений или дата документа о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Кроме того, новая редакция ст. 9 ЛК РФ предусмотрела ранее отсутствовавшие в нем "право постоянного бессрочного пользования" лесными участками, находящимися в публичной собственности (возможно, по известной аналогии с земельным законодательством, отказавшимся от его использования), а также сервитуты, включая "публичные", на земельные участки, находящиеся в публичной собственности <481>. Все это свидетельствует об очевидной несогласованности вещно-правового регулирования, осуществляемого одновременно гражданским и земельным (а также природоресурсным) законодательством, что составляет их важный недостаток.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Кроме того, новая редакция ст. 9 ЛК РФ предусмотрела ранее отсутствовавшие в нем "право постоянного бессрочного пользования" лесными участками, находящимися в публичной собственности (возможно, по известной аналогии с земельным законодательством, отказавшимся от его использования), а также сервитуты, включая "публичные", на земельные участки, находящиеся в публичной собственности <481>. Все это свидетельствует об очевидной несогласованности вещно-правового регулирования, осуществляемого одновременно гражданским и земельным (а также природоресурсным) законодательством, что составляет их важный недостаток.
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Перечень предоставленных в аренду, постоянное
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Перечень предоставленных в аренду, постоянное
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основа освоения лесов, расположенных в границах лесничеств, - лесное планирование <1>. Основным документом лесного планирования является проект освоения лесов, составляемый в соответствии со ст. 12 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или публичного сервитута <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Основа освоения лесов, расположенных в границах лесничеств, - лесное планирование <1>. Основным документом лесного планирования является проект освоения лесов, составляемый в соответствии со ст. 12 ЛК РФ лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или публичного сервитута <2>.
Статья: Порядок проведения санитарных рубок лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 60.7 ЛК РФ проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 2 ст. 60.7 ЛК РФ проведение санитарно-оздоровительных мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Статья: Новеллы законодательства о недвижимом имуществе
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)В качестве основания для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута квалифицировано невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения (ч. 4 ст. 61 ЛК, ФЗ N 303).
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)В качестве основания для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута квалифицировано невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента, проекта освоения лесов, проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения в части воспроизводства лесов или лесоразведения (ч. 4 ст. 61 ЛК, ФЗ N 303).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
(КонсультантПлюс, 2025)Так, частью 2 статьи 24 ЛК РФ определено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Является ли существенным нарушением договора аренды лесного участка неисполнение предусмотренных им работ по охране, защите, воспроизводству лесов или по составлению проекта освоения лесов и получению положительного заключения госэкспертизы на него
(КонсультантПлюс, 2025)Так, частью 2 статьи 24 ЛК РФ определено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Отклоняя доводы уполномоченного органа и признавая их незаконными, суд указал, что в соответствии со ст. 83 ЛК РФ определенные полномочия в области лесных отношений Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ; на основании данной нормы на территории автономного округа, в пределах которого находился спорный участок, субъектом РФ принято постановление, согласно которому к сфере компетенции уполномоченного органа относится предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и аренду. В защиту позиции уполномоченного органа можно отметить, что в указанном акте субъекта РФ (о полномочиях в сфере лесных отношений) прямо не предусмотрено право на выдачу разрешения на использование земельных участков без их предоставления. Тем не менее подход суда основывается на том, что установленный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила N 1244) перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков носит исчерпывающий характер.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Отклоняя доводы уполномоченного органа и признавая их незаконными, суд указал, что в соответствии со ст. 83 ЛК РФ определенные полномочия в области лесных отношений Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ; на основании данной нормы на территории автономного округа, в пределах которого находился спорный участок, субъектом РФ принято постановление, согласно которому к сфере компетенции уполномоченного органа относится предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование и аренду. В защиту позиции уполномоченного органа можно отметить, что в указанном акте субъекта РФ (о полномочиях в сфере лесных отношений) прямо не предусмотрено право на выдачу разрешения на использование земельных участков без их предоставления. Тем не менее подход суда основывается на том, что установленный Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности" (далее - Правила N 1244) перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков носит исчерпывающий характер.