Постановка садового дома на кадастровый учет
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка садового дома на кадастровый учет (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Основания прекращения аренды земельного участка" ЗК РФПри таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что ответчик с момента заключения договора аренды принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательств по спорным договорам, а именно возвел и поставил на кадастровый учет садовый дом, одновременно с регистрацией на него права собственности.
Апелляционное определение Московского городского суда от 04.02.2025 N 33-1403/2025 (УИД 77RS0034-02-2024-005890-23)
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О расторжении договора.
Обстоятельства: Ответчик после получения в аренду земельного участка принял необходимые меры для исполнения обязательств по спорному договору, в частности, приступил к проектированию объекта, заключил договор подряда со строительной и ресурсоснабжающей организацией, возвел и поставил на кадастровый учет садовый дом, одновременно с регистрацией на него права собственности приступил к строительству жилого дома, то есть вопреки утверждениям истца ответчик не допускал существенных нарушений условий данного договора.
Решение: Отказано.Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы о том, что не освоение земельного участка и не использование его для целей дачного строительства подтверждается актом обследования Госинспекции по недвижимости от 06.04.2023, при этом все установленные судом действия ответчика по освоению земельного участка были предприняты после подачи искового заявления в суд, а строительство и постановка на кадастровый учет нежилого здания - деревянного садового дома площадью 12,5 кв. м, используемого как подсобное помещение, не может являться надлежащим освоением спорного земельного участка для целей дачного строительства, не могут повлиять на существо постановленного судом решения, поскольку фактически данные доводы выражают несогласие с установленными судом обстоятельствами по делу и сделанными в связи с этим выводами суда.
Категория спора: Аренда земли.
Требования арендодателя: О расторжении договора.
Обстоятельства: Ответчик после получения в аренду земельного участка принял необходимые меры для исполнения обязательств по спорному договору, в частности, приступил к проектированию объекта, заключил договор подряда со строительной и ресурсоснабжающей организацией, возвел и поставил на кадастровый учет садовый дом, одновременно с регистрацией на него права собственности приступил к строительству жилого дома, то есть вопреки утверждениям истца ответчик не допускал существенных нарушений условий данного договора.
Решение: Отказано.Доводы апелляционной жалобы Департамента городского имущества г. Москвы и Правительства Москвы о том, что не освоение земельного участка и не использование его для целей дачного строительства подтверждается актом обследования Госинспекции по недвижимости от 06.04.2023, при этом все установленные судом действия ответчика по освоению земельного участка были предприняты после подачи искового заявления в суд, а строительство и постановка на кадастровый учет нежилого здания - деревянного садового дома площадью 12,5 кв. м, используемого как подсобное помещение, не может являться надлежащим освоением спорного земельного участка для целей дачного строительства, не могут повлиять на существо постановленного судом решения, поскольку фактически данные доводы выражают несогласие с установленными судом обстоятельствами по делу и сделанными в связи с этим выводами суда.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как зарегистрировать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом, о начале строительства которого направлялось уведомление в уполномоченный орган, необходимы следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1.2 ст. 19, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом, о начале строительства которого направлялось уведомление в уполномоченный орган, необходимы следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1.2 ст. 19, ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ; ч. 16 ст. 55 ГрК РФ):
Статья: О продлении дачной амнистии: проблемы применения
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)И несмотря на то что параметры строительства для садового дома не установлены, регистратор откажет в регистрации и постановке на государственный кадастровый учет в случае, если параметры садового дома будут не соответствовать п. 39 ст. 1 ГрК РФ.
(Ефимова Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 4)И несмотря на то что параметры строительства для садового дома не установлены, регистратор откажет в регистрации и постановке на государственный кадастровый учет в случае, если параметры садового дома будут не соответствовать п. 39 ст. 1 ГрК РФ.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12.04.2018 N АПЛ18-104
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N АКПИ17-981, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приказов Минкультуры России от 08.06.2016 N 1279 и от 12.08.2016 N 1864>В административном исковом заявлении указано, что названные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального садоводства. С ноября 2012 г. по май 2013 г. в Управлении градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации Ч. получила строительные паспорта на строительство садовых домиков на этих земельных участках. В настоящее время на участках N 269 БХ и 273 БХ находится объект незавершенного строительства, поставленный на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (кадастровый номер <...>) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на остальных участках выполнены работы по заливке фундамента для дальнейшего строительства садовых домиков. Приказ N 1279 и Приказ N 1864, включившие принадлежащие административному истцу земельные участки в состав территории Достопримечательного места, устанавливают ограничения по их использованию в соответствии с целевым назначением (ведение индивидуального садоводства и размещение садовых домиков), нарушают права, свободы и законные интересы Ч. как собственника имущества, поскольку лишают ее права продолжать строительные работы по устройству садовых домиков на основании ранее полученных строительно-разрешительных документов. Кроме того, Правилами определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384, предусмотрено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ зоны не должно превышать 1 километр, в то время как земельные участки административного истца находятся на расстоянии более 2 километров от крепости Чембало.
<Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N АКПИ17-981, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приказов Минкультуры России от 08.06.2016 N 1279 и от 12.08.2016 N 1864>В административном исковом заявлении указано, что названные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального садоводства. С ноября 2012 г. по май 2013 г. в Управлении градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации Ч. получила строительные паспорта на строительство садовых домиков на этих земельных участках. В настоящее время на участках N 269 БХ и 273 БХ находится объект незавершенного строительства, поставленный на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (кадастровый номер <...>) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на остальных участках выполнены работы по заливке фундамента для дальнейшего строительства садовых домиков. Приказ N 1279 и Приказ N 1864, включившие принадлежащие административному истцу земельные участки в состав территории Достопримечательного места, устанавливают ограничения по их использованию в соответствии с целевым назначением (ведение индивидуального садоводства и размещение садовых домиков), нарушают права, свободы и законные интересы Ч. как собственника имущества, поскольку лишают ее права продолжать строительные работы по устройству садовых домиков на основании ранее полученных строительно-разрешительных документов. Кроме того, Правилами определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384, предусмотрено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ зоны не должно превышать 1 километр, в то время как земельные участки административного истца находятся на расстоянии более 2 километров от крепости Чембало.
Решение Верховного Суда РФ от 15.01.2018 N АКПИ17-981
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приказов Минкультуры РФ от 08.06.2016 N 1279 "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории" и от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе">В обоснование заявленного требования указывает, что земельные участки, расположенные по адресу: г. <...>, с кадастровыми номерами <...>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального садоводства, были переданы ей в частную собственность на основании решения Балаклавского районного Совета V созыва (г. Севастополь) от 27 июня 2008 г. N 22с-5-404, в 2009 г. она получила государственные акты о праве собственности на земельные участки. С ноября 2012 г. по май 2013 г. в Управлении градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации административный истец получила строительные паспорта на строительство садовых домиков на земельных участках. В настоящее время на участках N 269 БХ и 273 БХ находится объект незавершенного строительства, поставленный на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (кадастровый номер <...>) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на остальных участках выполнены работы по заливке фундаментов для дальнейшего строительства садовых домиков. Оспариваемые в части приказы, согласно которым принадлежащие ей земельные участки вошли в состав территории достопримечательного места, устанавливают ограничения по их использованию в соответствии с целевым назначением (ведение индивидуального садоводства и размещение садовых домиков), нарушают ее права, свободы и законные интересы как собственника имущества, поскольку лишают ее права продолжить строительные работы по устройству садовых домиков на основании ранее полученных строительно-разрешительных документов. Кроме того, Правилами определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384, установлено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ зоны не должно превышать 1 километр. Ее земельные участки находятся на расстоянии более 2 километров от крепости Чембало. По мнению административного истца, следует признать приказы в оспариваемой части недействующими, а также исключить из каталога координат характерных (поворотных) точек границ территории достопримечательного места координаты характерных (поворотных) точек ее шести земельных участков.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими приказов Минкультуры РФ от 08.06.2016 N 1279 "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита" (город Севастополь) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения, а также об утверждении границ его территории" и от 12.08.2016 N 1864 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита", расположенного в городе Севастополе">В обоснование заявленного требования указывает, что земельные участки, расположенные по адресу: г. <...>, с кадастровыми номерами <...>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения индивидуального садоводства, были переданы ей в частную собственность на основании решения Балаклавского районного Совета V созыва (г. Севастополь) от 27 июня 2008 г. N 22с-5-404, в 2009 г. она получила государственные акты о праве собственности на земельные участки. С ноября 2012 г. по май 2013 г. в Управлении градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации административный истец получила строительные паспорта на строительство садовых домиков на земельных участках. В настоящее время на участках N 269 БХ и 273 БХ находится объект незавершенного строительства, поставленный на кадастровый учет в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя (кадастровый номер <...>) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а на остальных участках выполнены работы по заливке фундаментов для дальнейшего строительства садовых домиков. Оспариваемые в части приказы, согласно которым принадлежащие ей земельные участки вошли в состав территории достопримечательного места, устанавливают ограничения по их использованию в соответствии с целевым назначением (ведение индивидуального садоводства и размещение садовых домиков), нарушают ее права, свободы и законные интересы как собственника имущества, поскольку лишают ее права продолжить строительные работы по устройству садовых домиков на основании ранее полученных строительно-разрешительных документов. Кроме того, Правилами определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2006 г. N 384, установлено, что расстояние от границ земельного участка, на котором расположены охраняемые объекты, до границ зоны не должно превышать 1 километр. Ее земельные участки находятся на расстоянии более 2 километров от крепости Чембало. По мнению административного истца, следует признать приказы в оспариваемой части недействующими, а также исключить из каталога координат характерных (поворотных) точек границ территории достопримечательного места координаты характерных (поворотных) точек ее шести земельных участков.
Ситуация: Как признать право собственности на садовый дом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)технический план садового дома (если садовый дом не был поставлен до 04.08.2018 на кадастровый учет);
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)технический план садового дома (если садовый дом не был поставлен до 04.08.2018 на кадастровый учет);
Статья: Закон наводит порядок в сведениях ЕГРН
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Новым Законом не устанавливаются специальные переходные положения, поэтому рекомендуется провести ревизию вспомогательных объектов недвижимости, которые строились без получения разрешений на строительство и не поставлены на кадастровый учет, и внести информацию о таких объектах в ЕГРН до 1 марта 2025 года.
(Кочанова Т.)
("Жилищное право", 2025, N 4)Новым Законом не устанавливаются специальные переходные положения, поэтому рекомендуется провести ревизию вспомогательных объектов недвижимости, которые строились без получения разрешений на строительство и не поставлены на кадастровый учет, и внести информацию о таких объектах в ЕГРН до 1 марта 2025 года.
Статья: Обязательное межевание и регистрация всех строений
(Зеленая У., Гребнева Н., Кавиева С.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Существующий в настоящее время порядок эксплуатации зданий и сооружений не обязывает их ставить на государственный кадастровый учет и осуществлять регистрацию прав. При этом, по оценкам Росреестра, на территории каждого субъекта находится от 1 до 5 тыс. только индивидуальных жилых домов, не зарегистрированных в установленном порядке. При этом меры, обязывающие обеспечить их оформление, законодательством не предусмотрены.
(Зеленая У., Гребнева Н., Кавиева С.)
("Жилищное право", 2025, N 2)Существующий в настоящее время порядок эксплуатации зданий и сооружений не обязывает их ставить на государственный кадастровый учет и осуществлять регистрацию прав. При этом, по оценкам Росреестра, на территории каждого субъекта находится от 1 до 5 тыс. только индивидуальных жилых домов, не зарегистрированных в установленном порядке. При этом меры, обязывающие обеспечить их оформление, законодательством не предусмотрены.
Статья: Прописка на даче - анализ споров
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Так, Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам требование истца было удовлетворено, поскольку принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в границах территории, отведенной СНТ для ведения садоводства, поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН с видом разрешенного использования "для садоводства, для иных видов жилой застройки", данный вид разрешенного использования земельного участка позволяет размещение на нем как садового дома, так и жилого в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2022 N 9-КАД22-4-К1).
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2023, N 7)Так, Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам требование истца было удовлетворено, поскольку принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок расположен на землях населенных пунктов, в границах территории, отведенной СНТ для ведения садоводства, поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН с видом разрешенного использования "для садоводства, для иных видов жилой застройки", данный вид разрешенного использования земельного участка позволяет размещение на нем как садового дома, так и жилого в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 08.06.2022 N 9-КАД22-4-К1).
Вопрос: Как воспользоваться правом на "дачную амнистию"?
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Для этого вместе с пакетом необходимых документов нужно представить в орган регистрации прав свидетельство о праве на наследство на земельный участок, на котором расположен такой дом. В этом случае государственная регистрация права собственности наследника на земельный участок и расположенный на нем жилой дом (а также постановка на кадастровый учет этого дома при наличии соответствующих заявления и документов, если дом не учтен в ЕГРН) осуществляется одновременно.
("Официальный сайт Росреестра", 2022)Для этого вместе с пакетом необходимых документов нужно представить в орган регистрации прав свидетельство о праве на наследство на земельный участок, на котором расположен такой дом. В этом случае государственная регистрация права собственности наследника на земельный участок и расположенный на нем жилой дом (а также постановка на кадастровый учет этого дома при наличии соответствующих заявления и документов, если дом не учтен в ЕГРН) осуществляется одновременно.