Постановка на учет сооружения
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет сооружения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Регистрация права собственности на инженерные сети
(КонсультантПлюс, 2025)Установленные обстоятельства позволили суду второй инстанции сделать вывод о незаконности оспоренных отказов по причине отсутствия надлежащим образом оформленных заявлений о постановке сооружений на кадастровый учет...
(КонсультантПлюс, 2025)Установленные обстоятельства позволили суду второй инстанции сделать вывод о незаконности оспоренных отказов по причине отсутствия надлежащим образом оформленных заявлений о постановке сооружений на кадастровый учет...
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 69 "Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Поскольку право собственности на производственно-технологический комплекс Локомотивного депо Нахабино зарегистрировано 31.03.2004, а в его составе находилось сооружение "теплотрасса и сеть горячего водоснабжения литера 32", несмотря на то, что спорное сооружение было поставлено на кадастровый учет уже после принятия Закона N 218-ФЗ, газопровод также считается "ранее учтенным объектов недвижимости" ввиду регистрации права на данный объект недвижимости в составе комплекса."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как поставить на кадастровый учет объект капитального строительства
(КонсультантПлюс, 2025)7.1. Как поставить на кадастровый учет нежилое здание (сооружение)
(КонсультантПлюс, 2025)7.1. Как поставить на кадастровый учет нежилое здание (сооружение)
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Вопросы: Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по созданию временных зданий, сооружений, необходимых для строительства Объекта? Необходимо ли поставить на учет временное сооружение и амортизировать в соответствии с БУ по сроку строительства, а в налоговом учете - в соответствии с принадлежностью к амортизационной группе? Как правильно отразить в БУ и НУ демонтаж этих временных зданий, сооружений по окончании строительства Объекта?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Вопросы: Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете расходы по созданию временных зданий, сооружений, необходимых для строительства Объекта? Необходимо ли поставить на учет временное сооружение и амортизировать в соответствии с БУ по сроку строительства, а в налоговом учете - в соответствии с принадлежностью к амортизационной группе? Как правильно отразить в БУ и НУ демонтаж этих временных зданий, сооружений по окончании строительства Объекта?
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. Органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Как следует из определения реконструкции, она осуществляется только в отношении ОКС, к которым помещения не относятся, последние выступают лишь вторичными объектами недвижимости. Если здание переведено во вторичные объекты недвижимости, то здание как первичный объект недвижимости прекращает свое существование, оставаясь при этом зданием как ОКС в случае его реконструкции. В отношении помещений может осуществляться лишь их перепланировка, которая меняет конфигурацию помещений, не затрагивая при этом контуры самого здания (перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и т.п.). В противном случае, если в результате перепланировки изменяются параметры здания, она превратится в реконструкцию здания. Термин "перепланировка здания" действующее законодательство не содержит. Проблема усугубляется тем, что перепланировка регулируется лишь жилищным законодательством, которое распространяется в этой части как на жилые, так и на нежилые помещения, входящие в многоквартирный дом или дом блокированной застройки. Что касается перепланировки помещений, входящих в состав иных зданий, например офисных зданий, торговых комплексов и т.п., то на законодательном уровне данная процедура не закреплена. В связи с этим Минэкономразвития России представило свой подход к соотношению перепланировки и реконструкции. Как было указано в одном из писем этого ведомства, в настоящее время понятие "перепланировка" и "переустройство" и связанные с ними процедуры отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. Государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их "перепланировкой" осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании реконструкции здания (сооружения) или его части <23>. С подобным подходом трудно согласиться по двум причинам. Во-первых, реконструкция и капитальный ремонт проводятся только в отношении ОКС, к которым помещения не относятся, о чем говорилось выше. В определении реконструкции говорится, что она может проводиться и в отношении части ОКС, но термин "часть объекта капитального строительства" нельзя толковать расширительно и рассматривать в качестве синонима помещения - вторичного объекта недвижимости. Что касается капитального ремонта, то в его определении не содержится термин "часть". То есть с точки зрения градостроительного законодательства объектом капитального ремонта может выступать только здание, сооружение. Терминология же "капитальный ремонт помещения", "капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома" относится к сфере жилищного законодательства.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Как следует из определения реконструкции, она осуществляется только в отношении ОКС, к которым помещения не относятся, последние выступают лишь вторичными объектами недвижимости. Если здание переведено во вторичные объекты недвижимости, то здание как первичный объект недвижимости прекращает свое существование, оставаясь при этом зданием как ОКС в случае его реконструкции. В отношении помещений может осуществляться лишь их перепланировка, которая меняет конфигурацию помещений, не затрагивая при этом контуры самого здания (перенос и разборка перегородок, перенос и устройство дверных проемов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений и т.п.). В противном случае, если в результате перепланировки изменяются параметры здания, она превратится в реконструкцию здания. Термин "перепланировка здания" действующее законодательство не содержит. Проблема усугубляется тем, что перепланировка регулируется лишь жилищным законодательством, которое распространяется в этой части как на жилые, так и на нежилые помещения, входящие в многоквартирный дом или дом блокированной застройки. Что касается перепланировки помещений, входящих в состав иных зданий, например офисных зданий, торговых комплексов и т.п., то на законодательном уровне данная процедура не закреплена. В связи с этим Минэкономразвития России представило свой подход к соотношению перепланировки и реконструкции. Как было указано в одном из писем этого ведомства, в настоящее время понятие "перепланировка" и "переустройство" и связанные с ними процедуры отнесены к сфере регулирования жилищного законодательства и не применяются по отношению к нежилым помещениям, в отношении которых могут проводиться реконструкция и капитальный ремонт. Государственный кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их "перепланировкой" осуществляется в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании реконструкции здания (сооружения) или его части <23>. С подобным подходом трудно согласиться по двум причинам. Во-первых, реконструкция и капитальный ремонт проводятся только в отношении ОКС, к которым помещения не относятся, о чем говорилось выше. В определении реконструкции говорится, что она может проводиться и в отношении части ОКС, но термин "часть объекта капитального строительства" нельзя толковать расширительно и рассматривать в качестве синонима помещения - вторичного объекта недвижимости. Что касается капитального ремонта, то в его определении не содержится термин "часть". То есть с точки зрения градостроительного законодательства объектом капитального ремонта может выступать только здание, сооружение. Терминология же "капитальный ремонт помещения", "капитальный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома" относится к сфере жилищного законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Направление в орган регистрации прав документов для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества по общему правилу в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи входит в обязанности органов местного самоуправления, под которыми понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако исключение сделано для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя: в них указанные функции выполняют уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации, название которых может различаться. По общему правилу бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)10. Направление в орган регистрации прав документов для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества по общему правилу в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи входит в обязанности органов местного самоуправления, под которыми понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Однако исключение сделано для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя: в них указанные функции выполняют уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации, название которых может различаться. По общему правилу бесхозяйной считается вещь, у которой нет собственника, он неизвестен либо от которой собственник отказался (п. 1 ст. 225 ГК РФ).
Готовое решение: Как организации поставить недвижимость на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)Все помещения (включая помещения общего пользования) и машино-места в созданном здании, сооружении могут ставиться на кадастровый учет (ч. 3, 3.1 ст. 40 названного Закона):
(КонсультантПлюс, 2025)Все помещения (включая помещения общего пользования) и машино-места в созданном здании, сооружении могут ставиться на кадастровый учет (ч. 3, 3.1 ст. 40 названного Закона):
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время отдельные государственные органы при толковании норм ГрК РФ и ЖК РФ приходят к выводу, что реконструкция и перепланировка соотносятся как общее и частное. Так, Минэкономразвития России дало пояснение, согласно которому кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их "перепланировкой" осуществляются в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части <1>. Но на данный момент такая позиция не получила широкого распространения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В то же время отдельные государственные органы при толковании норм ГрК РФ и ЖК РФ приходят к выводу, что реконструкция и перепланировка соотносятся как общее и частное. Так, Минэкономразвития России дало пояснение, согласно которому кадастровый учет изменений и (или) постановка на учет помещений в нежилых зданиях (сооружениях) в связи с их "перепланировкой" осуществляются в соответствии с техническим планом, подготовленным на основании документов о реконструкции здания (сооружения) или его части <1>. Но на данный момент такая позиция не получила широкого распространения.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке приема на работу иностранцев, временно пребывающих в РФ без визы
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу поставить на миграционный учет (то есть на учет по месту пребывания) вашего работника - иностранца, который прибыл в РФ в безвизовом порядке, нужно, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной. То есть если он осуществляет у вас трудовую деятельность и фактически проживает по адресу вашей организации либо в ее помещении (в том числе временном), не имеющем адресных данных (строении, сооружении). В таком случае вы ставите его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации. Если ваш работник - гражданин государства - члена ЕАЭС, то его также нужно ставить на миграционный учет в указанных случаях, исключений нет.
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу поставить на миграционный учет (то есть на учет по месту пребывания) вашего работника - иностранца, который прибыл в РФ в безвизовом порядке, нужно, если вы являетесь для иностранца принимающей стороной. То есть если он осуществляет у вас трудовую деятельность и фактически проживает по адресу вашей организации либо в ее помещении (в том числе временном), не имеющем адресных данных (строении, сооружении). В таком случае вы ставите его на учет по месту пребывания по адресу вашей организации. Если ваш работник - гражданин государства - члена ЕАЭС, то его также нужно ставить на миграционный учет в указанных случаях, исключений нет.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ростехнадзор в своих разъяснениях указывал на то, что процедура постановки на учет подъемных сооружений и оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащих учету, осуществляется до регистрации объекта в государственном реестре ОПО (см. Письмо Ростехнадзора от 14.04.2017 N 09-00-06/4397 "О порядке регистрации объектов в государственном реестре ОПО"). Также указывал на то, что в связи с тем, что необходимость применения подъемного сооружения может возникнуть на стадии монтажа оборудования на ОПО, а применение части оборудования, работающего под избыточным давлением (например, трубопроводов ТЭЦ) в процессе пусконаладочных работ, то конкретный период времени постановки на учет и, соответственно, пуска в работу конкретной единицы подъемного сооружения и оборудования, работающего под давлением, определяет эксплуатирующая их организация.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Ростехнадзор в своих разъяснениях указывал на то, что процедура постановки на учет подъемных сооружений и оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащих учету, осуществляется до регистрации объекта в государственном реестре ОПО (см. Письмо Ростехнадзора от 14.04.2017 N 09-00-06/4397 "О порядке регистрации объектов в государственном реестре ОПО"). Также указывал на то, что в связи с тем, что необходимость применения подъемного сооружения может возникнуть на стадии монтажа оборудования на ОПО, а применение части оборудования, работающего под избыточным давлением (например, трубопроводов ТЭЦ) в процессе пусконаладочных работ, то конкретный период времени постановки на учет и, соответственно, пуска в работу конкретной единицы подъемного сооружения и оборудования, работающего под давлением, определяет эксплуатирующая их организация.