Постановка на учет нерезидента
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет нерезидента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О постановке на учет агентского договора, заключенного между резидентом и нерезидентом-агентом, и отражении банком информации об исполнении обязательств по внешнеторговому импортному контракту.
(Письмо Банка России от 01.10.2025 N 43-8-3/22440)Вопрос: У кредитной организации возникли отдельные вопросы по применению Инструкции N 181-И <1>.
(Письмо Банка России от 01.10.2025 N 43-8-3/22440)Вопрос: У кредитной организации возникли отдельные вопросы по применению Инструкции N 181-И <1>.
Вопрос: О вопросах, связанных с заполнением ведомости банковского контроля, представлением справки о подтверждающих документах, постановкой на учет договора аренды, отнесением нерезидента к недружественным.
(Письмо Банка России от 29.05.2024 N 12-4-2/3858)Вопрос: 1. Должен ли банк УК <1> отражать в разд. IV ведомости банковского контроля по контракту (далее - ВБК), по которому не применяется требование о репатриации, в том числе с учетом специальных экономических мер, информацию о нарушениях по ч. 4 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ <2>?
(Письмо Банка России от 29.05.2024 N 12-4-2/3858)Вопрос: 1. Должен ли банк УК <1> отражать в разд. IV ведомости банковского контроля по контракту (далее - ВБК), по которому не применяется требование о репатриации, в том числе с учетом специальных экономических мер, информацию о нарушениях по ч. 4 ст. 24 Федерального закона N 173-ФЗ <2>?
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")упрощение процедуры открытия в уполномоченных банках рублевых счетов на имя финансовых институтов-нерезидентов, особенно в части постановки на учет нерезидентов в российских налоговых органах;
(ред. от 14.03.2023)
<Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года>
(вместе с "Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года")упрощение процедуры открытия в уполномоченных банках рублевых счетов на имя финансовых институтов-нерезидентов, особенно в части постановки на учет нерезидентов в российских налоговых органах;
Обзор: "Перечень антикризисных мер"
(КонсультантПлюс, 2025)Резидент - сторона экспортного, импортного контракта либо кредитного договора может проводить расчеты по контракту или по кредитному договору, подлежащему постановке на учет, по счетам, открытым в любом уполномоченном банке и (или) в банке-нерезиденте, и (или) проводить расчеты в наличной форме с учетом особенностей.
(КонсультантПлюс, 2025)Резидент - сторона экспортного, импортного контракта либо кредитного договора может проводить расчеты по контракту или по кредитному договору, подлежащему постановке на учет, по счетам, открытым в любом уполномоченном банке и (или) в банке-нерезиденте, и (или) проводить расчеты в наличной форме с учетом особенностей.
Вопрос: О постановке на учет в налоговом органе физлица - нерезидента РФ, не состоящего на налоговом учете в РФ, в целях представления декларации по НДФЛ при продаже недвижимости.
(Письмо ФНС России от 07.12.2023 N БС-4-11/15397@)Вопрос: О постановке на учет в налоговом органе физлица - нерезидента РФ, не состоящего на налоговом учете в РФ, в целях представления декларации по НДФЛ при продаже недвижимости.
(Письмо ФНС России от 07.12.2023 N БС-4-11/15397@)Вопрос: О постановке на учет в налоговом органе физлица - нерезидента РФ, не состоящего на налоговом учете в РФ, в целях представления декларации по НДФЛ при продаже недвижимости.
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В зависимости от элемента налогообложения, на который направлено воздействие угрозы, последние подразделяются на: угрозы уплате налога (ситуации, при которых начисленный налог не поступает в бюджет вследствие недоработок органов налогового администрирования либо действий налогоплательщика по "выводу активов"); угрозы исчислению налога (ошибки в информационных ресурсах налоговых органов, неисполнение обязанностей лицами, располагающими сведениями о налогоплательщике и объектах налогообложения, неясности законодательства); угрозы противоправного использования налоговых льгот; угрозы неправомерного применения льготных ставок налога либо необоснованного завышения общих ставок представительными органами; угрозы занижения налоговой базы вследствие неправомерного учета расходов и вычетов; угрозы недекларирования объекта налогообложения (неприменение контрольно-кассовой техники); угрозы реализации статуса налогоплательщика (занятие предпринимательской деятельностью без постановки на учет в качестве налогоплательщика, получение статуса нерезидента, использование структур в низконалоговых юрисдикциях; создание налогоплательщиков, не намеренных исполнять налоговые обязательства, - так называемых "фирм-однодневок").
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В зависимости от элемента налогообложения, на который направлено воздействие угрозы, последние подразделяются на: угрозы уплате налога (ситуации, при которых начисленный налог не поступает в бюджет вследствие недоработок органов налогового администрирования либо действий налогоплательщика по "выводу активов"); угрозы исчислению налога (ошибки в информационных ресурсах налоговых органов, неисполнение обязанностей лицами, располагающими сведениями о налогоплательщике и объектах налогообложения, неясности законодательства); угрозы противоправного использования налоговых льгот; угрозы неправомерного применения льготных ставок налога либо необоснованного завышения общих ставок представительными органами; угрозы занижения налоговой базы вследствие неправомерного учета расходов и вычетов; угрозы недекларирования объекта налогообложения (неприменение контрольно-кассовой техники); угрозы реализации статуса налогоплательщика (занятие предпринимательской деятельностью без постановки на учет в качестве налогоплательщика, получение статуса нерезидента, использование структур в низконалоговых юрисдикциях; создание налогоплательщиков, не намеренных исполнять налоговые обязательства, - так называемых "фирм-однодневок").
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)17.3. Кроме того, для упрощения идентификации в отношении ЮЛ-нерезидента, который уже поставлен на учет в налоговом органе, следует расширить перечень сведений, предоставляемых сервисом ФНС "Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях" по аналогии с информацией, входящей в состав ЕГРЮЛ, а именно наименование (не только на кириллице, но и на латинице), регистрационный номер в стране регистрации, сведения об адресе, о руководителях, об участниках, их гражданстве, о TIN, лицензии и прочее. Включить указанный сервис в перечень открытых источников, используемых для получения сведений при проведении идентификации и обновлении сведений по ЮЛ-нерезидентам.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)17.3. Кроме того, для упрощения идентификации в отношении ЮЛ-нерезидента, который уже поставлен на учет в налоговом органе, следует расширить перечень сведений, предоставляемых сервисом ФНС "Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях" по аналогии с информацией, входящей в состав ЕГРЮЛ, а именно наименование (не только на кириллице, но и на латинице), регистрационный номер в стране регистрации, сведения об адресе, о руководителях, об участниках, их гражданстве, о TIN, лицензии и прочее. Включить указанный сервис в перечень открытых источников, используемых для получения сведений при проведении идентификации и обновлении сведений по ЮЛ-нерезидентам.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)1) резиденты, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И, осуществить постановку на учет в уполномоченном банке заключенных с нерезидентами договоров (предварительных договоров, проектов договоров, направленных резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), предусматривающих осуществление расчетов через банковские счета резидентов и/или в наличной форме, а также предоставлять в этот банк подтверждающие документы по операциям.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)1) резиденты, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 16.08.2017 N 181-И, осуществить постановку на учет в уполномоченном банке заключенных с нерезидентами договоров (предварительных договоров, проектов договоров, направленных резидентами нерезидентам или нерезидентами резидентам для заключения), предусматривающих осуществление расчетов через банковские счета резидентов и/или в наличной форме, а также предоставлять в этот банк подтверждающие документы по операциям.
Готовое решение: Как поставить внешнеэкономический договор (экспортный, импортный контракт, контракт ЦП, кредитный договор) на учет в банке
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы поставить на учет в банке импортный контракт (импортный контракт ЦП, кредитный договор), резидент-импортер или резидент - сторона кредитного договора должен представить в банк сам контракт или кредитный договор (выписку из него), содержащие информацию, которая нужна для постановки на учет и осуществления валютного контроля, и иную информацию, необходимую для формирования банком УК разд. I ведомости банковского контроля. Для постановки на учет кредитного договора, по которому резидент предоставляет заем нерезиденту, резидент дополнительно к названным документам должен представить в банк УК информацию об ожидаемых сроках репатриации иностранной валюты и (или) валюты РФ согласно Приложению N 3 к Инструкции (п. 5.6 Инструкции N 181-И).