Постановка на учет гидротехнических сооружений
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет гидротехнических сооружений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Особое производство: Заявитель хочет признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель (орган местного самоуправления, лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов) просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Ссылается на то, что собственник данных объектов недвижимости не выявлен по истечении года (3 месяцев в отношении объектов, необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны) с момента постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
(КонсультантПлюс, 2025)Заявитель (орган местного самоуправления, лицо, обязанное в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов) просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества. Ссылается на то, что собственник данных объектов недвижимости не выявлен по истечении года (3 месяцев в отношении объектов, необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны) с момента постановки указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных.
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2024 N 88-5105/2024 (УИД 26RS0020-01-2023-001543-80)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Обстоятельства: Установлено, что отсутствие собственника у гидротехнических сооружений создает угрозу бесперебойному снабжению ресурсами, опасность чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы третьего лица ООО "Ставропольский бройлер" об отсутствии гидротехнического сооружения дамбы земляной пруду в 3,2 км. ЮЗ п. Свистуха с географическими координатам N 44°49"23,79" Е41в45"27,47", в границах указанного в судебном решении кадастрового квартала 26:15:041301, не свидетельствуют о нарушении прав указанного лица решением о возложении на орган местного самоуправления обязанности по его постановке на учет в качестве бесхозяйного, поскольку точное местоположение гидротехнического сооружения подлежит установлению при проведении мероприятий по его кадастровому учету. При этом, данный кассатор не заявлял при рассмотрении дела и в кассационной жалобе каких-либо правопритязаний в отношении указанного гидротехнического сооружения, указывая лишь на то, что оно не находится в границах принадлежащего ему земельного участка.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О возложении обязанности поставить на кадастровый учет бесхозяйные гидротехнические сооружения.
Обстоятельства: Установлено, что отсутствие собственника у гидротехнических сооружений создает угрозу бесперебойному снабжению ресурсами, опасность чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы кассационной жалобы третьего лица ООО "Ставропольский бройлер" об отсутствии гидротехнического сооружения дамбы земляной пруду в 3,2 км. ЮЗ п. Свистуха с географическими координатам N 44°49"23,79" Е41в45"27,47", в границах указанного в судебном решении кадастрового квартала 26:15:041301, не свидетельствуют о нарушении прав указанного лица решением о возложении на орган местного самоуправления обязанности по его постановке на учет в качестве бесхозяйного, поскольку точное местоположение гидротехнического сооружения подлежит установлению при проведении мероприятий по его кадастровому учету. При этом, данный кассатор не заявлял при рассмотрении дела и в кассационной жалобе каких-либо правопритязаний в отношении указанного гидротехнического сооружения, указывая лишь на то, что оно не находится в границах принадлежащего ему земельного участка.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как признать право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект является линейным и (или) необходим для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, обратиться в суд с требованием признать право собственности можно по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйного объекта на учет. Это же правило действует в отношении гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если объект является линейным и (или) необходим для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, обратиться в суд с требованием признать право собственности можно по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйного объекта на учет. Это же правило действует в отношении гидротехнических сооружений, объектов гражданской обороны (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
Статья: Бесхозяйные сети: понятие, ответственность за их содержание
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении объектов (в том числе линейных), необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, либо объектов гражданской обороны ГК РФ установлен сокращенный срок в 3 месяца со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данный объект (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении объектов (в том числе линейных), необходимых для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехнических сооружений, либо объектов гражданской обороны ГК РФ установлен сокращенный срок в 3 месяца со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности или о признании права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на данный объект (п. 6 ст. 225 ГК РФ).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- гидротехническим сооружением;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- гидротехническим сооружением;
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)6. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
Статья: Движимое и недвижимое имущество
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основание возникновения права собственности на бесхозяйные вещи - истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Если иной срок не предусмотрен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны. По истечении 3 месяцев со дня постановки указанных в п. п. 5 и 6 ст. 225 ГК РФ бесхозяйных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких объектов, также могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такие объекты (п. п. 3, 4, 6 ст. 225 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Основание возникновения права собственности на бесхозяйные вещи - истечение срока приобретательной давности (п. 1 ст. 234 ГК РФ). Для признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество дополнительно предусмотрен особый порядок приобретения прав. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Если иной срок не предусмотрен ст. 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны. По истечении 3 месяцев со дня постановки указанных в п. п. 5 и 6 ст. 225 ГК РФ бесхозяйных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких объектов, также могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на такие объекты (п. п. 3, 4, 6 ст. 225 ГК РФ);
Статья: Водные ресурсы. Опыт регионов. Комментарии КСО
(Лукашевский Д., Ионина С., Зикунова И.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)Одной из ключевых проблем при реализации мероприятий в указанной сфере является низкое качество проектно-сметной документации (ПСД) на строительство и ремонт гидротехнических сооружений (ГТС). Это приводит к удорожанию работ и срыву сроков введения ГТС в эксплуатацию, а также к необходимости многократной корректировки ПСД из-за ошибок в проектировании. К проблемам также относятся отсутствие практического опыта у подрядчиков, строящих указанные объекты, и неполное освоение выделенных средств регионами ДФО, включая Приморский край. Формирование некорректных показателей результативности, таких как оценка готовности ГТС без учета их комплексной безопасности, искажает отчетность и ставит под угрозу достижение целей федерального проекта.
(Лукашевский Д., Ионина С., Зикунова И.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 4)Одной из ключевых проблем при реализации мероприятий в указанной сфере является низкое качество проектно-сметной документации (ПСД) на строительство и ремонт гидротехнических сооружений (ГТС). Это приводит к удорожанию работ и срыву сроков введения ГТС в эксплуатацию, а также к необходимости многократной корректировки ПСД из-за ошибок в проектировании. К проблемам также относятся отсутствие практического опыта у подрядчиков, строящих указанные объекты, и неполное освоение выделенных средств регионами ДФО, включая Приморский край. Формирование некорректных показателей результативности, таких как оценка готовности ГТС без учета их комплексной безопасности, искажает отчетность и ставит под угрозу достижение целей федерального проекта.
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Как следствие, суд при разрешении указанного дела о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в части обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС - плотины 1971 года постройки, признал ключевыми вопросы не только о собственнике водного объекта, но и о собственнике земельного участка, на котором расположено ГТС.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Как следствие, суд при разрешении указанного дела о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в части обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС - плотины 1971 года постройки, признал ключевыми вопросы не только о собственнике водного объекта, но и о собственнике земельного участка, на котором расположено ГТС.
Вопрос: Возможно ли исключение земельных участков заявителя из состава мелиорируемых земель?
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Списание объектов недвижимого имущества (в т.ч. мелиоративных систем и гидротехнических сооружений), не относящихся к федеральной собственности и не переданных в оперативное управление подведомственным учреждениям, не относится к полномочиям Минсельхоза России.
("Официальный сайт Минсельхоза России", 2020)Списание объектов недвижимого имущества (в т.ч. мелиоративных систем и гидротехнических сооружений), не относящихся к федеральной собственности и не переданных в оперативное управление подведомственным учреждениям, не относится к полномочиям Минсельхоза России.
Статья: Спор о признании права собственности на объекты недвижимости в силу приобретательной давности (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По истечении 3 месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет органы, указанные в п. п. 3 и 4 ст. 225 ГК РФ, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на эту вещь в случае, если она является объектом (в том числе линейным), необходимым для обеспечения тепловой и электрической энергией, водой, газом, для водоотведения, либо гидротехническим сооружением, либо объектом гражданской обороны.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Справка. В 2018 году Ростехнадзором было выявлено 334 бесхозяйных гидротехнических сооружения, а всего насчитывалось 3 240 бесхозяйных ГТС. Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в 2018 году поставлено на учет в органах Росреестра в качестве недвижимой бесхозяйной вещи 128 бесхозяйных ГТС, оформлено право собственности на 304 бесхозяйных ГТС; ликвидировано 68 бесхозяйных ГТС, 4 бесхозяйных ГТС находились в стадии ликвидации <7>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ведышева Н.О., Майборода В.А., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Справка. В 2018 году Ростехнадзором было выявлено 334 бесхозяйных гидротехнических сооружения, а всего насчитывалось 3 240 бесхозяйных ГТС. Органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в 2018 году поставлено на учет в органах Росреестра в качестве недвижимой бесхозяйной вещи 128 бесхозяйных ГТС, оформлено право собственности на 304 бесхозяйных ГТС; ликвидировано 68 бесхозяйных ГТС, 4 бесхозяйных ГТС находились в стадии ликвидации <7>.