Постановка на учет бесхозяйного земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет бесхозяйного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация не согласна с бездействием Уполномоченного органа при постановке бесхозяйных сетей на учет
(КонсультантПлюс, 2025)Организация не согласна с бездействием Уполномоченного органа при постановке бесхозяйных сетей на учет
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец не согласен с непринятием мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет
(КонсультантПлюс, 2025)Административный истец не согласен с непринятием мер по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Известную каждому административно-хозяйственному работнику правовую форму принятия имущества на баланс "по факту" муниципальные власти игнорируют, не желая возлагать на себя бремя последующего оформления правоустанавливающих документов на указанные земли, в суд для возложения на ответственных должностных лиц обязанности передать муниципалитету спорные земли не обращаются. Процедура постановки земель на соответствующий учет как бесхозяйных и признания их муниципальной собственностью также не реализуется, хотя подобная функция у земельного органа муниципалитета имеется.
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Известную каждому административно-хозяйственному работнику правовую форму принятия имущества на баланс "по факту" муниципальные власти игнорируют, не желая возлагать на себя бремя последующего оформления правоустанавливающих документов на указанные земли, в суд для возложения на ответственных должностных лиц обязанности передать муниципалитету спорные земли не обращаются. Процедура постановки земель на соответствующий учет как бесхозяйных и признания их муниципальной собственностью также не реализуется, хотя подобная функция у земельного органа муниципалитета имеется.
Статья: Концепция добросовестности владения при приобретательной давности в российской судебной практике
(Багдасарян О.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Поддержав в п. 3.1 Постановления N 48-П стремление ВС РФ упорядочить гражданский оборот и дисциплинировать его участников, КС РФ, видя потенциальные опасности подобного подхода <20>, был вынужден предусмотреть исключение из общего правила: в силу презумпции государственной собственности на землю (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ) по давности не могут быть приобретены несформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки. Такие земельные участки не признаются бесхозяйными, поскольку "сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка" <21>. В этом исключении проявляется еще одно несовершенство позиции ВС РФ и КС РФ: решение вопроса о применимости приобретательной давности не может ставиться в зависимость от объекта владения.
(Багдасарян О.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)Поддержав в п. 3.1 Постановления N 48-П стремление ВС РФ упорядочить гражданский оборот и дисциплинировать его участников, КС РФ, видя потенциальные опасности подобного подхода <20>, был вынужден предусмотреть исключение из общего правила: в силу презумпции государственной собственности на землю (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ) по давности не могут быть приобретены несформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки. Такие земельные участки не признаются бесхозяйными, поскольку "сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка" <21>. В этом исключении проявляется еще одно несовершенство позиции ВС РФ и КС РФ: решение вопроса о применимости приобретательной давности не может ставиться в зависимость от объекта владения.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ
(ред. от 05.04.2021)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
(ред. от 05.04.2021)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
Готовое решение: Как признать право собственности на недвижимое имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите признать право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, предварительная постановка на учет и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности не является обязательным условием (п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы хотите признать право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, предварительная постановка на учет и последующий отказ судом в признании права муниципальной собственности не является обязательным условием (п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
"Участие государства в современном цивилистическом процессе: монография"
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Исходя из вышеизложенного, полагаем, что необходимый баланс частных и публичных интересов в области защиты вещных прав государства и иных публично-правовых образований, в частности, при истребовании имущества из чужого незаконного владения, может быть достигнут путем установления более продолжительного <1> срока исковой давности по виндикационным искам таких субъектов в отношении земли и других природных ресурсов - в первую очередь, а также, возможно, и иного имущества, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Такой срок должен быть меньше срока приобретательной давности для того, чтобы, с одной стороны, позволить гражданам приобрести имущество, которое не нужно его хозяину, бесхозно, теряет свои ценные свойства, а с другой - стимулировать органы власти к активному мониторингу бесхозяйного имущества, постановке его на учет и признанию прав, о чем подробнее речь пойдет ниже.
(Смагина Е.С.)
("Статут", 2021)Исходя из вышеизложенного, полагаем, что необходимый баланс частных и публичных интересов в области защиты вещных прав государства и иных публично-правовых образований, в частности, при истребовании имущества из чужого незаконного владения, может быть достигнут путем установления более продолжительного <1> срока исковой давности по виндикационным искам таких субъектов в отношении земли и других природных ресурсов - в первую очередь, а также, возможно, и иного имущества, кроме того, которое может находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности. Такой срок должен быть меньше срока приобретательной давности для того, чтобы, с одной стороны, позволить гражданам приобрести имущество, которое не нужно его хозяину, бесхозно, теряет свои ценные свойства, а с другой - стимулировать органы власти к активному мониторингу бесхозяйного имущества, постановке его на учет и признанию прав, о чем подробнее речь пойдет ниже.
Статья: Эколого-правовое значение реализации принципа взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему (на основе анализа судебной практики)
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Как следствие, суд при разрешении указанного дела о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в части обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС - плотины 1971 года постройки, признал ключевыми вопросы не только о собственнике водного объекта, но и о собственнике земельного участка, на котором расположено ГТС.
(Амашукели С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Как следствие, суд при разрешении указанного дела о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в части обращения с заявлением о постановке на учет бесхозяйного ГТС - плотины 1971 года постройки, признал ключевыми вопросы не только о собственнике водного объекта, но и о собственнике земельного участка, на котором расположено ГТС.
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Положения законов в сфере ГКУ и ГРП развивают не только ведомственные приказы - ряд важных вопросов урегулированы актами Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утверждены сразу два важных Перечня: 1) случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 2) случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 утверждены правила, в п. 30 которых, к примеру, указаны документы, необходимые для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Положения законов в сфере ГКУ и ГРП развивают не только ведомственные приказы - ряд важных вопросов урегулированы актами Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307 утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утверждены сразу два важных Перечня: 1) случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории; 2) случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 утверждены правила, в п. 30 которых, к примеру, указаны документы, необходимые для постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В общей сложности в России количество неиспользуемых сельскохозяйственных земель составляет порядка 5 процентов из числа земель, поставленных на кадастровый учет, учитывая, что всего на кадастровый учет поставлены около 20 процентов земель, границы которых определены и известны их собственники. Как обстоят дела с неразграниченными по форме собственности либо бесхозяйными землями сельскохозяйственного назначения или с землями, сведения о кадастровом учете которых отсутствуют, оценить сложно.
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)В общей сложности в России количество неиспользуемых сельскохозяйственных земель составляет порядка 5 процентов из числа земель, поставленных на кадастровый учет, учитывая, что всего на кадастровый учет поставлены около 20 процентов земель, границы которых определены и известны их собственники. Как обстоят дела с неразграниченными по форме собственности либо бесхозяйными землями сельскохозяйственного назначения или с землями, сведения о кадастровом учете которых отсутствуют, оценить сложно.
Статья: Бесхозяйный (бесхозный) земельный участок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Соответственно, для любого добросовестного и разумного участника гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6.3. В ч. 6.3 комментируемой статьи говорится об особенностях государственного кадастрового учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, в отношении которых органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органами местного самоуправления, лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов, представлено заявление о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей.
Готовое решение: По каким основаниям возникает право собственности на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Приобрести участок, не находящийся в публичной собственности, можно в силу приобретательной давности, если вы добросовестно, открыто и непрерывно владеете им не по договору в течение 15 лет. При этом участок должен принадлежать иному лицу на праве собственности (п. п. 15, 16 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Если земля не находится в частной собственности или собственности муниципальных образований, то она принадлежит государству (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ), а значит, не является бесхозяйной, в том числе если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет (п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2025 N 2027-О, п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 N 186-О).
(КонсультантПлюс, 2025)Приобрести участок, не находящийся в публичной собственности, можно в силу приобретательной давности, если вы добросовестно, открыто и непрерывно владеете им не по договору в течение 15 лет. При этом участок должен принадлежать иному лицу на праве собственности (п. п. 15, 16 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010). Если земля не находится в частной собственности или собственности муниципальных образований, то она принадлежит государству (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ), а значит, не является бесхозяйной, в том числе если земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет (п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2025 N 2027-О, п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 11.02.2021 N 186-О).
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Представляется, что новое понимание добросовестности для целей приобретательной давности, предложенное Конституционным Судом РФ, в действительности не случайно ограничено случаями приобретения земельных участков, находившихся в публичной собственности. Дело в том, что речь здесь идет об особой ситуации, которая сложилась в отечественном правовом режиме земельных ресурсов в результате всеобъемлющей национализации земли, сохранявшейся на протяжении многих десятилетий (до 1992 г.): их основная масса (до 90%) остается в публичной собственности, в составе которой земельные участки во многих случаях не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т.е. юридически не существуют как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав), а закон (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ) устанавливает презумпцию государственной собственности на землю (что исключает ее отнесение к бесхозяйному имуществу).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Представляется, что новое понимание добросовестности для целей приобретательной давности, предложенное Конституционным Судом РФ, в действительности не случайно ограничено случаями приобретения земельных участков, находившихся в публичной собственности. Дело в том, что речь здесь идет об особой ситуации, которая сложилась в отечественном правовом режиме земельных ресурсов в результате всеобъемлющей национализации земли, сохранявшейся на протяжении многих десятилетий (до 1992 г.): их основная масса (до 90%) остается в публичной собственности, в составе которой земельные участки во многих случаях не сформированы и не поставлены на кадастровый учет (т.е. юридически не существуют как индивидуально-определенные вещи - объекты вещных прав), а закон (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 ЗК РФ) устанавливает презумпцию государственной собственности на землю (что исключает ее отнесение к бесхозяйному имуществу).