Постановка на учет бесхозяйного земельного участка



Подборка наиболее важных документов по запросу Постановка на учет бесхозяйного земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Некоторые аспекты взаимодействия органов государственной власти и специализированных муниципалитетов в сфере землепользования: особенности и пути решения проблемных вопросов
(Петряев П.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)
Известную каждому административно-хозяйственному работнику правовую форму принятия имущества на баланс "по факту" муниципальные власти игнорируют, не желая возлагать на себя бремя последующего оформления правоустанавливающих документов на указанные земли, в суд для возложения на ответственных должностных лиц обязанности передать муниципалитету спорные земли не обращаются. Процедура постановки земель на соответствующий учет как бесхозяйных и признания их муниципальной собственностью также не реализуется, хотя подобная функция у земельного органа муниципалитета имеется.
Статья: Концепция добросовестности владения при приобретательной давности в российской судебной практике
(Багдасарян О.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 6)
Поддержав в п. 3.1 Постановления N 48-П стремление ВС РФ упорядочить гражданский оборот и дисциплинировать его участников, КС РФ, видя потенциальные опасности подобного подхода <20>, был вынужден предусмотреть исключение из общего правила: в силу презумпции государственной собственности на землю (п. 2 ст. 214 ГК РФ и п. 1 ст. 16 Земельного кодекса РФ) по давности не могут быть приобретены несформированные и не поставленные на кадастровый учет земельные участки. Такие земельные участки не признаются бесхозяйными, поскольку "сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка" <21>. В этом исключении проявляется еще одно несовершенство позиции ВС РФ и КС РФ: решение вопроса о применимости приобретательной давности не может ставиться в зависимость от объекта владения.
показать больше документов

Нормативные акты

"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ
(ред. от 05.04.2021)
"О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.
показать больше документов