Последствия реструктуризации долгов гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия реструктуризации долгов гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовые основы института банкротства граждан
(Гладышева Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Последствия социально-экономического характера несут в себе и конкретные процедуры, предписанные Федеральным законом N 127-ФЗ: ограничение законом совершения отдельных видов действий, лимит денежных средств, которые гражданину разрешено расходовать, чтобы покрыть расходы, образно говоря, на жизнь (последствие введения реструктуризации долгов гражданина - ч. 5, 5.1 ст. 213.11 Федерального закона N 127-ФЗ), запрет открывать банковские счета и вклады, распоряжаться средствами на счетах и во вкладах, распоряжаться имуществом; возложение обязанности передать финансовому управляющему все имеющиеся банковские карты, существенно влияющие на восприятие гражданином "финансовой свободы" (ч. 6 - 9 ст. 213.25). Согласно ч. 3 ст. 213.24 анализируемого Закона "в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации". Это выступает ограничением конституционных прав и свобод гражданина на передвижение, выбор места жительства, несмотря на общий социально ориентированный характер соответствующего правового института.
(Гладышева Е.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)Последствия социально-экономического характера несут в себе и конкретные процедуры, предписанные Федеральным законом N 127-ФЗ: ограничение законом совершения отдельных видов действий, лимит денежных средств, которые гражданину разрешено расходовать, чтобы покрыть расходы, образно говоря, на жизнь (последствие введения реструктуризации долгов гражданина - ч. 5, 5.1 ст. 213.11 Федерального закона N 127-ФЗ), запрет открывать банковские счета и вклады, распоряжаться средствами на счетах и во вкладах, распоряжаться имуществом; возложение обязанности передать финансовому управляющему все имеющиеся банковские карты, существенно влияющие на восприятие гражданином "финансовой свободы" (ч. 6 - 9 ст. 213.25). Согласно ч. 3 ст. 213.24 анализируемого Закона "в случае признания гражданина банкротом арбитражный суд вправе вынести определение о временном ограничении права на выезд гражданина из Российской Федерации". Это выступает ограничением конституционных прав и свобод гражданина на передвижение, выбор места жительства, несмотря на общий социально ориентированный характер соответствующего правового института.
Статья: Удостоверение сделок с участием гражданина, в отношении которого возбуждена процедура банкротства: обязательная нотариальная форма и преимущественное право покупки
(Бегичев А.В., Рисовская С.С.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина установлены статьей 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). На этапе реструктуризации долгов установлены запрет на совершение некоторых видов сделок и ограничения по сумме. Совершение некоторых видов сделок возможно только с предварительного согласия финансового управляющего. Так, должник может совершать только с письменного предварительного согласия финансового управляющего сделки по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения имущества (или имущественных прав), стоимость которого составляет более чем 50 тысяч рублей. Нотариусу необходимо учитывать, что без получения предварительного согласия совершение сделок, указанных в настоящей статье, невозможно.
(Бегичев А.В., Рисовская С.С.)
("Нотариальный вестник", 2025, N 1)Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина установлены статьей 213.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). На этапе реструктуризации долгов установлены запрет на совершение некоторых видов сделок и ограничения по сумме. Совершение некоторых видов сделок возможно только с предварительного согласия финансового управляющего. Так, должник может совершать только с письменного предварительного согласия финансового управляющего сделки по приобретению, отчуждению или в связи с возможностью отчуждения имущества (или имущественных прав), стоимость которого составляет более чем 50 тысяч рублей. Нотариусу необходимо учитывать, что без получения предварительного согласия совершение сделок, указанных в настоящей статье, невозможно.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина
Федеральный закон от 29.06.2015 N 154-ФЗ
(ред. от 29.07.2017)
"Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина
(ред. от 29.07.2017)
"Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Законодатель также установил в ст. 213.11 Закона о банкротстве последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина: введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (с исключениями), наступление срока исполнения обязательств, прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, процентов по всем обязательствам, кроме текущих, снятие арестов на имущество и иные ограничения. Указанные последствия можно рассматривать как изменения правового статуса должника-гражданина, так как они устанавливают порядок удовлетворения требований кредиторов (мораторий), срок исполнения обязательств, порядок предъявления требований, порядок начисления финансовых санкций.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)Законодатель также установил в ст. 213.11 Закона о банкротстве последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина: введение моратория на удовлетворение требований кредиторов (с исключениями), наступление срока исполнения обязательств, прекращение начисления неустоек (штрафов, пеней), иных финансовых санкций, процентов по всем обязательствам, кроме текущих, снятие арестов на имущество и иные ограничения. Указанные последствия можно рассматривать как изменения правового статуса должника-гражданина, так как они устанавливают порядок удовлетворения требований кредиторов (мораторий), срок исполнения обязательств, порядок предъявления требований, порядок начисления финансовых санкций.
Статья: Отдельное (локальное) мировое соглашение в делах о банкротстве: в поисках баланса интересов
(Божинов А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)Отмеченные в статье вопросы показывают, что потенциал мирового соглашения не исчерпан и актуально дальнейшее определение баланса между правами должника и кредиторов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, что обусловливает необходимость изменения законодательства и совершенствования судебной практики. Целесообразно провести четкое разграничение между процедурами мирового соглашения и реструктуризации долгов гражданина, определить правовые последствия при выявлении в действиях должников признаков недобросовестности. Локальное мировое соглашение может не только заменить собой существующие реабилитационные процедуры, но и выступить в качестве альтернативы и ликвидационным процедурам. Складывающаяся практика утверждения отдельных мировых соглашений или локальных планов реструктуризации долгов выявляет необходимость дальнейшей доработки правового регулирования.
(Божинов А.В.)
("Российский судья", 2025, N 8)Отмеченные в статье вопросы показывают, что потенциал мирового соглашения не исчерпан и актуально дальнейшее определение баланса между правами должника и кредиторов при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) физических лиц, что обусловливает необходимость изменения законодательства и совершенствования судебной практики. Целесообразно провести четкое разграничение между процедурами мирового соглашения и реструктуризации долгов гражданина, определить правовые последствия при выявлении в действиях должников признаков недобросовестности. Локальное мировое соглашение может не только заменить собой существующие реабилитационные процедуры, но и выступить в качестве альтернативы и ликвидационным процедурам. Складывающаяся практика утверждения отдельных мировых соглашений или локальных планов реструктуризации долгов выявляет необходимость дальнейшей доработки правового регулирования.
Статья: Особенности нотариальной деятельности с участием физических лиц, в отношении которых введена процедура банкротства
(Лагодина Е.И., Беликова Л.И.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 5)Срок данной стадии не может превышать трех лет, если план реструктуризации долгов гражданина был одобрен собранием кредиторов, или двух лет, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом вопреки воле кредиторов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве). Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина установлены статьей 213.11 Закона о банкротстве.
(Лагодина Е.И., Беликова Л.И.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 5)Срок данной стадии не может превышать трех лет, если план реструктуризации долгов гражданина был одобрен собранием кредиторов, или двух лет, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом вопреки воле кредиторов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 213.14 Закона о банкротстве). Последствия введения процедуры реструктуризации долгов гражданина установлены статьей 213.11 Закона о банкротстве.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Утверждение судом плана реструктуризации долгов гражданина влечет последствия, предусмотренные ст. 213.19 Закона о банкротстве, в частности: требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены планом; требования кредиторов, не включенные в план, могут быть предъявлены к гражданину в порядке, установленном Законом о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных гл. X Закона о банкротстве; прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования не допускается, за исключением случаев, если это предусмотрено планом; аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина; санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются, за исключением текущих платежей; гражданин обязан уведомить конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения в течение 15 дней с даты наступления такого изменения в порядке, установленном планом.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Утверждение судом плана реструктуризации долгов гражданина влечет последствия, предусмотренные ст. 213.19 Закона о банкротстве, в частности: требования кредиторов, включенные в указанный план, могут быть предъявлены к гражданину только в порядке и на условиях, которые предусмотрены планом; требования кредиторов, не включенные в план, могут быть предъявлены к гражданину в порядке, установленном Законом о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных гл. X Закона о банкротстве; прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования не допускается, за исключением случаев, если это предусмотрено планом; аресты на имущество гражданина и иные ограничения в части распоряжения принадлежащим гражданину имуществом могут быть наложены только в процессе по делу о банкротстве гражданина; санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, требования об уплате которых включены в план, а также подлежащие уплате проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются, за исключением текущих платежей; гражданин обязан уведомить конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения в течение 15 дней с даты наступления такого изменения в порядке, установленном планом.
Ситуация: Как признать гражданина банкротом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу недопустимо прекращение производства по делу о банкротстве на том основании, что кандидатура финансового управляющего не представлена, а должник при этом настаивает на собственном банкротстве. В таком случае суд может принять решение о признании должника банкротом и завершении реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества с наступлением соответствующих последствий (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу недопустимо прекращение производства по делу о банкротстве на том основании, что кандидатура финансового управляющего не представлена, а должник при этом настаивает на собственном банкротстве. В таком случае суд может принять решение о признании должника банкротом и завершении реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества с наступлением соответствующих последствий (п. 10 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 11.10.2023).