Последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении



Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2024 N 33-17557/2024 (УИД 78RS0022-01-2023-000953-56)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Факт оформления сотрудником полиции в отношении истца протокола по делу об административном правонарушении, производство по которому впоследствии было прекращено, не свидетельствуют о причинении истцу морального вреда, поскольку действия должностного лица его неимущественных прав не нарушили, негативных последствий в виде физических и нравственных страданий не повлекли.
Решение: Отказано.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт вынесения должностным лицом протокола по делу об административном правонарушении, а также то обстоятельство, что в дальнейшем дело об административном правонарушении прекращено в отношении истца, не свидетельствуют о причинении истцу морального вреда, так как действия должностного лица по возбуждению дела об административном правонарушении неимущественных прав истца не нарушили, негативных последствий в виде физических и нравственных страданий не повлекли. При привлечении к административной ответственности к истцу не применялись меры по ограничению его неимущественных прав, наказанию в виде административного ареста он не подвергался. Истцом не представлено иных доказательств несения нравственных и физических страданий фактом составления протокола об административном правонарушении. Кроме этого, возбуждение в отношении В.С. дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ и составление соответствующего протокола произведены должностным лицом в рамках представленных ему полномочий с соблюдением положений статьи 28.1 КоАП РФ, исходя из наличия достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Более того, истцом не реализовано право на обжалование постановления о прекращении производства по административному делу по не реабилитирующему основанию. Таким образом, принимая во внимание, что производство по делу об административном правонарушении в отношении истца прекращено не по реабилитирующим обстоятельствам, истец с учетом вышеизложенного должен был представить доказательства отсутствия его вины в совершении административного правонарушения. Прекращение производства по делу об административном правонарушении за истечением срока давности привлечения к административной ответственности не свидетельствует о том, что действия В.С. являлись законными.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)
...Таким образом, с учетом того, что в настоящее время... ведутся работы по устранению допущенных нарушений, фактов причинения какого-либо вреда, в том числе жизни и здоровью граждан на дороге, по которой выдано предписание, не имеется, а также с учетом характера совершенного З. правонарушения и роли правонарушителя, отсутствия тяжести наступивших последствий, отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям... данное правонарушение можно признать малозначительным, в связи с чем... [суд считает - ред.] возможным производство по делу об административном правонарушении в отношении З. прекратить с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ..."
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 4.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)
5. Какие последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении при истечении срока давности привлечения лица к ответственности?
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)
Кроме того, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, отдельно от производства по делу об административном правонарушении вынесенные по делу акты, регламентирующие какие-либо действия, целью которых является решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности (например, протоколы об изъятии вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), поскольку возможность совершения этих действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные акты могут быть оспорены в соответствии с процедурой, предусмотренной этим Кодексом. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено и указанные документы влекут правовые последствия для гражданина, то есть каким-либо образом затрагивают его права и свободы, то гражданин вправе оспорить их в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку иной порядок оспаривания данных актов законодательством не предусмотрен.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)
52. Гражданин вправе оспорить действия, совершенные при осуществлении производства по делу об административном правонарушении и повлекшие за собой нарушение его прав и свобод, в порядке гл. 22 КАС РФ в случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
показать больше документов