Последствия прекращения дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия прекращения дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Доверенность на право участия в рассмотрении дела не требует нотариального удостоверения
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года
Применимые нормы: ст. 185, п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФНормы Гражданского кодекса РФ, которыми установлены порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения, не содержат указания на то, что доверенность на право участия в рассмотрении дела, в том числе об административном правонарушении, в качестве защитника требует обязательного нотариального удостоверения.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года
Применимые нормы: ст. 185, п. 1 ст. 185.1 ГК РФ, ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФНормы Гражданского кодекса РФ, которыми установлены порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения, не содержат указания на то, что доверенность на право участия в рассмотрении дела, в том числе об административном правонарушении, в качестве защитника требует обязательного нотариального удостоверения.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Срок давности привлечения к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)...Установление антимонопольным органом по заявлению лица, участвующего в деле, обстоятельств, влекущих необходимость пересмотра ранее принятого им решения, свидетельствует о том, что такое решение было принято в условиях отсутствия полной и всесторонней оценки обстоятельств и не может порождать каких-либо юридических последствий. В том числе оно не может являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку не может свидетельствовать о наличии или об отсутствии состава административного правонарушения, а возбужденное на основании такого решения дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
(КонсультантПлюс, 2025)...Установление антимонопольным органом по заявлению лица, участвующего в деле, обстоятельств, влекущих необходимость пересмотра ранее принятого им решения, свидетельствует о том, что такое решение было принято в условиях отсутствия полной и всесторонней оценки обстоятельств и не может порождать каких-либо юридических последствий. В том числе оно не может являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку не может свидетельствовать о наличии или об отсутствии состава административного правонарушения, а возбужденное на основании такого решения дело об административном правонарушении подлежит прекращению.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения лица к ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. Какие последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения лица к ответственности
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 4.5 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении при истечении срока давности привлечения лица к ответственности?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие последствия прекращения производства по делу об административном правонарушении при истечении срока давности привлечения лица к ответственности?
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Кроме того, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, отдельно от производства по делу об административном правонарушении вынесенные по делу акты, регламентирующие какие-либо действия, целью которых является решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности (например, протоколы об изъятии вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), поскольку возможность совершения этих действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные акты могут быть оспорены в соответствии с процедурой, предусмотренной этим Кодексом. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено и указанные документы влекут правовые последствия для гражданина, то есть каким-либо образом затрагивают его права и свободы, то гражданин вправе оспорить их в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку иной порядок оспаривания данных актов законодательством не предусмотрен.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)Кроме того, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, отдельно от производства по делу об административном правонарушении вынесенные по делу акты, регламентирующие какие-либо действия, целью которых является решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности (например, протоколы об изъятии вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), поскольку возможность совершения этих действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные акты могут быть оспорены в соответствии с процедурой, предусмотренной этим Кодексом. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено и указанные документы влекут правовые последствия для гражданина, то есть каким-либо образом затрагивают его права и свободы, то гражданин вправе оспорить их в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку иной порядок оспаривания данных актов законодательством не предусмотрен.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения, не содержат указания на то, что доверенность на право участия в рассмотрении дела, в том числе и об административном правонарушении, в качестве защитника требует обязательного нотариального удостоверения.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, которые устанавливают порядок выдачи и оформления доверенности, срок ее действия, основания и последствия прекращения, не содержат указания на то, что доверенность на право участия в рассмотрении дела, в том числе и об административном правонарушении, в качестве защитника требует обязательного нотариального удостоверения.
Статья: К вопросу о возмещении вреда, причиненного ошибочным административным принуждением. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.05.2018 N 305-ЭС17-21628 в контексте Постановления КС РФ от 15.07.2020 N 36-П
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Д.Е. Богданов, анализируя п. 8 информационного письма ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, где разъяснено, что само по себе прекращение дела об административном правонарушении не свидетельствует о незаконности принятых мер пресечения, приходит к следующему выводу: "Суд отказал в возмещении вреда невиновному лицу, не совершавшему правонарушения, возложив на него бремя несения неблагоприятных последствий ошибок правоприменителей, что явно несправедливо, особенно в сопоставлении с правилами гл. 18 УПК РФ "Реабилитация". Думается, обоснование вывода о правомерности действий властных органов лишь тем, что они "располагали сведениями, дающими основания предположить, что потерпевшим могло быть совершено соответствующее правонарушение", угрожает подрывом принципа законности" <9>.
(Маркелова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Д.Е. Богданов, анализируя п. 8 информационного письма ВАС РФ от 31.05.2011 N 145, где разъяснено, что само по себе прекращение дела об административном правонарушении не свидетельствует о незаконности принятых мер пресечения, приходит к следующему выводу: "Суд отказал в возмещении вреда невиновному лицу, не совершавшему правонарушения, возложив на него бремя несения неблагоприятных последствий ошибок правоприменителей, что явно несправедливо, особенно в сопоставлении с правилами гл. 18 УПК РФ "Реабилитация". Думается, обоснование вывода о правомерности действий властных органов лишь тем, что они "располагали сведениями, дающими основания предположить, что потерпевшим могло быть совершено соответствующее правонарушение", угрожает подрывом принципа законности" <9>.
Статья: Миграционная амнистия в механизме правового регулирования общественных отношений с участием иностранных граждан
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Термин "миграционная амнистия" был заимствован отечественными учеными из зарубежной политической литературы, где он обозначал процесс легализации определенной группы населения <5>. Согласно определению в Толковом словаре С.И. Ожегова амнистия - это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью <6>. Конституционный Суд Российской Федерации раскрывает смысл акта амнистии как проявление гуманизма и великодушия государства по отношению к гражданам, преступившим закон. В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации правом объявить амнистию обладает лишь Государственная Дума. Вместе с тем Конституция не раскрывает правовую природу данного явления, не содержит четкий перечень возможных видов амнистий, оставляя, по-видимому, данный вопрос на разрешение федерального законодателя. Некоторые исследователи <7>, <8> высказывают схожие точки зрения об амнистии, называя ее комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права (конституционного, уголовного, административного и др.). И если уголовное прощение такого рода стало относительно привычным явлением, сопутствующим празднованию каких-либо значимых дат в жизни страны, то нормы КоАП РФ об административной амнистии так и остались декларативными. При этом п. 4 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.7 КоАП РФ прямо предусматривают последствия издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, в виде: 1) невозможности начать производство по делу об административном правонарушении; 2) прекращения начатого производства; 3) прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, должностным лицом, его вынесшим.
(Степенко В.Е., Пацевич В.С.)
("Миграционное право", 2020, N 4)Термин "миграционная амнистия" был заимствован отечественными учеными из зарубежной политической литературы, где он обозначал процесс легализации определенной группы населения <5>. Согласно определению в Толковом словаре С.И. Ожегова амнистия - это частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью <6>. Конституционный Суд Российской Федерации раскрывает смысл акта амнистии как проявление гуманизма и великодушия государства по отношению к гражданам, преступившим закон. В соответствии со ст. 103 Конституции Российской Федерации правом объявить амнистию обладает лишь Государственная Дума. Вместе с тем Конституция не раскрывает правовую природу данного явления, не содержит четкий перечень возможных видов амнистий, оставляя, по-видимому, данный вопрос на разрешение федерального законодателя. Некоторые исследователи <7>, <8> высказывают схожие точки зрения об амнистии, называя ее комплексным правовым институтом, включающим нормы нескольких отраслей права (конституционного, уголовного, административного и др.). И если уголовное прощение такого рода стало относительно привычным явлением, сопутствующим празднованию каких-либо значимых дат в жизни страны, то нормы КоАП РФ об административной амнистии так и остались декларативными. При этом п. 4 ст. 24.5, п. 1 ст. 31.7 КоАП РФ прямо предусматривают последствия издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, в виде: 1) невозможности начать производство по делу об административном правонарушении; 2) прекращения начатого производства; 3) прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания судьей, должностным лицом, его вынесшим.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)В соответствии с положениями ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Таким образом, следует вывод, что создание помех в работе избирательной комиссии само по себе не образует состав административного правонарушения, в вышеуказанном материале об административном правонарушении произошла подмена понятий характера наступивших последствий, наличие которых, в свою очередь, является обязательным элементом состава вменяемого административного правонарушения, что привело к прекращению производства по делу.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)Таким образом, следует вывод, что создание помех в работе избирательной комиссии само по себе не образует состав административного правонарушения, в вышеуказанном материале об административном правонарушении произошла подмена понятий характера наступивших последствий, наличие которых, в свою очередь, является обязательным элементом состава вменяемого административного правонарушения, что привело к прекращению производства по делу.
Статья: Понятие и содержание принципа гуманизма в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Среди норм КоАП РФ, реализующих принцип гуманизма, имеются положения, обусловленные совершением юридически значимых действий, положительно оцениваемых государством, которые в зависимости от правовых последствий можно разделить на следующие группы.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Среди норм КоАП РФ, реализующих принцип гуманизма, имеются положения, обусловленные совершением юридически значимых действий, положительно оцениваемых государством, которые в зависимости от правовых последствий можно разделить на следующие группы.
Статья: Административное производство в Российской Федерации: понятие, структура, виды, порядок
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Важно отметить, что круг поэтапных вопросов-задач административного производства устанавливается регламентными административно-процессуальными нормами применительно к отдельным видам данного производства. Например, круг поэтапных задач административного производства, применимых к производству по делам об административных правонарушениях, установлен ст. 29.1, 29.10, 31.5, 31.6, 31.7 КоАП РФ. В частности, ст. 29.1 КоАП РФ устанавливает вопросы-задачи административного производства по подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению. В ст. 31.3 КоАП РФ установлены вопросы-задачи обращения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении к исполнению. В ст. 31.5, 31.6, 31.7 КоАП РФ установлены вопросы-задачи, связанные с обеспечением исполнения материально-правовых последствий дела об административном правонарушении, разрешенного по существу, в том числе вопросы отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. В ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ установлены вопросы-задачи, связанные с обеспечением исполнения процессуально-правовых последствий дела об административном правонарушении, - вопросы об изъятых вещах и документах.
(Стахов А.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)Важно отметить, что круг поэтапных вопросов-задач административного производства устанавливается регламентными административно-процессуальными нормами применительно к отдельным видам данного производства. Например, круг поэтапных задач административного производства, применимых к производству по делам об административных правонарушениях, установлен ст. 29.1, 29.10, 31.5, 31.6, 31.7 КоАП РФ. В частности, ст. 29.1 КоАП РФ устанавливает вопросы-задачи административного производства по подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению. В ст. 31.3 КоАП РФ установлены вопросы-задачи обращения постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении к исполнению. В ст. 31.5, 31.6, 31.7 КоАП РФ установлены вопросы-задачи, связанные с обеспечением исполнения материально-правовых последствий дела об административном правонарушении, разрешенного по существу, в том числе вопросы отсрочки, рассрочки, приостановления и прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания. В ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ установлены вопросы-задачи, связанные с обеспечением исполнения процессуально-правовых последствий дела об административном правонарушении, - вопросы об изъятых вещах и документах.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям для привлекаемого лица могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту: на оплату услуг защитника, проезд и проживание в месте рассмотрения дела, проведение экспертного исследования и т.п. Такие расходы в силу ст. 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном ч. 3 указанной статьи. В то же время эти расходы квалифицируются как вред, причиненный лицу, привлекавшемуся к административной ответственности.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям для привлекаемого лица могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту: на оплату услуг защитника, проезд и проживание в месте рассмотрения дела, проведение экспертного исследования и т.п. Такие расходы в силу ст. 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном ч. 3 указанной статьи. В то же время эти расходы квалифицируются как вред, причиненный лицу, привлекавшемуся к административной ответственности.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Объективные пределы предполагают наличие нескольких проявлений в совокупности: 1) по уголовному делу преюдициальным является не только приговор, но и иные постановления по этому делу (например, постановление о прекращении производства по делу и пр.), если суд рассматривает административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор или постановления; 2) постановления по делу об административном правонарушении, если суд рассматривает административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда; 3) указанные судебные акты должны быть вступившими в законную силу; 4) преюдициальность носит ограниченный характер, ибо касается не всех установленных фактов, а только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Объективные пределы предполагают наличие нескольких проявлений в совокупности: 1) по уголовному делу преюдициальным является не только приговор, но и иные постановления по этому делу (например, постановление о прекращении производства по делу и пр.), если суд рассматривает административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор или постановления; 2) постановления по делу об административном правонарушении, если суд рассматривает административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены постановления суда; 3) указанные судебные акты должны быть вступившими в законную силу; 4) преюдициальность носит ограниченный характер, ибо касается не всех установленных фактов, а только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.
Статья: Требование о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, как мера превентивного воздействия на хозяйствующих субъектов
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Таким образом, принятие законопроектов N 1104352-7 и 1104194-7 повлечет установление нового порядка возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ. Законодательные изменения затронут головных исполнителей и исполнителей всех уровней кооперации по ГОЗ, занимающих в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующее положение. Хозяйствующие субъекты получат дополнительную возможность добровольно устранить нарушение и избежать административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ГОЗ, выражающееся в отказе или уклонении от заключения государственных контрактов, контрактов в рамках ГОЗ. Очевидно, изменения позволят снизить нагрузку на ФАС России и создать условия для более качественного рассмотрения ею дел об административных правонарушениях.
(Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)Таким образом, принятие законопроектов N 1104352-7 и 1104194-7 повлечет установление нового порядка возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ. Законодательные изменения затронут головных исполнителей и исполнителей всех уровней кооперации по ГОЗ, занимающих в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе доминирующее положение. Хозяйствующие субъекты получат дополнительную возможность добровольно устранить нарушение и избежать административной ответственности за нарушение законодательства в сфере ГОЗ, выражающееся в отказе или уклонении от заключения государственных контрактов, контрактов в рамках ГОЗ. Очевидно, изменения позволят снизить нагрузку на ФАС России и создать условия для более качественного рассмотрения ею дел об административных правонарушениях.
Статья: Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Из сформированных высшими судебными инстанциями позиций следует, что правовым последствием решений о невозбуждении уголовного дела либо его прекращении по нереабилитирующим основаниям не является установление виновности или невиновности преследуемого лица, а только констатация факта совершения противоправного деяния <15>. По нашему мнению, в приведенных позициях содержится внутреннее противоречие. Как уже подчеркивалось, термин "невиновность", используемый в рассматриваемой нами презумпции, является антиподом дефиниции "виновность", которая, в свою очередь, выражает официальную констатацию государством факта совершения физическим или юридическим лицом административного правонарушения, т.е. наличия в его действиях (бездействии) всех признаков состава правонарушения. Отличием констатации виновности в постановлении о назначении административного наказания от выражения таковой в постановлении о прекращении производства по делу либо определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является обязательное наступление негативных правовых последствий для лица, вытекающих из факта совершения административного правонарушения <16>. К таковым относятся, например, административное наказание, состояние административной наказанности, ограничения прав лица, привлеченного к административной ответственности. При констатации совершения административного правонарушения при вынесении постановления о прекращении производства по делу либо отказе в его возбуждении никаких правовых последствий для физического или юридического лица не наступает, поскольку факт привлечения к административной ответственности отсутствует.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)Из сформированных высшими судебными инстанциями позиций следует, что правовым последствием решений о невозбуждении уголовного дела либо его прекращении по нереабилитирующим основаниям не является установление виновности или невиновности преследуемого лица, а только констатация факта совершения противоправного деяния <15>. По нашему мнению, в приведенных позициях содержится внутреннее противоречие. Как уже подчеркивалось, термин "невиновность", используемый в рассматриваемой нами презумпции, является антиподом дефиниции "виновность", которая, в свою очередь, выражает официальную констатацию государством факта совершения физическим или юридическим лицом административного правонарушения, т.е. наличия в его действиях (бездействии) всех признаков состава правонарушения. Отличием констатации виновности в постановлении о назначении административного наказания от выражения таковой в постановлении о прекращении производства по делу либо определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является обязательное наступление негативных правовых последствий для лица, вытекающих из факта совершения административного правонарушения <16>. К таковым относятся, например, административное наказание, состояние административной наказанности, ограничения прав лица, привлеченного к административной ответственности. При констатации совершения административного правонарушения при вынесении постановления о прекращении производства по делу либо отказе в его возбуждении никаких правовых последствий для физического или юридического лица не наступает, поскольку факт привлечения к административной ответственности отсутствует.