Последние изменения камеральная проверка
Подборка наиболее важных документов по запросу Последние изменения камеральная проверка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 176.1 НК РФВывод частично основан на п. 10 ст. 176.1 НК РФ, но актуален, поскольку регулирование не изменилось
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 N 06АП-2054/2024 по делу N А73-135/2024
Требование: О признании незаконными решений о внесении изменений в таможенные декларации и уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, обязании таможни возвратить незаконно взысканные денежные средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно положениям части 24 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением в настоящем случае является 16.10.2023, поэтому применительно к положениям пункта 1 части 29 этого закона решения в сфере таможенного дела не должны были быть приняты ранее указанной даты, в связи с чем, доводы общества в данной части, признаны судом обоснованными - оспариваемые решения от 05.10.2023, от 06.10.2023, от 10.10.2023, от 11.10.2023 о внесении изменений в ДТ фактически приняты таможенным органом преждевременно, что, вместе с тем, не может являться основанием для отмены оспариваемых решений, так как фактически ООО "Компания Феникс" была предоставлена возможность представить возражения на акт камеральной таможенной проверки, которой, в сроки, обозначенные в статье 237 Федерального закона N 289-ФЗ, последнее не воспользовалось.
Требование: О признании незаконными решений о внесении изменений в таможенные декларации и уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, обязании таможни возвратить незаконно взысканные денежные средства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно положениям части 24 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением в настоящем случае является 16.10.2023, поэтому применительно к положениям пункта 1 части 29 этого закона решения в сфере таможенного дела не должны были быть приняты ранее указанной даты, в связи с чем, доводы общества в данной части, признаны судом обоснованными - оспариваемые решения от 05.10.2023, от 06.10.2023, от 10.10.2023, от 11.10.2023 о внесении изменений в ДТ фактически приняты таможенным органом преждевременно, что, вместе с тем, не может являться основанием для отмены оспариваемых решений, так как фактически ООО "Компания Феникс" была предоставлена возможность представить возражения на акт камеральной таможенной проверки, которой, в сроки, обозначенные в статье 237 Федерального закона N 289-ФЗ, последнее не воспользовалось.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О брокере "бедном замолвите слово": обзор практики применения пункта 4 статьи 405 Таможенного кодекса ЕАЭС
(Матвиенко Г.В.)
("Вопросы экономики и права", 2021, N 8)Краткая фабула дела такова. Таможенный представитель - ООО "ДХЛ Глобал Форвардинг" не обеспечил надлежащего исполнения обязательства по достоверному декларированию товара, ввиду чего по итогам камеральной проверки таможня изменила его классификацию в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и потребовала уплатить около тридцати миллионов рублей. Декларант с притязаниями таможни не согласился, заключил с брокером дополнительное соглашение, на основании которого последний возлагал на себя обязательство представлять интересы поручителя в деле об оспаривании решений таможни. Арбитражный суд приостановил исполнение требования фиска до момента разрешения спора, однако брокер, к тому моменту исключенный из реестра по причине совершенных правонарушений, не связанных с рассматриваемым делом, полностью возместил недоимку по таможенным платежам, невзирая на возражения декларанта. В итоге последний отказался компенсировать эти затраты. Суды пришли к выводу, что в таком случае для брокера неизбежны последствия действия в чужом интересе без поручения, предусмотренные ст. 983, 984 Гражданского кодекса РФ. Спорные расходы представителя, как указано в одном из решений по делу, "образовались вследствие неправильной классификации им товаров, поэтому такие расходы в силу ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его ответственностью за ненадлежащее исполнение договора" [7].
(Матвиенко Г.В.)
("Вопросы экономики и права", 2021, N 8)Краткая фабула дела такова. Таможенный представитель - ООО "ДХЛ Глобал Форвардинг" не обеспечил надлежащего исполнения обязательства по достоверному декларированию товара, ввиду чего по итогам камеральной проверки таможня изменила его классификацию в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и потребовала уплатить около тридцати миллионов рублей. Декларант с притязаниями таможни не согласился, заключил с брокером дополнительное соглашение, на основании которого последний возлагал на себя обязательство представлять интересы поручителя в деле об оспаривании решений таможни. Арбитражный суд приостановил исполнение требования фиска до момента разрешения спора, однако брокер, к тому моменту исключенный из реестра по причине совершенных правонарушений, не связанных с рассматриваемым делом, полностью возместил недоимку по таможенным платежам, невзирая на возражения декларанта. В итоге последний отказался компенсировать эти затраты. Суды пришли к выводу, что в таком случае для брокера неизбежны последствия действия в чужом интересе без поручения, предусмотренные ст. 983, 984 Гражданского кодекса РФ. Спорные расходы представителя, как указано в одном из решений по делу, "образовались вследствие неправильной классификации им товаров, поэтому такие расходы в силу ст. 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его ответственностью за ненадлежащее исполнение договора" [7].
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705
(ред. от 02.04.2025)
"О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 Кодекса). При применении указанной нормы в части толкования понятия "представления" налоговым органам необходимо учитывать, что трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 88 Кодекса, предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки и, исходя из указанной цели его установления, может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган. Вышеизложенное не изменяет правило пункта 8 статьи 6.1 Кодекса, согласно которой налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Указанный срок исчисляется в данном порядке, в том числе в случаях:
(ред. от 02.04.2025)
"О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 Кодекса). При применении указанной нормы в части толкования понятия "представления" налоговым органам необходимо учитывать, что трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 88 Кодекса, предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки и, исходя из указанной цели его установления, может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган. Вышеизложенное не изменяет правило пункта 8 статьи 6.1 Кодекса, согласно которой налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Указанный срок исчисляется в данном порядке, в том числе в случаях:
<Письмо> ФНС России от 12.02.2025 N БС-4-11/1275@
(ред. от 02.04.2025)
<О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам>Выплаты по СВ на ДСО за отчетный период сумме выплат по СВ на ДСО, за предыдущий отчетный период и за последние три месяца отчетного периода
(ред. от 02.04.2025)
<О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам>Выплаты по СВ на ДСО за отчетный период сумме выплат по СВ на ДСО, за предыдущий отчетный период и за последние три месяца отчетного периода
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<3> В Определении СКЭС ВС РФ от 03.08.2018 N 305-КГ18-4557 (АО "ВЭБ-Лизинг"), где СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что налоговый орган должен быть последователен в формировании своих выводов по итогам выездной налоговой проверки, иной же подход не отвечает принципу добросовестного налогового администрирования. В Определении от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705 (ООО "Совместное предприятие "Бетула") СКЭС ВС РФ указала, что налоговый орган утратил право ссылаться на довод о неправомерности применения налогоплательщиком УСН в связи с непредставлением последним уведомления о переходе на УСН. Инспекция до проведения выездной налоговой проверки в течение длительного времени вела лицевой счет налогоплательщика, администрировала его налоговые платежи, проводила камеральные налоговые проверки поданных им деклараций, ей было известно обо всех изменениях, внесенных в учредительные документы налогоплательщика, и тем не менее инспекция не оспаривала правомерность использования УСН по основанию неподачи уведомления о переходе на УСН. Следовательно, ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)<3> В Определении СКЭС ВС РФ от 03.08.2018 N 305-КГ18-4557 (АО "ВЭБ-Лизинг"), где СКЭС ВС РФ пришла к выводу, что налоговый орган должен быть последователен в формировании своих выводов по итогам выездной налоговой проверки, иной же подход не отвечает принципу добросовестного налогового администрирования. В Определении от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705 (ООО "Совместное предприятие "Бетула") СКЭС ВС РФ указала, что налоговый орган утратил право ссылаться на довод о неправомерности применения налогоплательщиком УСН в связи с непредставлением последним уведомления о переходе на УСН. Инспекция до проведения выездной налоговой проверки в течение длительного времени вела лицевой счет налогоплательщика, администрировала его налоговые платежи, проводила камеральные налоговые проверки поданных им деклараций, ей было известно обо всех изменениях, внесенных в учредительные документы налогоплательщика, и тем не менее инспекция не оспаривала правомерность использования УСН по основанию неподачи уведомления о переходе на УСН. Следовательно, ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
Статья: Прекращение юридических лиц и правовая политика: от анализа данных к прогнозированию последствий
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Но главные изменения следует произвести в процедурной сфере. Правила налогового законодательства, относящиеся к камеральным и выездным проверкам (гл. 14 НК РФ), следует дополнить положением, согласно которому мероприятия налогового контроля в отношении ООО должны определяться налоговым органом с учетом предшествующего поведения участников корпорации в экономической сфере, в том числе того, входят или нет в состав участников общества лица, являвшиеся в течение трех последних лет участниками ООО, прекращенных по решению регистрирующего органа.
(Болдырев В.А., Бодункова С.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Но главные изменения следует произвести в процедурной сфере. Правила налогового законодательства, относящиеся к камеральным и выездным проверкам (гл. 14 НК РФ), следует дополнить положением, согласно которому мероприятия налогового контроля в отношении ООО должны определяться налоговым органом с учетом предшествующего поведения участников корпорации в экономической сфере, в том числе того, входят или нет в состав участников общества лица, являвшиеся в течение трех последних лет участниками ООО, прекращенных по решению регистрирующего органа.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Является ли моментом начала камеральной проверки дата направления декларации по почте
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговое ведомство разъяснило следующее. При применении п. 2 ст. 88 НК РФ в части толкования понятия "представление декларации" необходимо учитывать, что срок, предназначенный для проведения мероприятий налогового контроля в рамках камеральной проверки, исчисляется только со дня поступления декларации в инспекцию. Изложенное выше не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому налогоплательщик исполнил обязанность по представлению декларации, если сдал ее в организацию связи до 24 часов последнего дня установленного срока.
Является ли моментом начала камеральной проверки дата направления декларации по почте
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговое ведомство разъяснило следующее. При применении п. 2 ст. 88 НК РФ в части толкования понятия "представление декларации" необходимо учитывать, что срок, предназначенный для проведения мероприятий налогового контроля в рамках камеральной проверки, исчисляется только со дня поступления декларации в инспекцию. Изложенное выше не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 НК РФ, согласно которому налогоплательщик исполнил обязанность по представлению декларации, если сдал ее в организацию связи до 24 часов последнего дня установленного срока.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамПо нашему мнению, внесение изменений в акт камеральной проверки после вручения его налогоплательщику может привести к нарушению установленного срока вынесения решения по итогам проверки. Так, из п. 1 ст. 101 НК РФ следует, что он начинает исчисляться после истечения месяца, который в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ отведен налогоплательщику для представления возражений на акт проверки и отсчитывается от даты получения последнего.
Статья: Правительственные поправки в Налоговый кодекс РФ внесены в Госдуму
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Меняется порядок представления нулевой налоговой декларации (изменения в п. 2 ст. 80 НК РФ). Ее нужно будет сдавать только один раз после окончания налогового периода, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты налогообложения. Напомним, что сейчас нулевые декларации нужно представлять ежеквартально. Также в п. 2 ст. 88 НК РФ уточняются положения, касающиеся камеральной проверки нулевой декларации. Она будет проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года. А в случае реорганизации или ликвидации организации - за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 13)Меняется порядок представления нулевой налоговой декларации (изменения в п. 2 ст. 80 НК РФ). Ее нужно будет сдавать только один раз после окончания налогового периода, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации) и (или) в котором последний раз были объекты налогообложения. Напомним, что сейчас нулевые декларации нужно представлять ежеквартально. Также в п. 2 ст. 88 НК РФ уточняются положения, касающиеся камеральной проверки нулевой декларации. Она будет проводиться в течение трех месяцев за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года. А в случае реорганизации или ликвидации организации - за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что организация находится в процессе реорганизации или ликвидации.
Статья: Актуальные вопросы цифровизации налогового администрирования
(Болдычева А.Г., Ермолаева Е.Н., Старкова М.М.)
("Аудитор", 2023, N 8)Одним из важнейших методов налогового администрирования является контроль за выполнением налогоплательщиком требований налогового законодательства, который реализуется с помощью проведения налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок. Именно последние могут доставить налогоплательщику определенные неприятности. По результатам каждой из них выносится то или иное решение, как правило, это доначисление, недоимки, пени или штрафы. Соответствующие суммы отражаются на Едином налоговом счете со дня вступления в силу этого решения. Если налогоплательщик успеет подать кассационную жалобу в течение месяца до вынесения решения по апелляционной жалобе, сумма денежных средств на ЕНС не изменится. Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (п. 5 ст. 289) АПК РФ [1]. В результате с того момента, когда решение вступает в силу, налогоплательщику следует отслеживать процесс списания средств с ЕНС.
(Болдычева А.Г., Ермолаева Е.Н., Старкова М.М.)
("Аудитор", 2023, N 8)Одним из важнейших методов налогового администрирования является контроль за выполнением налогоплательщиком требований налогового законодательства, который реализуется с помощью проведения налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок. Именно последние могут доставить налогоплательщику определенные неприятности. По результатам каждой из них выносится то или иное решение, как правило, это доначисление, недоимки, пени или штрафы. Соответствующие суммы отражаются на Едином налоговом счете со дня вступления в силу этого решения. Если налогоплательщик успеет подать кассационную жалобу в течение месяца до вынесения решения по апелляционной жалобе, сумма денежных средств на ЕНС не изменится. Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия (п. 5 ст. 289) АПК РФ [1]. В результате с того момента, когда решение вступает в силу, налогоплательщику следует отслеживать процесс списания средств с ЕНС.
Вопрос: Правомерно ли оформить нарушение срока сдачи декларации актом камеральной проверки?
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.
(Консультация эксперта, 2025)Таким образом, пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, предусмотренного п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание задолженности.