Порядок заполнения коносамента
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок заполнения коносамента (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовое регулирование в области морских перевозок
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент. Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика (п. п. 1, 2 ст. 14 Гамбургских правил). Содержание коносамента приведено в ст. 15 Гамбургских правил.
(Худжатов М.Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Когда перевозчик принимает груз в свое ведение, перевозчик по требованию грузоотправителя обязан выдать грузоотправителю коносамент. Коносамент может быть подписан лицом, имеющим полномочия от перевозчика. Коносамент, подписанный капитаном судна, на котором перевозится груз, считается подписанным от имени перевозчика (п. п. 1, 2 ст. 14 Гамбургских правил). Содержание коносамента приведено в ст. 15 Гамбургских правил.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На морском транспорте оформление договора морской перевозки грузов преимущественно осуществляется с помощью коносамента (ст. 142 КТМ). Он выполняет функции доказательства наличия договора морской перевозки грузов и его содержания, расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком, товарораспорядительного документа на груз, обеспечивающего распоряжение самим грузом. Коносамент составляется по определенной форме, является товарной ценной бумагой и может быть именным, ордерным или на предъявителя. Согласно ст. 143 КТМ по требованию грузоотправителя вместо коносамента может быть оформлена морской транспортная.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)На морском транспорте оформление договора морской перевозки грузов преимущественно осуществляется с помощью коносамента (ст. 142 КТМ). Он выполняет функции доказательства наличия договора морской перевозки грузов и его содержания, расписки, удостоверяющей принятие груза перевозчиком, товарораспорядительного документа на груз, обеспечивающего распоряжение самим грузом. Коносамент составляется по определенной форме, является товарной ценной бумагой и может быть именным, ордерным или на предъявителя. Согласно ст. 143 КТМ по требованию грузоотправителя вместо коносамента может быть оформлена морской транспортная.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
(ред. от 24.06.2025)2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Вопрос: О ставке НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг по организации грузоперевозки по составному единому маршруту, где один пункт находится в РФ, а другой за пределами РФ.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 03-07-08/87626)Поэтому организация, согласно порядку заполнения транспортных документов, не может быть указана в транспортных документах в качестве перевозчика.
(Письмо Минфина России от 13.09.2024 N 03-07-08/87626)Поэтому организация, согласно порядку заполнения транспортных документов, не может быть указана в транспортных документах в качестве перевозчика.
Статья: Правовое регулирование платформенных решений в транспортной системе
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Наряду с сохранением такой обособленности правового регулирования по форме и порядку заполнения транспортных документов, в действующем законодательстве наблюдается тенденция по аккумулированию сведений в единой государственной информационной системе электронных перевозочных документов, предусмотренной в п. 24 ст. 2 УАТ РФ. Так, в транспортных уставах, кодексах, а также в отдельных законах, в положениях, посвященных электронным транспортным документам, предусмотрено, что документы в электронной форме (например, договор перевозки грузов, коносамент или транспортная накладная) должны быть направлены в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, которая предусмотрена УАТ РФ (ч. 1 ст. 18.1 УАТ РФ, п. 4 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), п. 5 ст. 67 КВВТ РФ). Данные положения свидетельствуют о создании единой базы транспортных документов, позволяющих сделать транспортный документооборот прозрачным и доступным для органов государственной власти, ускорить работу с документами. Указанная государственная информационная система электронных перевозочных документов направлена на реализацию цели по созданию системы "единого окна" в цифровом формате. Внедрение Постановлением Правительства N 908 в экспериментальном режиме апробации национальной цифровой транспортно-логистической платформы является базой для реализации положений, закрепленных в указанных выше нормативных правовых документах. Тем самым можно утверждать, что платформа <4> выступает неким цифровым инструментом по решению задач, поставленных в Транспортной стратегии РФ, а именно: создание единой системы для оформления перевозок грузов различными видами транспорта: автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным. Интеграция ранее созданной информационной системы ОАО "РЖД", в которой учитывается только перевозка грузов железнодорожным транспортом, с новой информационной системой является также одной из задач по объединению рынка транспортных услуг различными видами транспорта, что соответствует концепции развития транспортной сферы экономики.
(Бажина М.А.)
("Транспортное право", 2025, N 2)Наряду с сохранением такой обособленности правового регулирования по форме и порядку заполнения транспортных документов, в действующем законодательстве наблюдается тенденция по аккумулированию сведений в единой государственной информационной системе электронных перевозочных документов, предусмотренной в п. 24 ст. 2 УАТ РФ. Так, в транспортных уставах, кодексах, а также в отдельных законах, в положениях, посвященных электронным транспортным документам, предусмотрено, что документы в электронной форме (например, договор перевозки грузов, коносамент или транспортная накладная) должны быть направлены в государственную информационную систему электронных перевозочных документов, которая предусмотрена УАТ РФ (ч. 1 ст. 18.1 УАТ РФ, п. 4 ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), п. 5 ст. 67 КВВТ РФ). Данные положения свидетельствуют о создании единой базы транспортных документов, позволяющих сделать транспортный документооборот прозрачным и доступным для органов государственной власти, ускорить работу с документами. Указанная государственная информационная система электронных перевозочных документов направлена на реализацию цели по созданию системы "единого окна" в цифровом формате. Внедрение Постановлением Правительства N 908 в экспериментальном режиме апробации национальной цифровой транспортно-логистической платформы является базой для реализации положений, закрепленных в указанных выше нормативных правовых документах. Тем самым можно утверждать, что платформа <4> выступает неким цифровым инструментом по решению задач, поставленных в Транспортной стратегии РФ, а именно: создание единой системы для оформления перевозок грузов различными видами транспорта: автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным. Интеграция ранее созданной информационной системы ОАО "РЖД", в которой учитывается только перевозка грузов железнодорожным транспортом, с новой информационной системой является также одной из задач по объединению рынка транспортных услуг различными видами транспорта, что соответствует концепции развития транспортной сферы экономики.
Вопрос: Об НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров, в том числе о подтверждении ввоза (вывоза) товаров на территорию РФ (за ее пределы) коносаментом ФИАТА.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 03-07-08/69478)Одновременно сообщаем, что порядок оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе возможность подтверждения ввоза (вывоза) товаров на территорию Российской Федерации (за ее пределы) коносаментом ФИАТА, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не регулируется.
(Письмо Минфина России от 25.07.2024 N 03-07-08/69478)Одновременно сообщаем, что порядок оформления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе возможность подтверждения ввоза (вывоза) товаров на территорию Российской Федерации (за ее пределы) коносаментом ФИАТА, нормами Налогового кодекса Российской Федерации не регулируется.