Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 165 "Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Инспекция аннулировала отметки на заявлениях о ввозе товаров из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов и отозвала их, указав в качестве причины отсутствие импорта товара, что повлекло за собой признание импорта несостоявшимся и невозможность применения нулевой налоговой ставки, уплату в бюджет Республики Беларусь обществом косвенных налогов в полном объеме. Инспекция обращала внимание, что российский импортер не уплатил акциз при ввозе товара на территорию Российской Федерации, не в полном объеме уплатил НДС. Суд, придя к выводу, что права и законные интересы общества нарушены в связи с указанием в качестве причины отзыва факта отсутствия импорта товара, притом что ввоз товара фактически инспекцией не оспаривается, а также подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, отметил, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым и не подлежит расширительному толкованию, аннулирование инспекцией отметок по причине, не предусмотренной Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" и каким-либо нормативным правовым актом, нарушает действующее законодательство, в том числе положения Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 193 "Налоговые ставки" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа по аннулированию отметок об уплате косвенных налогов на заявлениях о ввозе подакцизных товаров. Суд установил, что общество (продавец, Республика Беларусь) заключило с российскими организациями контракт на поставку ректификованного этилового спирта, используемого покупателем в целях, не связанных с производством алкогольной продукцией. Контрактом было предусмотрено обязательство покупателя предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, с отметкой налогового органа Российской Федерации, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме. Налоговый орган проставил соответствующие отметки на заявлениях покупателей, а затем аннулировал их, что повлекло неблагоприятные последствия для продавца. Суд признал действия налогового органа незаконными. Суд указал, что перечень оснований для аннулирования отметок является закрытым, факт ввоза спирта с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в соответствующих объемах подтвержден, суммы НДС в связи с поставкой спирта были перечислены в бюджет, возможное наличие со стороны покупателей нарушений в связи с неуплатой в бюджет акцизов и неполной уплатой НДС, отсутствием необходимой лицензии не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для аннулирования налоговым органом отметок и отзыва заявлений. Налоговый орган должен руководствоваться положениями пунктов 22 и 25 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: 3 особенности НДС-вычетов, связанных с работами и услугами в рамках ЕАЭС
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)<11> пп. 28, 31 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2025, N 16)<11> пп. 28, 31 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Вместе с тем порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) регламентируется положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (ред. от 09.12.2022)) (далее - Протокол).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 5)Вместе с тем порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ (оказании услуг) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) регламентируется положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 (ред. от 09.12.2022)) (далее - Протокол).
Нормативные акты
"Договор о Евразийском экономическом союзе"
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении
(Подписан в г. Астане 29.05.2014)
(ред. от 25.05.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024)IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36
"О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза"Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.
"О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза"Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 года.
Статья: Правовые аспекты понятия услуг в электронной форме для целей НДС
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
(Аносов В.А.)
("Налоги" (журнал), 2025, NN 1, 2)<3> Абзац 22 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) (ред. от 09.12.2022) // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Протокол.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.10.2023 N 03-07-13/1/94516 <Об НДС при оказании российской организацией резиденту Казахстана услуг по тестированию ПО>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Вначале представители министерства напомнили, каков порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ либо оказании услуг в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС. В подобных ситуациях необходимо ориентироваться на разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 2)Вначале представители министерства напомнили, каков порядок применения налога на добавленную стоимость при выполнении работ либо оказании услуг в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС. В подобных ситуациях необходимо ориентироваться на разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, российские посредники, импортирующие товары в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС в интересах российских покупателей, уплачивают налог на добавленную стоимость российским налоговым органам и, соответственно, представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 20 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в том числе налоговую декларацию по косвенным налогам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренное Протоколом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Учитывая изложенное, российские посредники, импортирующие товары в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС в интересах российских покупателей, уплачивают налог на добавленную стоимость российским налоговым органам и, соответственно, представляют в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 20 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в том числе налоговую декларацию по косвенным налогам и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, предусмотренное Протоколом.
Последние изменения: НДС по договорам оказания услуг и выполнения работ с нерезидентом
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. IV Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг включено следующее положение. Если организация покупает работы, услуги для своего филиала (представительства), который находится (осуществляют деятельность) в другом государстве-члене, то местом реализации работ, услуг признается территория этого государства.
(КонсультантПлюс, 2025)В разд. IV Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг включено следующее положение. Если организация покупает работы, услуги для своего филиала (представительства), который находится (осуществляют деятельность) в другом государстве-члене, то местом реализации работ, услуг признается территория этого государства.
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)<4> Здесь и далее имеется в виду Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)<4> Здесь и далее имеется в виду Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)).
Статья: Маркетинговые услуги
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 Общих положений Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)) маркетинговые услуги - это услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.02.2023 N 03-07-14/8633 <Как определить НДС, если в договорах поставок фигурируют компании из стран ЕАЭС>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС определяется в соответствии с разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.).
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг) в торговых отношениях хозяйствующих субъектов государств - членов ЕАЭС определяется в соответствии с разд. IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.).
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)"в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола".
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)"в соответствии с разделом IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола место реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту нахождения исполнителя услуг на основании подпункта 5 пункта 29 Протокола".
Последние изменения: НДС при экспорте (в страны ЕАЭС)
(КонсультантПлюс, 2025)если организация покупает работы, услуги для своего филиала (представительства), который находится (осуществляет деятельность) в другом государстве-члене, то местом реализации работ, услуг, перечисленных в пп. 4 п. 29 Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, признается территория этого государства.
(КонсультантПлюс, 2025)если организация покупает работы, услуги для своего филиала (представительства), который находится (осуществляет деятельность) в другом государстве-члене, то местом реализации работ, услуг, перечисленных в пп. 4 п. 29 Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, признается территория этого государства.