Порядок внесения изменений в концессионное соглашение
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок внесения изменений в концессионное соглашение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2024 N 04АП-3221/2024 по делу N А58-4721/2024
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Письмо N 03и-24 от 12.01.2024 и протоколы совещаний N 1 от 25.01.2024, N 2 от 30.01.2024 правомерно не приняты судом в качестве надлежащего доказательства соблюдения досудебного порядка разрешения спора, так как не соответствуют заявленным требованиям об обязании подписать документы о внесении изменений в Задание на проектирование объекта капитального строительства от 30.12.2021 к Концессионному соглашению о проектировании, финансировании, строительстве и эксплуатации мусороперегрузочной станции с элементами сортировки мощностью 150 тыс. тонн твердых коммунальных отходов в год, участка по производству альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов в целях обработки твердых коммунальных отходов в Республике Саха (Якутия).
Требование: Об отмене определения о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.Письмо N 03и-24 от 12.01.2024 и протоколы совещаний N 1 от 25.01.2024, N 2 от 30.01.2024 правомерно не приняты судом в качестве надлежащего доказательства соблюдения досудебного порядка разрешения спора, так как не соответствуют заявленным требованиям об обязании подписать документы о внесении изменений в Задание на проектирование объекта капитального строительства от 30.12.2021 к Концессионному соглашению о проектировании, финансировании, строительстве и эксплуатации мусороперегрузочной станции с элементами сортировки мощностью 150 тыс. тонн твердых коммунальных отходов в год, участка по производству альтернативного топлива из твердых коммунальных отходов в целях обработки твердых коммунальных отходов в Республике Саха (Якутия).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рациональное использование и охрана недр с применением диспозитивных методов правового регулирования
(Канделаки Г.Г.)
("Экологическое право", 2022, N 1)При этом частноправовые инструменты все более востребуются для регулирования отношений субъектов природопользования. Ярчайшими примерами являются Федеральные законы "О соглашениях о разделе продукции" <7>, "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8>, "О концессионных соглашениях" <9>, "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <10>, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <11> и др.
(Канделаки Г.Г.)
("Экологическое право", 2022, N 1)При этом частноправовые инструменты все более востребуются для регулирования отношений субъектов природопользования. Ярчайшими примерами являются Федеральные законы "О соглашениях о разделе продукции" <7>, "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8>, "О концессионных соглашениях" <9>, "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <10>, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" <11> и др.
Вопрос: О закупке жилых помещений путем инвестирования в строительство.
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 24-06-06/38585)Привлечение инвесторов для создания объектов капитального строительства, в том числе относящихся к объектам социальной инфраструктуры, в настоящее время осуществляется в соответствии с соглашениями о государственно-частном (муниципально-частном партнерстве) и концессионными соглашениями, заключаемыми в порядке, установленном соответственно Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
(Письмо Минфина России от 24.04.2024 N 24-06-06/38585)Привлечение инвесторов для создания объектов капитального строительства, в том числе относящихся к объектам социальной инфраструктуры, в настоящее время осуществляется в соответствии с соглашениями о государственно-частном (муниципально-частном партнерстве) и концессионными соглашениями, заключаемыми в порядке, установленном соответственно Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) порядок внесения изменений в концессионное соглашение;
(ред. от 23.07.2025)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11) порядок внесения изменений в концессионное соглашение;
Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"б) наличие порядка внесения изменений в перечень движимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в предусмотренных концессионным соглашением случаях;
(ред. от 24.07.2025)
"Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"б) наличие порядка внесения изменений в перечень движимого имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в предусмотренных концессионным соглашением случаях;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применяются ли правила об обязательном проведении конкурса или аукциона в случае применения положений о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворяя заявленное требование, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия в действиях (бездействии) учреждения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку договор аренды муниципального нежилого помещения заключен с организацией до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что исключает необходимость применения при продлении срока действия договора специального порядка, предусматривающего обязательное проведение конкурсов или аукционов. Кроме того, судами сделан вывод о соблюдении при пролонгации договора аренды на неопределенный срок условий, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и об истечении трехлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.
Применяются ли правила об обязательном проведении конкурса или аукциона в случае применения положений о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок
(КонсультантПлюс, 2025)Удовлетворяя заявленное требование, суды трех инстанций, руководствуясь положениями статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия в действиях (бездействии) учреждения нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку договор аренды муниципального нежилого помещения заключен с организацией до вступления в силу Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", что исключает необходимость применения при продлении срока действия договора специального порядка, предусматривающего обязательное проведение конкурсов или аукционов. Кроме того, судами сделан вывод о соблюдении при пролонгации договора аренды на неопределенный срок условий, установленных частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и об истечении трехлетнего срока давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.
Статья: Государственный капитализм и интервенция публичного права в гражданское законодательство (на примере специальных инвестиционных соглашений)
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<44> См., напр.: Постановления Правительства РФ от 03.06.2014 N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; от 11.05.2017 N 558 "Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем"; Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2023 N 799 "Об утверждении порядка формирования, ведения реестра заключенных концессионных соглашений и перечня сведений, содержащихся в реестре заключенных концессионных соглашений".
(Скворцов О.Ю.)
("Закон", 2025, N 5)<44> См., напр.: Постановления Правительства РФ от 03.06.2014 N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; от 11.05.2017 N 558 "Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем"; Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2023 N 799 "Об утверждении порядка формирования, ведения реестра заключенных концессионных соглашений и перечня сведений, содержащихся в реестре заключенных концессионных соглашений".
Статья: Использование информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах: правовое регулирование порядка предоставления информации третьим лицам
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Статья посвящена исследованию правового регулирования порядка предоставления информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах (ГИС). В работе содержится обзор становления и развития законодательства, регламентирующего общественные отношения в сфере функционирования ГИС. Проведение данного обзора позволило проследить процесс формирования подхода к порядку предоставления вышеуказанной информации из ГИС с момента начала их эксплуатации. Изучен порядок предоставления информации ограниченного доступа из отдельных ГИС, функционирующих в разных сферах деятельности государства. Проведен сравнительно-правовой анализ нормативного регулирования в части, касающейся вопросов передачи информации ограниченного доступа. По его результатам сделан вывод о том, что законодательство предусматривает передачу ограниченной информации из ГИС исключительно закрытому перечню субъектов и только на безвозмездной основе. В работе утверждается, что внесенные в 2018 и 2022 гг. изменения в законодательство, предусматривающие в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве возможность осуществления функций оператора ГИС коммерческими организациями, не привели к пересмотру устоявшегося подхода, запрещающего монетизацию доступа к информации ограниченного доступа, содержащейся в ГИС, и передачу такой информации третьим лицам. В статье также делается вывод о том, что такой подход представляется оптимальным, поскольку получение третьими лицами из ГИС информации ограниченного доступа может привести к нарушению режима коммерческой тайны, разумных ожиданий и равенства прав участников делового оборота, к причинению ущерба их коммерческим интересам, ограничению конкуренции и нарушению прав человека и интересов государства.
(Ижаев О.А., Кутейников Д.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Статья посвящена исследованию правового регулирования порядка предоставления информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах (ГИС). В работе содержится обзор становления и развития законодательства, регламентирующего общественные отношения в сфере функционирования ГИС. Проведение данного обзора позволило проследить процесс формирования подхода к порядку предоставления вышеуказанной информации из ГИС с момента начала их эксплуатации. Изучен порядок предоставления информации ограниченного доступа из отдельных ГИС, функционирующих в разных сферах деятельности государства. Проведен сравнительно-правовой анализ нормативного регулирования в части, касающейся вопросов передачи информации ограниченного доступа. По его результатам сделан вывод о том, что законодательство предусматривает передачу ограниченной информации из ГИС исключительно закрытому перечню субъектов и только на безвозмездной основе. В работе утверждается, что внесенные в 2018 и 2022 гг. изменения в законодательство, предусматривающие в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве возможность осуществления функций оператора ГИС коммерческими организациями, не привели к пересмотру устоявшегося подхода, запрещающего монетизацию доступа к информации ограниченного доступа, содержащейся в ГИС, и передачу такой информации третьим лицам. В статье также делается вывод о том, что такой подход представляется оптимальным, поскольку получение третьими лицами из ГИС информации ограниченного доступа может привести к нарушению режима коммерческой тайны, разумных ожиданий и равенства прав участников делового оборота, к причинению ущерба их коммерческим интересам, ограничению конкуренции и нарушению прав человека и интересов государства.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор перенайма публичного имущества, переданного по договору аренды, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Можно ли заключить договор перенайма публичного имущества, переданного по договору аренды, без проведения конкурса или аукциона
(КонсультантПлюс, 2025)Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Закон N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Закон N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, регулирующая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и предусматривающая проведение конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу с 02.07.2008.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, регулирующая особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества и предусматривающая проведение конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу с 02.07.2008.
Вопрос: О предоставлении дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных концессионным соглашением, концессионеру и кредитов из местных бюджетов юрлицам, реализующим концессионное соглашение.
(Письмо Минфина России от 24.02.2025 N 02-13-09/17277)Учитывая изложенное, предоставление концессионеру дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных КС, возможно в целях исполнения концессионером мероприятий и условий КС на основании внесенных изменений в части увеличения объема финансового участия концедента в форме капитального гранта с учетом предельно допустимого объема капитального гранта с предварительным пересмотром (уточнением) финансовой модели концессионного соглашения, условий формирования тарифа, обеспечивающего окупаемость реализуемой инвестиционной программы концессионера.
(Письмо Минфина России от 24.02.2025 N 02-13-09/17277)Учитывая изложенное, предоставление концессионеру дополнительных средств из бюджета, ранее не предусмотренных КС, возможно в целях исполнения концессионером мероприятий и условий КС на основании внесенных изменений в части увеличения объема финансового участия концедента в форме капитального гранта с учетом предельно допустимого объема капитального гранта с предварительным пересмотром (уточнением) финансовой модели концессионного соглашения, условий формирования тарифа, обеспечивающего окупаемость реализуемой инвестиционной программы концессионера.
Готовое решение: Каковы особенности концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
(КонсультантПлюс, 2025)если изменится концессионное соглашение, предусматривающее дополнение состава объекта концессии или исключение из него незарегистрированного недвижимого имущества, - внести в ЕФРСФДЮЛ эти сведения и приложить электронную копию соглашения о внесении изменений в концессионное соглашение. Сведения в ЕФРСФДЮЛ по общему правилу нужно внести в течение трех рабочих дней со дня, когда вы узнали о возникновении соответствующего факта (есть исключения) (п. 17 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2025 N 237);
(КонсультантПлюс, 2025)если изменится концессионное соглашение, предусматривающее дополнение состава объекта концессии или исключение из него незарегистрированного недвижимого имущества, - внести в ЕФРСФДЮЛ эти сведения и приложить электронную копию соглашения о внесении изменений в концессионное соглашение. Сведения в ЕФРСФДЮЛ по общему правилу нужно внести в течение трех рабочих дней со дня, когда вы узнали о возникновении соответствующего факта (есть исключения) (п. 17 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 14.04.2025 N 237);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2 - 5. Положения п. 2 - 5 комментируемой статьи непосредственно определяют особенности приватизации объектов концессионного соглашения. Так, в пункте 2 данной статьи установлено, что в случае включения имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества (до внесения Законом 2020 г. N 293-ФЗ изменения указывалось на прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, или муниципального имущества) или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона (указание на такой перечень включено Законом 2022 г. N 320-ФЗ, которым и введены указанные подп. 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона), на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого имущества.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2 - 5. Положения п. 2 - 5 комментируемой статьи непосредственно определяют особенности приватизации объектов концессионного соглашения. Так, в пункте 2 данной статьи установлено, что в случае включения имущества, входящего в состав объекта концессионного соглашения, в прогнозные планы (программы) приватизации государственного и муниципального имущества (до внесения Законом 2020 г. N 293-ФЗ изменения указывалось на прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в документ планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, или муниципального имущества) или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, сформированный и утвержденный в порядке, предусмотренном подпунктами 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона (указание на такой перечень включено Законом 2022 г. N 320-ФЗ, которым и введены указанные подп. 3.1 и 3.2 п. 1 ст. 6 комментируемого Закона), на период, соответствующий окончанию срока действия концессионного соглашения, концессионер имеет преимущественное право на выкуп этого имущества.