Порядок рассмотрения представления о замене штрафа другим видом наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения представления о замене штрафа другим видом наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года"Ответ: В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в частях первой и третьей ст. 31 данного Кодекса, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с частью пятой ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации; в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года"Ответ: В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в частях первой и третьей ст. 31 данного Кодекса, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с частью пятой ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации; в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Критерии повышения эффективности исполнения уголовного наказания в виде штрафа
(Макаров А.В., Храмцова М.А.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Повышение показателей исполнимости штрафа, назначенного в качестве основного наказания, можно было бы добиться указанием в законе на возможность его принудительного взыскания в случае злостного уклонения, как то предусмотрено в случае назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Как показывает статистика УФССП России по исполнению уголовного штрафа, за 10 месяцев 2022 г. судебные приставы в 20% случаев обращались в суд с представлениями о замене штрафа иным видом наказания в связи с его неисполнением (и это не считая приостановленных, отсроченных по различным основаниями исполнительных производств, а также производств, по которым предоставлена рассрочка исполнения) <7>. Напомним, что показатели исполнимости штрафа, назначенного в качестве основного наказания, составили в 2022 г. 35%. При этом те 20% исполнительных производств, по которым судебные приставы обращались в суды для замены штрафа другим видом наказания, фактически дают в 20% случаев осужденным возможность за время рассмотрения судом представления не только фиктивно инициировать уважительные причины неуплаты штрафа (например, утрату заработка), но и сокрыть имущество, на которое может быть обращено взыскание в порядке ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вследствие отказа суда в удовлетворении представления. Такой ситуации можно избежать, изменив порядок исполнения штрафа, позволив органам исполнения данного вида наказания сначала проводить соответствующую работу по его принудительному взысканию, а затем, в случае отсутствия у должника по результатам проведенных розыскных действий имущества, на которое может быть обращено взыскание, обращаться в суд с представлением о замене штрафа иным видом наказания в порядке ч. 5 ст. 46 УК РФ.
(Макаров А.В., Храмцова М.А.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Повышение показателей исполнимости штрафа, назначенного в качестве основного наказания, можно было бы добиться указанием в законе на возможность его принудительного взыскания в случае злостного уклонения, как то предусмотрено в случае назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Как показывает статистика УФССП России по исполнению уголовного штрафа, за 10 месяцев 2022 г. судебные приставы в 20% случаев обращались в суд с представлениями о замене штрафа иным видом наказания в связи с его неисполнением (и это не считая приостановленных, отсроченных по различным основаниями исполнительных производств, а также производств, по которым предоставлена рассрочка исполнения) <7>. Напомним, что показатели исполнимости штрафа, назначенного в качестве основного наказания, составили в 2022 г. 35%. При этом те 20% исполнительных производств, по которым судебные приставы обращались в суды для замены штрафа другим видом наказания, фактически дают в 20% случаев осужденным возможность за время рассмотрения судом представления не только фиктивно инициировать уважительные причины неуплаты штрафа (например, утрату заработка), но и сокрыть имущество, на которое может быть обращено взыскание в порядке ст. 103 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" вследствие отказа суда в удовлетворении представления. Такой ситуации можно избежать, изменив порядок исполнения штрафа, позволив органам исполнения данного вида наказания сначала проводить соответствующую работу по его принудительному взысканию, а затем, в случае отсутствия у должника по результатам проведенных розыскных действий имущества, на которое может быть обращено взыскание, обращаться в суд с представлением о замене штрафа иным видом наказания в порядке ч. 5 ст. 46 УК РФ.
"Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-практическое пособие"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова)
("Статут", 2017)Порядок рассмотрения судами представлений о замене штрафа другим видом наказания определен законодательством РФ, а также разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 59 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" <1>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.А. Гуреева, С.В. Сазанова)
("Статут", 2017)Порядок рассмотрения судами представлений о замене штрафа другим видом наказания определен законодательством РФ, а также разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 59 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" <1>.
Нормативные акты
Приказ Управления Судебного департамента в Ленинградской области от 26.12.2008 N 87
"Об утверждении "Инструкции по судебному делопроизводству у мирового судьи"- о замене другим видом наказания при невозможности уплаты штрафа - 3;
"Об утверждении "Инструкции по судебному делопроизводству у мирового судьи"- о замене другим видом наказания при невозможности уплаты штрафа - 3;
Статья: Судебный контроль в стадии исполнения уголовного наказания
(Колоколов Н.А., Давыдова И.А., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 6; 2009, N 1, N 2)3) в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа рассмотрение представления судебного пристава-исполнителя о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ.
(Колоколов Н.А., Давыдова И.А., Павлухин А.Н., Эриашвили Н.Д.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2008, N 6; 2009, N 1, N 2)3) в случае злостного уклонения осужденного от уплаты штрафа рассмотрение представления судебного пристава-исполнителя о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 УК РФ.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Главы 33 - 56. Постатейный научно-практический комментарий"
(отв. ред. Л.А. Воскобитова)
("Редакция "Российской газеты", 2015)47. В судебном порядке заключение под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, возможно до момента рассмотрения судьей вопроса о замене указанных видов наказания. Заключение под стражу осужденного возможно как в случаях внесения в суд представления о замене перечисленных наказаний лишением свободы, так и другим более суровым, в сравнении с назначенным, наказанием. Осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении может заключаться судом под стражу при уклонении от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания или неприбытии к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
(отв. ред. Л.А. Воскобитова)
("Редакция "Российской газеты", 2015)47. В судебном порядке заключение под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, возможно до момента рассмотрения судьей вопроса о замене указанных видов наказания. Заключение под стражу осужденного возможно как в случаях внесения в суд представления о замене перечисленных наказаний лишением свободы, так и другим более суровым, в сравнении с назначенным, наказанием. Осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении может заключаться судом под стражу при уклонении от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания или неприбытии к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.
"Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ"
(постатейный)
(под ред. Е.Л. Забарчука)
("Питер Пресс", 2009)Ответ. В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 31 данного Кодекса, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации; в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
(постатейный)
(под ред. Е.Л. Забарчука)
("Питер Пресс", 2009)Ответ. В соответствии со ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в ч. ч. 1 и 3 ст. 31 данного Кодекса, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с ч. 5 ст. 46 Уголовного кодекса Российской Федерации; в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания, судебный пристав-исполнитель производит взыскание штрафа в принудительном порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья: Вопросы обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения
(Дресвянникова Е.А.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 7)Нормы, устанавливающие административную ответственность, становятся формальными, если принятые решения по делам об административных правонарушениях не исполняются. Проведенный автором анализ правоприменительной практики показывает, что в тех случаях, когда нецелесообразно назначать штраф (особенно если размер административного штрафа соответствует штрафам, назначаемым за отдельные виды уголовных наказаний), целесообразно назначить иной вид административного наказания и тем самым достигнуть цели его назначения - предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами. Большие суммы штрафов, взыскиваемость которых - это огромная проблема исполнительного производства, необходимо заменить на иные, соразмерные виды наказаний. В рассматриваемой статье автором высказано предложение о дополнении статьи 20.25 КоАП РФ частью 11, предусматривающей ответственность за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленного физическому лицу. Считаем, что тем самым адекватность назначенного наказания за уклонение от исполнения административного наказания будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания. Сбор и обработка данных проводились путем применения формально-логического, диалектического методов, а также сравнительно-правового, логического, статистического анализа дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Ужесточение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения приводит к снижению лишь отдельных их видов, не решая проблем ни в сокращении дорожно-транспортных происшествий и как следствие числа погибших и раненых людей, ни в области исполнения назначенных административных наказаний за данные виды правонарушений. В правоприменительной деятельности сотрудников Госавтоинспекции административное исполнительное производство широко используется не только в рамках соблюдения принципа неотвратимости наказания, но и как профилактическая мера по обеспечению безопасности дорожного движения. Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности в данной сфере является разработка предложений по урегулированию порядка обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Исследование направлено на повышение эффективности деятельности Госавтоинспекции Российской Федерации по исполнению назначенных административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения. Проанализирована правоприменительная практика по исполнению назначенных административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения и сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области дорожного движения.
(Дресвянникова Е.А.)
("Административное и муниципальное право", 2015, N 7)Нормы, устанавливающие административную ответственность, становятся формальными, если принятые решения по делам об административных правонарушениях не исполняются. Проведенный автором анализ правоприменительной практики показывает, что в тех случаях, когда нецелесообразно назначать штраф (особенно если размер административного штрафа соответствует штрафам, назначаемым за отдельные виды уголовных наказаний), целесообразно назначить иной вид административного наказания и тем самым достигнуть цели его назначения - предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами. Большие суммы штрафов, взыскиваемость которых - это огромная проблема исполнительного производства, необходимо заменить на иные, соразмерные виды наказаний. В рассматриваемой статье автором высказано предложение о дополнении статьи 20.25 КоАП РФ частью 11, предусматривающей ответственность за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, предоставленного физическому лицу. Считаем, что тем самым адекватность назначенного наказания за уклонение от исполнения административного наказания будет способствовать реализации принципа неотвратимости наказания. Сбор и обработка данных проводились путем применения формально-логического, диалектического методов, а также сравнительно-правового, логического, статистического анализа дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Ужесточение административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения приводит к снижению лишь отдельных их видов, не решая проблем ни в сокращении дорожно-транспортных происшествий и как следствие числа погибших и раненых людей, ни в области исполнения назначенных административных наказаний за данные виды правонарушений. В правоприменительной деятельности сотрудников Госавтоинспекции административное исполнительное производство широко используется не только в рамках соблюдения принципа неотвратимости наказания, но и как профилактическая мера по обеспечению безопасности дорожного движения. Именно поэтому одним из приоритетных направлений деятельности в данной сфере является разработка предложений по урегулированию порядка обеспечения исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Исследование направлено на повышение эффективности деятельности Госавтоинспекции Российской Федерации по исполнению назначенных административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения. Проанализирована правоприменительная практика по исполнению назначенных административных наказаний за правонарушения в области дорожного движения и сформулированы рекомендации по совершенствованию законодательства об административной ответственности в области дорожного движения.
Статья: Проблемы замены штрафа другим видом наказания
(Ястребова О.Г.)
("Законность", 2015, N 10)Судебный пристав-исполнитель направил в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в порядке ч. 5 ст. 46 УК РФ, ст. 32 УИК РФ.
(Ястребова О.Г.)
("Законность", 2015, N 10)Судебный пристав-исполнитель направил в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в порядке ч. 5 ст. 46 УК РФ, ст. 32 УИК РФ.
Статья: Актуальные вопросы применения меры пресечения в виде заключения под стражу в стадии исполнения приговора
(Николюк В.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2015, N 1)- закон разрешает в судебном порядке заключение под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, до момента рассмотрения судьей вопроса о замене указанных видов наказания;
(Николюк В.В.)
("Уголовное судопроизводство", 2015, N 1)- закон разрешает в судебном порядке заключение под стражу осужденного, скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ либо ограничения свободы, до момента рассмотрения судьей вопроса о замене указанных видов наказания;