Порядок рассмотрения обращений граждан в системе мвд
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок рассмотрения обращений граждан в системе мвд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 227 "Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, выводы которого апелляционная инстанция признала правильными, проанализировав положения Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что при регистрации заявления и при рассмотрении обращения С. административными ответчиками нарушений требований действующего законодательства не допущено, предусмотренная статьями 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязательная совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, не установлена."
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 07.11.2024 по делу N 88а-33369/2024 (УИД 34RS0001-01-2024-001199-92)
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании решения незаконным и возложении обязанности.
Обстоятельства: Заявитель просит выдать копию приговора и постановление о прекращении уголовного дела, возложении обязанности по направлению указанных документов в его адрес.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 9, 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36, указал, что запрашиваемая Д.С. надлежащим образом заверенная копия приговора сотрудниками СУ УМВД России по г. Волгограду не могла быть выдана ввиду установленного законом порядка изготовления и заверения копий судебных актов. При этом судом установлено, что вопреки доводам Д.С. о том, что данная копия необходима ему для обращения в суд кассационной инстанции, в настоящее время кассационная жалоба Д.С. принята к производству без приложения копии приговора и уголовное дело истребовано из Волжского городского суда Волгоградской области. Судом также отмечено, что в случае необходимости получения надлежащим образом заверенной копии приговора, Д.С. не лишен возможности обратиться с указанным заявлением в суд, постановивший приговор. В этой связи суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Категория: Споры с МВД России.
Требования заявителя: О признании решения незаконным и возложении обязанности.
Обстоятельства: Заявитель просит выдать копию приговора и постановление о прекращении уголовного дела, возложении обязанности по направлению указанных документов в его адрес.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 9, 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 сентября 2013 года N 707, Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29 апреля 2003 года N 36, указал, что запрашиваемая Д.С. надлежащим образом заверенная копия приговора сотрудниками СУ УМВД России по г. Волгограду не могла быть выдана ввиду установленного законом порядка изготовления и заверения копий судебных актов. При этом судом установлено, что вопреки доводам Д.С. о том, что данная копия необходима ему для обращения в суд кассационной инстанции, в настоящее время кассационная жалоба Д.С. принята к производству без приложения копии приговора и уголовное дело истребовано из Волжского городского суда Волгоградской области. Судом также отмечено, что в случае необходимости получения надлежащим образом заверенной копии приговора, Д.С. не лишен возможности обратиться с указанным заявлением в суд, постановивший приговор. В этой связи суд пришел к выводу об отсутствии нарушений прав и законных интересов административного истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы исследования объективности и всесторонности рассмотрения обращений
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<15> Определения Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. N 2157-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Климановой Алены Павловны и Климановой Тамары Петровны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 218, пунктом 2 части 2 статьи 227 и пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пунктом 76 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 24 апреля 2018 г. N 1097-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Вельмяйкина Сергея Ивановича, Вельмяйкиной Татьяны Николаевны и других на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5, частями 3, 6 и 7 статьи 8 и частью 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также пунктами 125 - 127 Регламента Правительства Российской Федерации". URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18072019-n-2157-o/.
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)<15> Определения Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. N 2157-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Климановой Алены Павловны и Климановой Тамары Петровны на нарушение их конституционных прав частью 1 статьи 218, пунктом 2 части 2 статьи 227 и пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и пунктом 76 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" и от 24 апреля 2018 г. N 1097-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Вельмяйкина Сергея Ивановича, Вельмяйкиной Татьяны Николаевны и других на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5, частями 3, 6 и 7 статьи 8 и частью 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также пунктами 125 - 127 Регламента Правительства Российской Федерации". URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-18072019-n-2157-o/.
Статья: Публично-правовой механизм защиты граждан от семейного насилия
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Четвертый блок представляет собой комплекс правовых актов, направленных на обеспечение законности осуществления субъектами профилактики своих полномочий, которые выступают гарантиями законной деятельности государственных и иных органов и должностных лиц, осуществляющих деятельность по защите прав граждан от семейного насилия. К их числу относятся нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" <41>, КоАП РФ об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иные. К числу ведомственных актов подобного рода следует отнести Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <42>.
(Равнюшкин А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Четвертый блок представляет собой комплекс правовых актов, направленных на обеспечение законности осуществления субъектами профилактики своих полномочий, которые выступают гарантиями законной деятельности государственных и иных органов и должностных лиц, осуществляющих деятельность по защите прав граждан от семейного насилия. К их числу относятся нормы Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" <41>, КоАП РФ об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иные. К числу ведомственных актов подобного рода следует отнести Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации <42>.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 13.09.2023 N АКПИ23-698
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 180 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707>Инструкция утверждена в целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, и определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе МВД России в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 180 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 N 707>Инструкция утверждена в целях установления в системе МВД России единого порядка рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, и определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе МВД России в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Вопрос: Как подать заявление о мошенничестве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 (далее - Инструкция МВД о порядке приема заявлений);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утв. Приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 (далее - Инструкция МВД о порядке приема заявлений);
Статья: Обращения в процессуальном законодательстве Российской Федерации
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В статье на основе системного анализа дается оценка сложившимся подходам в национальном законодательстве к правовому регулированию реализации гражданами и иными субъектами права на обращение в органы публичной власти, порядка их рассмотрения. Определяются и рассматриваются формы обращений в процессуальном законодательстве.
(Мотрович И.Д., Васильева Н.Л.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)В статье на основе системного анализа дается оценка сложившимся подходам в национальном законодательстве к правовому регулированию реализации гражданами и иными субъектами права на обращение в органы публичной власти, порядка их рассмотрения. Определяются и рассматриваются формы обращений в процессуальном законодательстве.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
Статья: Цифровые технологии в уголовном судопроизводстве: проблемы внедрения
(Арестова Е.Н., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)<5> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 17 января.
(Арестова Е.Н., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)<5> Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 707 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Российская газета. 2014. 17 января.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Попова Н.Ф. Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 10. С. 98 - 103.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Попова Н.Ф. Административно-правовая защита права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления как правовой институт // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 10. С. 98 - 103.