Порядок расследования несчастных случаев на производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок расследования несчастных случаев на производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 229.3 "Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда" Трудового кодекса РФ"Учитывая, что в акте о несчастном случае на производстве не было отражено в полном объеме место происшествия, как это указано в постановлении N от 26 октября 2022 года об отказе в возбуждении уголовного дела, не полно отражены обстоятельства несчастного случая в подразделе "в ходе расследования установлено", а также в качестве причины несчастного случая на производстве указано на неосторожность, невнимательность, поспешность самого работника, что не в полной мере соответствует установленным в ходе расследования обстоятельствам; отсутствуют и данные о лицах, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, явившихся причинами несчастного случая на производстве, у должностного лица ГИТ при наличии сведений о нарушении порядка расследования (непринятие мер к установлению существенных обстоятельств несчастного случая), имелись основания, предусмотренные статьей 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, для проведения дополнительного расследования несчастного случая."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Образцы заполнения кадровых документовПорядок расследования несчастных случаев на производстве
Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)5. В каком порядке расследовать несчастные случаи на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)5. В каком порядке расследовать несчастные случаи на производстве
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 20.04.2022 N 223н
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68673
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)Зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 2022 г. N 68673
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
(ред. от 29.09.2025)Статья 229.2. Порядок проведения расследования несчастных случаев
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В комментируемой статье установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве. При расследовании каждого несчастного случая комиссия или государственный инспектор по охране труда выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В комментируемой статье установлен порядок расследования несчастных случаев на производстве. При расследовании каждого несчастного случая комиссия или государственный инспектор по охране труда выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.
Статья: Отмена и недействительность административных актов: на примере актов по результатам расследования несчастных случаев на производстве
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С учетом отсутствия законодательства, регламентирующего формы государственного управления, каждая управленческая структура регулирует систему взаимоотношений с другими органами и невластными участниками отношений, разрабатывая необходимые порядки, регламенты и пр. Порядок существует и в отношении расследования несчастных случаев на производстве (далее - Положение) <3>. При этом участие представителей контролирующих органов в порядке расследования представляет собой специфическую административную деятельность, которая к контролю (надзору) по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ <4> не относится. Так, в основе деятельности по расследованию находится как осуществление равноправного участия органов в комиссии наряду с другими невластными членами комиссии, так и реализация своего рода контроля за соблюдением порядка. В расследовании несчастного случая, по сути, системно соединяются мероприятия по расследованию произошедшего инцидента, в том числе выявление причин и виновных лиц и осуществление контрольной функции, что придает завершающему акту отличную природу. Акт расследования основывается на специфике трудовой отрасли права, но через реализацию дополнительного расследования, издание актов по его итогам и другие способы участия контролирующего органа можно обнаружить присутствие административного права в данной области.
(Терехова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 1)С учетом отсутствия законодательства, регламентирующего формы государственного управления, каждая управленческая структура регулирует систему взаимоотношений с другими органами и невластными участниками отношений, разрабатывая необходимые порядки, регламенты и пр. Порядок существует и в отношении расследования несчастных случаев на производстве (далее - Положение) <3>. При этом участие представителей контролирующих органов в порядке расследования представляет собой специфическую административную деятельность, которая к контролю (надзору) по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ <4> не относится. Так, в основе деятельности по расследованию находится как осуществление равноправного участия органов в комиссии наряду с другими невластными членами комиссии, так и реализация своего рода контроля за соблюдением порядка. В расследовании несчастного случая, по сути, системно соединяются мероприятия по расследованию произошедшего инцидента, в том числе выявление причин и виновных лиц и осуществление контрольной функции, что придает завершающему акту отличную природу. Акт расследования основывается на специфике трудовой отрасли права, но через реализацию дополнительного расследования, издание актов по его итогам и другие способы участия контролирующего органа можно обнаружить присутствие административного права в данной области.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)7. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций Российской Федерации (находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), временно находившимися в служебной командировке на территории государств - участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами - участниками СНГ 09.12.1994. Данным Соглашением предусмотрено, что расследование каждого несчастного случая, в том числе порядок оповещения о травме; образование комиссии по расследованию, организация ее работы; возникшие в связи с этим обязанности предприятий, учреждений здравоохранения, служб государственного надзора и других заинтересованных организаций и должностных лиц; решение иных вопросов, связанных с организацией расследования, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами стороны по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая (ст. 3). Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, пребывающими на территории другой стороны по трудовому или иному договору, расследуются в соответствии с порядком, установленным законодательством стороны по месту заключения договора (ст. 8).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)7. Расследование несчастных случаев, происшедших с работниками организаций Российской Федерации (находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), временно находившимися в служебной командировке на территории государств - участников СНГ, осуществляется в соответствии с Соглашением о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении их вне государства проживания, заключенным государствами - участниками СНГ 09.12.1994. Данным Соглашением предусмотрено, что расследование каждого несчастного случая, в том числе порядок оповещения о травме; образование комиссии по расследованию, организация ее работы; возникшие в связи с этим обязанности предприятий, учреждений здравоохранения, служб государственного надзора и других заинтересованных организаций и должностных лиц; решение иных вопросов, связанных с организацией расследования, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами стороны по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая (ст. 3). Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, пребывающими на территории другой стороны по трудовому или иному договору, расследуются в соответствии с порядком, установленным законодательством стороны по месту заключения договора (ст. 8).
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дистанционных работников ограничены ч. 2 ст. 312.3 ТК. К их числу отнесена обязанность работодателя обеспечить расследование и учет несчастных случаев. Таким образом, в отношении дистанционных работников должен применяться общий порядок расследования несчастного случая на производстве, установленный ст. ст. 227 - 231 комментируемого Закона.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда дистанционных работников ограничены ч. 2 ст. 312.3 ТК. К их числу отнесена обязанность работодателя обеспечить расследование и учет несчастных случаев. Таким образом, в отношении дистанционных работников должен применяться общий порядок расследования несчастного случая на производстве, установленный ст. ст. 227 - 231 комментируемого Закона.
Вопрос: Обязана ли организация проводить расследование несчастного случая, произошедшего с соискателем, который пришел на собеседование, в порядке, предусмотренном для расследования несчастных случаев на производстве?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязана ли организация проводить расследование несчастного случая, произошедшего с соискателем, который пришел на собеседование, в порядке, предусмотренном для расследования несчастных случаев на производстве?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Обязана ли организация проводить расследование несчастного случая, произошедшего с соискателем, который пришел на собеседование, в порядке, предусмотренном для расследования несчастных случаев на производстве?
Готовое решение: Как составить трудовой договор с руководителем (генеральным директором) организации
(КонсультантПлюс, 2025)Основные обязанности директора как работодателя предусмотрены ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Эти обязанности могут быть конкретизированы, дополнены как Трудовым кодексом РФ, так и иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В частности, директор организации обязан предоставлять работникам работу по трудовому договору, выплачивать полностью и в срок зарплату работникам, создавать безопасные условия труда и обеспечивать охрану труда, в том числе обеспечивать режим труда и отдыха работников, проведение специальной оценки условий труда, выдачу СИЗ в установленном порядке, расследование и учет несчастных случаев на производстве (ст. 9, ч. 6 ст. 20, абз. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 22, ч. 1, 2, абз. 8, 9, 13, 18 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Основные обязанности директора как работодателя предусмотрены ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Эти обязанности могут быть конкретизированы, дополнены как Трудовым кодексом РФ, так и иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В частности, директор организации обязан предоставлять работникам работу по трудовому договору, выплачивать полностью и в срок зарплату работникам, создавать безопасные условия труда и обеспечивать охрану труда, в том числе обеспечивать режим труда и отдыха работников, проведение специальной оценки условий труда, выдачу СИЗ в установленном порядке, расследование и учет несчастных случаев на производстве (ст. 9, ч. 6 ст. 20, абз. 3, 4, 7 ч. 2 ст. 22, ч. 1, 2, абз. 8, 9, 13, 18 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).
Статья: Особенности применения трудового законодательства в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Участие публичной администрации в расследовании несчастных случаев взаимосвязано с производством по делам об административных правонарушениях в сфере государственных нормативных требований охраны труда. В рамках данных видов административной деятельности возникают вопросы, связанные с применением административного усмотрения (дискреции). В отсутствие регламентации в законодательстве РФ дискреция активно исследуется в научной литературе и используется вышестоящими судами. В целях предотвращения угроз правам и интересам граждан и организаций от неконтролируемого проявления дискреции и обеспечения стабильности правопорядка определяется необходимость установления критериев усмотрения, которое реализуется в рамках административной практики органов публичной администрации посредством принятия административного акта. Кроме того, принципы защиты доверия, правовой определенности и пропорциональности (соразмерности) являются основой законности видов деятельности, их эффективности и обеспеченности конституционных прав контролируемых лиц. Целью исследования являются проблемы усмотрения при реализации порядка расследования и административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. В статье анализируется сущность усмотрения, приводится характеристика порядка расследования несчастных случаев на производстве в части оценки правовой определенности и формализации порядка, возможности влияния субъективных факторов на порядок, сроки и результаты расследования, а также исследуются проявления дискреции на примере административного расследования по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда. При этом используются формально-юридический, формально-логические и диалектические методы. А выводы сводятся к следующему: 1) административное усмотрение определяется через категории "выбор" и "свобода", ограниченные законом; 2) требуется большая правовая определенность порядка расследования; 3) следует избегать проведения и продления сроков административного расследования без должных на то оснований; 4) не утрачивают актуальности проблемы реализации соразмерности при назначении административного наказания.