Порядок работы комиссии по оспариванию кадастровой стоимости
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок работы комиссии по оспариванию кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу N 66а-1674/2024 (УИД 77OS0000-02-2023-001118-48)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: Об установлении кадастровой стоимости объекта нежилой недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Обстоятельства: Истец сослался на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает имущественные права и законные интересы ООО как плательщика налога на имущество организаций, размер которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Решение: Удовлетворено.Расходы Департамента городского имущества города Москвы по проведению судебной экспертизы в размере 183 198,72 рублей судом первой инстанции правильно взысканы с административного истца на основании статей 109, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, поскольку расхождение между оспоренной кадастровой и рыночной стоимостью недвижимости составило 16,7% при допустимом диапазоне отклонений в 30%, указанном в пункте 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития от 4 мая 2012 года N 263, что не свидетельствует о допущенной ошибке при формировании методики проведения массовой кадастровой оценки либо ее применении к конкретному объекту недвижимости.
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.02.2023 по делу N 66а-380/2023 (УИД 53OS0000-01-2021-000037-29)
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Категория: Оспаривание кадастровой стоимости.
Требования: О признании недействительными актов комиссии, связанных с рассмотрением споров об определении кадастровой стоимости.
Обстоятельства: Истец является получателем средств, поступающих в бюджет городского округа в виде доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границе городского округа, оспариваемые решения комиссии нарушают права и законные интересы данного муниципального образования ввиду того, что ими уменьшена кадастровая стоимость земельных участков.
Решение: Отказано.Проверяя законность принятых Комиссией решений, проанализировав положения приказа Минэкономразвития России от 4 мая 2012 года N 263, утвердившего порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд сделал вывод о принятии оспариваемых решений компетентным органом, с соблюдением установленного порядка. Оценив заключение повторной судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных земельных участков, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований администрации Великого Новгорода.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Вместо таких положений в ч. 21 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии. Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Вместо таких положений в ч. 21 ст. 24.18 Закона 1998 г. об оценке указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии. Соответственно, этот вопрос урегулирован нормативным паровым актом, изданным на основании данного Закона (см. ниже).
Вопрос: Может ли быть увеличена кадастровая стоимость земельного участка по инициативе собственника?
(Консультация эксперта, 2023)В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2023)В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
(ред. от 14.02.2024)
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации"Для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.
(ред. от 23.07.2025)
"О государственной кадастровой оценке"19. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения. В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен на электронном носителе в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость.
Статья: Реализация доходного подхода при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости: теория и практика
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В 2024 году комиссия, в состав которой входят 8 членов, в том числе 3 государственных служащих и 2 представителя оценочного сообщества, продолжает работать по старому порядку оспаривания, занимаясь решением спорных вопросов, касающихся объектов недвижимости, стоимость которых установлена по состоянию на 1 января 2022 года.
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В 2024 году комиссия, в состав которой входят 8 членов, в том числе 3 государственных служащих и 2 представителя оценочного сообщества, продолжает работать по старому порядку оспаривания, занимаясь решением спорных вопросов, касающихся объектов недвижимости, стоимость которых установлена по состоянию на 1 января 2022 года.
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, п. 15 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, п. 15 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, ст. ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, ст. ст. 20, 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
Статья: Спор об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости жилого помещения (квартиры) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, пп. 15 п. 1 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ или государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности (ч. 4 ст. 245, пп. 15 п. 1 ст. 20, ст. 24 КАС РФ, п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28). Административное исковое заявление рассматривается в течение 2 месяцев со дня его поступления в суд (ч. 1 ст. 247, ст. 141 КАС РФ).
Вопрос: Как скорректировать кадастровую стоимость недвижимости?
("Официальный сайт Росреестра", 2025)- отчета об оценке рыночной стоимости, составленного в форме электронного документа. Для подготовки отчета необходимо обратиться к оценщику или в организацию, где он работает, и заключить с ним договор.
("Официальный сайт Росреестра", 2025)- отчета об оценке рыночной стоимости, составленного в форме электронного документа. Для подготовки отчета необходимо обратиться к оценщику или в организацию, где он работает, и заключить с ним договор.