Порядок проведения публичных мероприятий
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения публичных мероприятий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"Глава 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
(ред. от 05.12.2022)
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"Глава 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
Статья: Публичные общественные мероприятия как форма осуществления публичной власти гражданским обществом
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В заключение отметим, что в современном мире, включая Россию, возможности проведения публичных общественных мероприятий весьма ограниченны. Причиной видятся и объективные угрозы массовых беспорядков, и десятилетиями нерешаемые проблемы в данной сфере, начиная от отсутствия традиций и заканчивая несовершенством правового регулирования и практики их проведения. Необходимо четко отделять гражданскую активность от противоправных акций, не бояться целенаправленно развивать традиции гражданской активности. Заслуживают внимания идеи о разработке федеральных законов о гражданском обществе, об общественных публичных мероприятиях в России. Впрочем, необходимые нормы о совершенствовании порядка проведения публичных мероприятий можно включить в текущее законодательство. Корректировка правоприменения в рассматриваемой сфере должна зиждиться на концепции естественных прав на свободу собраний, приоритетности власти непосредственно народа и понимании публичной власти как власти общества, осуществляемой в интересах общества, под контролем общества и по запросу общества.
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)В заключение отметим, что в современном мире, включая Россию, возможности проведения публичных общественных мероприятий весьма ограниченны. Причиной видятся и объективные угрозы массовых беспорядков, и десятилетиями нерешаемые проблемы в данной сфере, начиная от отсутствия традиций и заканчивая несовершенством правового регулирования и практики их проведения. Необходимо четко отделять гражданскую активность от противоправных акций, не бояться целенаправленно развивать традиции гражданской активности. Заслуживают внимания идеи о разработке федеральных законов о гражданском обществе, об общественных публичных мероприятиях в России. Впрочем, необходимые нормы о совершенствовании порядка проведения публичных мероприятий можно включить в текущее законодательство. Корректировка правоприменения в рассматриваемой сфере должна зиждиться на концепции естественных прав на свободу собраний, приоритетности власти непосредственно народа и понимании публичной власти как власти общества, осуществляемой в интересах общества, под контролем общества и по запросу общества.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Существует проблема взаимосвязи гарантий прав граждан и организаций как контролируемых лиц, устанавливаемых различными отраслями права. Так, профессора А.В. Мартынов и В.В. Черников обращают внимание на разночтения в оценке порядка проведения публичных мероприятий в уголовном и административном порядках, что порой приводит к нарушению права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований <1>. Также отличается административно-правовое и уголовно-правовое понимание превышения полномочий должностными лицами контрольных (надзорных) органов. Из этого следует, что гарантии охраны и защиты прав контролируемых лиц, установленные различными отраслями права (особенно это касается административного, уголовного и гражданского права), должны определенным образом координироваться и согласовываться.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Существует проблема взаимосвязи гарантий прав граждан и организаций как контролируемых лиц, устанавливаемых различными отраслями права. Так, профессора А.В. Мартынов и В.В. Черников обращают внимание на разночтения в оценке порядка проведения публичных мероприятий в уголовном и административном порядках, что порой приводит к нарушению права граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований <1>. Также отличается административно-правовое и уголовно-правовое понимание превышения полномочий должностными лицами контрольных (надзорных) органов. Из этого следует, что гарантии охраны и защиты прав контролируемых лиц, установленные различными отраслями права (особенно это касается административного, уголовного и гражданского права), должны определенным образом координироваться и согласовываться.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)4) информация, распространяемая с нарушением закона, в том числе содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности (ст. 15.3);
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)4) информация, распространяемая с нарушением закона, в том числе содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, ложные сообщения об актах терроризма и иная недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности (ст. 15.3);
Статья: Административно-правовой механизм обеспечения безопасности граждан при проведении публичных и иных массовых мероприятий
(Ефимов А.А.)
("Юрист", 2023, N 2)Еще одной проблемой выступает недостаточный уровень подготовленности сотрудников органов внутренних дел, реализующих мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий. Это касается множества аспектов: все той же информированности, умения действовать в сложных ситуациях, при резком ухудшении оперативной обстановки, общения с гражданами, соблюдения правил личной безопасности и т.д. В данном случае необходимо уделять внимание подготовке личного состава, его инструктажу, отработке тактических приемов действий в различных типовых ситуациях, а также направлению сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка в период проведения публичных мероприятий, для прохождения профессионального обучения по соответствующим программам повышения квалификации.
(Ефимов А.А.)
("Юрист", 2023, N 2)Еще одной проблемой выступает недостаточный уровень подготовленности сотрудников органов внутренних дел, реализующих мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в период подготовки и проведения массовых мероприятий. Это касается множества аспектов: все той же информированности, умения действовать в сложных ситуациях, при резком ухудшении оперативной обстановки, общения с гражданами, соблюдения правил личной безопасности и т.д. В данном случае необходимо уделять внимание подготовке личного состава, его инструктажу, отработке тактических приемов действий в различных типовых ситуациях, а также направлению сотрудников полиции, привлекаемых к охране общественного порядка в период проведения публичных мероприятий, для прохождения профессионального обучения по соответствующим программам повышения квалификации.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во-первых, мы наблюдаем усложнение административно-деликтных дел, расследование которых все чаще требует значительных временных затрат, связанных со сбором доказательств, необходимых для установления события административного правонарушения. Взять, к примеру, уже упоминавшуюся сферу антимонопольного регулирования, законодательство о финансах и рынке ценных бумаг, о рекламе, о естественных монополиях и о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательство о порядке организации и проведения публичных мероприятий. Исходя из особенностей совершения и выявления административных правонарушений в данных сферах трудно себе представить, чтобы постановление о назначении административного наказания можно было бы вынести на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении. А если лицо, привлекаемое к административной ответственности, оспаривает грозящее ему наказание, то вынесение такого постановления в упрощенном порядке вообще приведет к нарушению принципа презумпции невиновности, гарантированного Конституцией РФ.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Во-первых, мы наблюдаем усложнение административно-деликтных дел, расследование которых все чаще требует значительных временных затрат, связанных со сбором доказательств, необходимых для установления события административного правонарушения. Взять, к примеру, уже упоминавшуюся сферу антимонопольного регулирования, законодательство о финансах и рынке ценных бумаг, о рекламе, о естественных монополиях и о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, законодательство о порядке организации и проведения публичных мероприятий. Исходя из особенностей совершения и выявления административных правонарушений в данных сферах трудно себе представить, чтобы постановление о назначении административного наказания можно было бы вынести на месте совершения противоправного деяния, без составления протокола об административном правонарушении. А если лицо, привлекаемое к административной ответственности, оспаривает грозящее ему наказание, то вынесение такого постановления в упрощенном порядке вообще приведет к нарушению принципа презумпции невиновности, гарантированного Конституцией РФ.
Статья: Особые мнения о свободе мирных собраний
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)КС России 14 февраля 2013 года рассмотрел дело о проверке конституционности пакета законов, принятых летом 2012 года, которые существенно изменили как порядок проведения публичных мероприятий, так и меры административной ответственности за его нарушение <25>. Данное Постановление можно обозначить в качестве решения КС России по вопросам реформы права публичных собраний современной России. Выводы этого обширного Постановления, изложенные на 108 страницах, анализировались в научных публикациях, однако меньшее внимание было уделено Особым мнениям трех судей КС России - В.Г. Ярославцева, Ю.М. Данилова и С.М. Казанцева, изложенным в объеме, составляющем 41 страницу.
(Саленко А.В.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 3)КС России 14 февраля 2013 года рассмотрел дело о проверке конституционности пакета законов, принятых летом 2012 года, которые существенно изменили как порядок проведения публичных мероприятий, так и меры административной ответственности за его нарушение <25>. Данное Постановление можно обозначить в качестве решения КС России по вопросам реформы права публичных собраний современной России. Выводы этого обширного Постановления, изложенные на 108 страницах, анализировались в научных публикациях, однако меньшее внимание было уделено Особым мнениям трех судей КС России - В.Г. Ярославцева, Ю.М. Данилова и С.М. Казанцева, изложенным в объеме, составляющем 41 страницу.
Статья: Допустимость мирового соглашения в публично-правовых спорах: в поисках универсального критерия
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Принятый в развитие ст. 31 Конституции РФ Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (ст. 7 Закона). Орган публичной власти, являющийся адресатом уведомления, отказывает в согласовании проведения мероприятия только в двух случаях: если податель уведомления не имеет права быть организатором публичного мероприятия или если в указанном в уведомлении месте проведение публичных мероприятий запрещено (ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ). Перечни таких лиц и мест безальтернативно установлены соответствующими законами: если лицо или место относятся к указанным категориям, орган публичной власти обязан отказать в согласовании мероприятия; в противном случае полномочие отказать у органа власти отсутствует, однако он вправе воспользоваться процедурами согласования параметров публичного мероприятия, предусмотренными Законом N 54-ФЗ.
(Берлин А.Я.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Принятый в развитие ст. 31 Конституции РФ Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусматривает уведомительный порядок проведения публичных мероприятий (ст. 7 Закона). Орган публичной власти, являющийся адресатом уведомления, отказывает в согласовании проведения мероприятия только в двух случаях: если податель уведомления не имеет права быть организатором публичного мероприятия или если в указанном в уведомлении месте проведение публичных мероприятий запрещено (ч. 3 ст. 12 Закона N 54-ФЗ). Перечни таких лиц и мест безальтернативно установлены соответствующими законами: если лицо или место относятся к указанным категориям, орган публичной власти обязан отказать в согласовании мероприятия; в противном случае полномочие отказать у органа власти отсутствует, однако он вправе воспользоваться процедурами согласования параметров публичного мероприятия, предусмотренными Законом N 54-ФЗ.
Статья: Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Законодательное регулирование рассматриваемого права должно отражать его специфику. Последняя заключается, помимо прочего, и в том, что реализация права на организацию и проведение публичных мероприятий непосредственно затрагивает не только интересы их организаторов и участников, но и многих третьих лиц, зачастую не участвующих в подобном мероприятии и не разделяющих его цели. Поэтому установленный порядок проведения публичных мероприятий должен обеспечивать необходимый баланс прав всех, чьи интересы они затрагивают, ибо в силу ст. 2 Конституции РФ государство обязано в равной мере защищать права всех граждан, а не только какой-то их определенной группы.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 5)Законодательное регулирование рассматриваемого права должно отражать его специфику. Последняя заключается, помимо прочего, и в том, что реализация права на организацию и проведение публичных мероприятий непосредственно затрагивает не только интересы их организаторов и участников, но и многих третьих лиц, зачастую не участвующих в подобном мероприятии и не разделяющих его цели. Поэтому установленный порядок проведения публичных мероприятий должен обеспечивать необходимый баланс прав всех, чьи интересы они затрагивают, ибо в силу ст. 2 Конституции РФ государство обязано в равной мере защищать права всех граждан, а не только какой-то их определенной группы.
Ситуация: В каком порядке граждане вправе проводить митинги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)требовать от участников митинга соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)требовать от участников митинга соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;