Порядок проведения допроса в налоговом органе
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения допроса в налоговом органе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2023 N 12АП-2529/2023, 12АП-2530/2023 по делу N А12-16223/2022
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Допрос налоговым органом свидетеля в порядке ст. 90 НК РФ после окончания срока проведения выездной налоговой проверки, не может являться основанием для отказа в исследовании указанного доказательства.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Допрос налоговым органом свидетеля в порядке ст. 90 НК РФ после окончания срока проведения выездной налоговой проверки, не может являться основанием для отказа в исследовании указанного доказательства.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 N 07АП-9954/23 по делу N А27-12986/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьей 88 НК РФ, мероприятия определены статьями 93, 93.1, 90, 92, 95, 96, 97 НК РФ. Исходя из смысла указанных статей, при выборе мероприятий налогового контроля налоговый орган не обязан руководствоваться указаниями и рекомендациями налогоплательщика. В рамках проверки Инспекцией допрошен ряд свидетелей, проведен анализ документов, на основании чего сделан вывод об отсутствии сделок и ТМЦ в целом. А сведения в представленных документах являются недостоверными и не подтверждают действительное совершение хозяйственных операций, в связи с которыми налогоплательщиком применены налоговые вычеты.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьей 88 НК РФ, мероприятия определены статьями 93, 93.1, 90, 92, 95, 96, 97 НК РФ. Исходя из смысла указанных статей, при выборе мероприятий налогового контроля налоговый орган не обязан руководствоваться указаниями и рекомендациями налогоплательщика. В рамках проверки Инспекцией допрошен ряд свидетелей, проведен анализ документов, на основании чего сделан вывод об отсутствии сделок и ТМЦ в целом. А сведения в представленных документах являются недостоверными и не подтверждают действительное совершение хозяйственных операций, в связи с которыми налогоплательщиком применены налоговые вычеты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О практике использования результатов оперативно-разыскных мероприятий в качестве доказательств
(Султанов А.Р.)
("Вестник Гуманитарного университета", 2021, N 4)Опрос гражданина не предусмотрен Налоговым кодексом РФ в качестве мероприятия налогового контроля. Показания гражданина могут быть зафиксированы только при проведении допроса, проводимого налоговым органом в порядке статьи 90 Налогового кодекса РФ.
(Султанов А.Р.)
("Вестник Гуманитарного университета", 2021, N 4)Опрос гражданина не предусмотрен Налоговым кодексом РФ в качестве мероприятия налогового контроля. Показания гражданина могут быть зафиксированы только при проведении допроса, проводимого налоговым органом в порядке статьи 90 Налогового кодекса РФ.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат - не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Первый аргумент противоречит позиции ФНС России: если адвокат - не очевидец налоговозначимых событий, он не вправе говорить за свидетеля. Инспектор, проводящий допрос, вправе пресечь возможные помехи, исходящие от адвоката. Поскольку допрос свидетеля, как правило, проводится в помещении налогового органа, инспектор, проводящий допрос, правомочен обеспечить порядок при его проведении.
Нормативные акты
Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)14. В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(ред. от 12.11.2013)
"Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"
(вместе с "Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок", "Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения", "Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления")
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.09.2009 N 14675)14. В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится истребование у проверяемого лица необходимых документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, истребование документов (информации) у контрагентов и иных лиц, располагающих сведениями о деятельности лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка, допросы свидетелей и другие мероприятия налогового контроля, предусмотренные Налоговым кодексом, Законом Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
<Письмо> ФНС России от 09.04.2020 N КВ-4-14/6053@
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)>Давая оценку протоколу допроса от 06.09.2018, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении установленных статьями 90, 99 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка проведения допроса свидетеля, требований, предъявляемых к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
<О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 1 (2020)>Давая оценку протоколу допроса от 06.09.2018, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении установленных статьями 90, 99 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) порядка проведения допроса свидетеля, требований, предъявляемых к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
Статья: Реализация принципа правовой определенности налогообложения через налоговый мониторинг
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Статья 90 НК РФ, регламентирующая порядок проведения допроса, предоставляет проверяющим широкие полномочия в части проведения допросов свидетелей, так как именно налоговый орган определяет круг лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, и которые могут быть вызваны на допрос.
(Тюкин А.С.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Статья 90 НК РФ, регламентирующая порядок проведения допроса, предоставляет проверяющим широкие полномочия в части проведения допросов свидетелей, так как именно налоговый орган определяет круг лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, и которые могут быть вызваны на допрос.
Статья: Рекомендации от ФНС по истребованию документов в рамках контрольных мероприятий
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 34)ФНС разъясняет, что истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с другими мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными ст. 31 и главой 14 НК РФ.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 34)ФНС разъясняет, что истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с другими мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными ст. 31 и главой 14 НК РФ.
Статья: Как своевременно выявить и снизить риски доначисления налогов: практические рекомендации
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)13. О порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган на основании ст. 90 НК РФ: письмо Федеральной налоговой службы от 30 октября 2012 года N АС-3-2/3920@.
(Головина О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)13. О порядке оформления полномочий представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган на основании ст. 90 НК РФ: письмо Федеральной налоговой службы от 30 октября 2012 года N АС-3-2/3920@.
Статья: Механизм возмещения НДС - один из инструментов ускорения оборачиваемости денежных средств
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- проведена проверка контрагентов на соответствие признакам недобросовестных поставщиков;
(Вольфус Е., Гребенчук А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 10)- проведена проверка контрагентов на соответствие признакам недобросовестных поставщиков;
Вопрос: Вправе ли налоговый орган в рамках выездной проверки проводить допрос свидетелей без повестки о вызове на допрос на территории организации?
(Консультация эксперта, 2024)Отметим, что в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 N Ф09-9287/16 по делу N А76-26441/2015 отклонена ссылка на нарушение инспекцией порядка проведения допроса свидетеля, поскольку данный допрос проводился в нерабочее время и без повестки в нарушение норм действующего законодательства. Налоговое законодательство не определяет обязательное место проведения допроса свидетеля. В рассматриваемом случае свидетель предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
(Консультация эксперта, 2024)Отметим, что в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 20.10.2016 N Ф09-9287/16 по делу N А76-26441/2015 отклонена ссылка на нарушение инспекцией порядка проведения допроса свидетеля, поскольку данный допрос проводился в нерабочее время и без повестки в нарушение норм действующего законодательства. Налоговое законодательство не определяет обязательное место проведения допроса свидетеля. В рассматриваемом случае свидетель предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
Статья: Что нужно учесть учреждению, если в рамках проверки налоговики проводят допрос свидетелей?
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Прежде всего допрос может быть проведен во время налоговой проверки. Свидетели могут быть допрошены и до того, как проверка начнется, либо в ходе мероприятий дополнительного контроля (например, для уточнения результатов проверки). Правомерность таких действий налоговиков отмечена в ряде судебных решений. Так, в Постановлении АС ЗСО от 10.09.2020 N Ф04-2361/2020 по делу N А75-2899/2019 по данному вопросу сказано следующее. Пленум ВАС в п. 27 Постановления от 30.07.2013 N 57 отметил, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. Исходя из этого протоколы допросов свидетелей, полученные налоговым органом до проведения проверки, являются допустимыми доказательствами (см. также Постановление АС ЗСО от 05.04.2019 N Ф04-1167/2019 по делу N А70-7658/2018 <7>).
(Петренко Д.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Прежде всего допрос может быть проведен во время налоговой проверки. Свидетели могут быть допрошены и до того, как проверка начнется, либо в ходе мероприятий дополнительного контроля (например, для уточнения результатов проверки). Правомерность таких действий налоговиков отмечена в ряде судебных решений. Так, в Постановлении АС ЗСО от 10.09.2020 N Ф04-2361/2020 по делу N А75-2899/2019 по данному вопросу сказано следующее. Пленум ВАС в п. 27 Постановления от 30.07.2013 N 57 отметил, что налоговый орган, руководствуясь нормой абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки. Исходя из этого протоколы допросов свидетелей, полученные налоговым органом до проведения проверки, являются допустимыми доказательствами (см. также Постановление АС ЗСО от 05.04.2019 N Ф04-1167/2019 по делу N А70-7658/2018 <7>).
Статья: Процедура допроса свидетеля в делах о налоговых правонарушениях требует корректировки со стороны законодателя
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Верховный Суд РФ в Определении от 25.12.2018 N 305-КГ18-21517 подчеркнул, что в силу положений ст. ст. 89, 90, 101 НК РФ свидетельские показания, полученные в порядке ст. 90 НК РФ, служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении.
(Цыганков В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Верховный Суд РФ в Определении от 25.12.2018 N 305-КГ18-21517 подчеркнул, что в силу положений ст. ст. 89, 90, 101 НК РФ свидетельские показания, полученные в порядке ст. 90 НК РФ, служат только источником информации о каких-либо обстоятельствах и не могут являться единственным, безусловным доказательством в деле о налоговом правонарушении.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Позиция суда (постановление АС МО от 01.03.2024 N Ф05-778/2024 по делу N А40-44932/2023, определением ВС РФ от 17.06.2024 N 305-ЭС24-9291 по делу N А40-44932/2023 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства).
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)Позиция суда (постановление АС МО от 01.03.2024 N Ф05-778/2024 по делу N А40-44932/2023, определением ВС РФ от 17.06.2024 N 305-ЭС24-9291 по делу N А40-44932/2023 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке кассационного производства).
Вопрос: О проведении камеральной налоговой проверки, а также обжаловании акта налоговой проверки и действий должностных лиц налоговых органов, в том числе при проведении допроса свидетеля.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-13-05/4481)При этом проведение допросов в рамках полномочий налогового органа, предусмотренных Кодексом, не может само по себе нарушать права налогоплательщика.
(Письмо Минфина России от 23.01.2023 N 03-13-05/4481)При этом проведение допросов в рамках полномочий налогового органа, предусмотренных Кодексом, не может само по себе нарушать права налогоплательщика.
Тематический выпуск: Налогообложение доходов физических лиц и страховые взносы: сложные вопросы исчисления и уплаты
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)(-) По мнению налогоплательщика, ИФНС в ходе выездной проверки необоснованно не проведены допросы указанных им свидетелей в порядке ст. 90 НК РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 9)(-) По мнению налогоплательщика, ИФНС в ходе выездной проверки необоснованно не проведены допросы указанных им свидетелей в порядке ст. 90 НК РФ.