Порядок предоставления субсидии военнослужащим

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления субсидии военнослужащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 по делу N 88-12112/2024 (УИД 77RS0016-02-2022-021994-66)
Категория спора: Субсидии.
Требования лица, имеющего право на выплату субсидии: О возложении обязанности выделить денежные средства для получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Обстоятельства: Факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности.
Решение: Отказано.
Суд первой инстанции применительно к основанию заявленного иска, положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 158, статей 6, 165, 166, пункта 1 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", положениям Федерального закона от 02 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", с учетом пунктов 1 - 6 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, и членам их семей, утвержденного приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N N, исходя из того, что факт непредставления истцу жилищной субсидии не свидетельствует о бездействии ответчиков, поскольку данный вопрос зависит от очередности, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 "Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство" Федерального закона "О статусе военнослужащих""Однако, приведенный вывод гарнизонного военного суда опровергнут судом апелляционной инстанции, который, исходя из установленных по делу обстоятельств, применив нормы материального и процессуального права, руководствуясь содержанием пункта 1 статьи 15 и пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пришел к обоснованному выводу о незаконности увольнении О., с военной службы до реализации ею жилищных прав посредством избранной формы в виде предоставления субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку она по месту прохождения военной службы жилым помещением для постоянного проживания по установленным нормам по линии военного ведомства не обеспечена и признана в установленном законом порядке нуждающейся в жилом помещении."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Предоставление военнослужащему войск национальной гвардии Российской Федерации служебного жилого помещения: отдельные вопросы
(Рахвалова М.Н., Рахвалова Д.О.)
("Семейное и жилищное право", 2020, N 3)
Действующее законодательство предоставляет военнослужащему право выбора: обеспечение служебным жилым помещением (при необеспеченности в течение трех месяцев по прибытии на новое место службы - право на компенсацию за наем жилого помещения) или получение субсидии на приобретение жилого помещения. Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о распространенности споров при применении этой достаточно однозначно толкуемой нормы. Предоставление военнослужащему служебного жилого помещения является основанием для прекращения выплаты компенсации за наем жилого помещения, в этой части споров обычно не возникает. Другая же ситуация почему-то на практике вызывает гораздо больше споров. Вместе с тем позиция судов, в том числе и Верховного Суда РФ, с которой сложно не согласиться, однозначна: если военнослужащий в порядке реализации субсидии приобрел жилое помещение, он утрачивает право и на служебное жилое помещение, и на получение компенсации за наем жилого помещения. При этом не имеет значения, приобретено жилое помещение по месту службы военнослужащего или в другом населенном пункте <11>. Согласно стабильной судебной практике одновременное обеспечение служебным жилым помещением и получение субсидии привело бы к тому, что военнослужащий воспользовался бы одной и той же социальной гарантией по двум основаниям.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)
9. В соответствии с ч. 9 комментируемой статьи Правительством РФ устанавливается порядок финансирования расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, и гражданам, проживающим в закрытых военных городках. Указанный порядок определяется в разд. IX "Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидий" вышеуказанных Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с которым финансирование расходов на предоставление субсидий гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу и проживающим в закрытых военных городках, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом субсидии гражданам отдельных категорий, проходящим военную службу, предоставляются федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходят военную службу, а гражданам, проживающим в закрытых военных городках, - органами местного самоуправления или уполномоченными ими муниципальными учреждениями.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ
(ред. от 29.05.2024)
"О статусе военнослужащих"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2024)
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. При этом порядок уведомления военнослужащих - граждан о готовности предоставить им жилое помещение или жилищную субсидию и порядок представления военнослужащими - гражданами документов, необходимых для предоставления жилого помещения и жилищной субсидии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Указанные военнослужащие - граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
Признавая незаконным оспоренное истцом бездействие начальника ФГКУ "Западрегионжилье", суды исходили из того, что согласно п. 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 (далее - Порядок), решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей должно быть принято уполномоченным органом не позднее чем через десять дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом названного пункта, при отсутствии оснований для снятия этих лиц с учета нуждающихся в жилых помещениях. При наличии информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должностным лицом не были направлены необходимые запросы и не принято решение о предоставлении Ш. и членам его семьи жилищной субсидии в установленные законом сроки, чем, по мнению судов, были нарушены права истца на своевременное получение субсидии.