Порядок предоставления имущества субъектам малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок предоставления имущества субъектам малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 17.1 Закона о защите конкуренцииПризнают недействительным дополнительное соглашение между арендатором и арендодателем, если оно изменяет порядок пользования имуществом, предусмотренный условиями торгов >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пределы контроля антимонопольного органа за предоставлением и целевым использованием государственного имущества в преференциальном порядке
(Затонова Д.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Анализ разнообразия целей, для осуществления которых государственное имущество может предоставляться в преференциальном порядке (начиная от целей производства сельскохозяйственной продукции и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заканчивая целями обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства), убеждает в том, что вопрос предоставления преференции - это во многом вопрос дискреционных полномочий публичного собственника, полагающего, что в данный конкретный промежуток времени целесообразно предоставить тот или иной публичный ресурс частному субъекту в преференциальном, т.е. льготном, порядке для реализации тех или иных общественно значимых целей. Указанные дискреционные полномочия публичного собственника по предоставлению публичных ресурсов на преференциальных началах призван ограничить антимонопольный контроль.
(Затонова Д.Ю.)
("Конкурентное право", 2022, N 4)Анализ разнообразия целей, для осуществления которых государственное имущество может предоставляться в преференциальном порядке (начиная от целей производства сельскохозяйственной продукции и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заканчивая целями обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства), убеждает в том, что вопрос предоставления преференции - это во многом вопрос дискреционных полномочий публичного собственника, полагающего, что в данный конкретный промежуток времени целесообразно предоставить тот или иной публичный ресурс частному субъекту в преференциальном, т.е. льготном, порядке для реализации тех или иных общественно значимых целей. Указанные дискреционные полномочия публичного собственника по предоставлению публичных ресурсов на преференциальных началах призван ограничить антимонопольный контроль.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Связан ли срок прекращения договора аренды, установленный законом для случаев отказа от договора одной из сторон, с моментом получения предупреждения об отказе другой стороной
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ИП Курьяновым А.В. был соблюден установленный Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ порядок реализации субъектами малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также о том, что ИП Курьянов А.В. отвечает предусмотренным ст. 3 названного Федерального закона условиям, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования..."
Связан ли срок прекращения договора аренды, установленный законом для случаев отказа от договора одной из сторон, с моментом получения предупреждения об отказе другой стороной
(КонсультантПлюс, 2025)При таких обстоятельствах, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что ИП Курьяновым А.В. был соблюден установленный Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ порядок реализации субъектами малого или среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также о том, что ИП Курьянов А.В. отвечает предусмотренным ст. 3 названного Федерального закона условиям, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования..."
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.6. Государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом, может быть включено в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящей статьей, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
(ред. от 31.07.2025)
"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"4.6. Государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственным или муниципальным унитарным предприятием, на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, по предложению указанных предприятия или учреждения и с согласия органа государственной власти Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на согласование сделки с соответствующим имуществом, может быть включено в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, в порядке, установленном настоящей статьей, в целях предоставления такого имущества во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.1. Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Статья: Среднее предпринимательство
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущественная поддержка оказывается в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами), для использования указанного имущества по целевому назначению (ч. 1 ст. 18 Закона о развитии предпринимательства). Условия и порядок предоставления имущественной поддержки определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества";
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущественная поддержка оказывается в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) РФ, государственными программами (подпрограммами) субъектов РФ, муниципальными программами (подпрограммами), для использования указанного имущества по целевому назначению (ч. 1 ст. 18 Закона о развитии предпринимательства). Условия и порядок предоставления имущественной поддержки определяются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2010 N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества";
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- порядок и условия предоставления в аренду включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества;
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Возможность, условия и порядок предоставления отсрочки устанавливает уполномоченный орган власти субъекта РФ или муниципалитета.
(КонсультантПлюс, 2022)Возможность, условия и порядок предоставления отсрочки устанавливает уполномоченный орган власти субъекта РФ или муниципалитета.
Вопрос: Организация - субъект МСП на ОСН выкупает арендуемую муниципальную недвижимость с рассрочкой на семь лет в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ. Нужно ли ей заполнять разд. 7 декларации по НДС? Если да, то за какой период?
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Субъект МСП должен подавать декларацию по НДС с заполненным разд. 7 за каждый квартал, в котором была перечислена часть средств в рассрочку, с указанием в графе 1 кода 1010815.
(Консультация эксперта, 2025)Ответ: Субъект МСП должен подавать декларацию по НДС с заполненным разд. 7 за каждый квартал, в котором была перечислена часть средств в рассрочку, с указанием в графе 1 кода 1010815.
Статья: Выкуп публичного имущества: об НДС-льготе
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)У индивидуального предпринимателя - субъекта МСП при выкупе имущества (публичной недвижимости) в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, объект обложения НДС не возникает на основании пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ. Значит, у него нет обязанности исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Вместе с тем он должен представить в налоговый орган декларацию по НДС с заполненным разд. 7.
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 5)У индивидуального предпринимателя - субъекта МСП при выкупе имущества (публичной недвижимости) в порядке, установленном Федеральным законом N 159-ФЗ, объект обложения НДС не возникает на основании пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ. Значит, у него нет обязанности исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. Вместе с тем он должен представить в налоговый орган декларацию по НДС с заполненным разд. 7.
Статья: Новости от 19.07.2024
("Главная книга", 2024, N 15)Авансовый счет-фактуру можно выставить только на сумму "чистого" аванса, не закрытого отгрузкой. То есть если в течение месяца в счет полученной предоплаты услуги были оказаны не полностью, счет-фактуру можно оформить на разницу между суммой полученного аванса и стоимостью оказанных услуг. В частности, такой порядок применим при непрерывном долгосрочном оказании услуг по предоставлению имущества в лизинг.
("Главная книга", 2024, N 15)Авансовый счет-фактуру можно выставить только на сумму "чистого" аванса, не закрытого отгрузкой. То есть если в течение месяца в счет полученной предоплаты услуги были оказаны не полностью, счет-фактуру можно оформить на разницу между суммой полученного аванса и стоимостью оказанных услуг. В частности, такой порядок применим при непрерывном долгосрочном оказании услуг по предоставлению имущества в лизинг.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Части 6.1 и 6.2 комментируемой статьи изложены с 14 марта 2022 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ, принятым в части установления особенностей правового регулирования по отдельным вопросам в условиях санкций. В отношении этих изменений в информации Росреестра "Росреестр разъяснил новые антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости" отмечено следующее: Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ данным Законом также предложен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 г.; для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности; такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в т.ч. с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения залоговой базы.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Части 6.1 и 6.2 комментируемой статьи изложены с 14 марта 2022 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ, принятым в части установления особенностей правового регулирования по отдельным вопросам в условиях санкций. В отношении этих изменений в информации Росреестра "Росреестр разъяснил новые антикризисные меры в сфере землепользования и регистрации недвижимости" отмечено следующее: Федеральным законом от 14 марта 2022 г. N 58-ФЗ данным Законом также предложен упрощенный порядок оформления прав на объекты государственной и муниципальной собственности, права на которые возникли при разграничении госсобственности в 1991 г.; для государственного кадастрового учета и регистрации прав на данные объекты может быть использована выписка из соответствующего реестра государственной или муниципальной собственности; такая мера поможет эффективнее вовлекать в гражданский оборот государственное или муниципальное имущество, в т.ч. с целью его предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, увеличения залоговой базы.
Статья: Правовые аспекты соблюдения антимонопольных требований к предоставлению государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Указанная позиция антимонопольного органа находит отражение в судебной практике. Так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. по делу N А39-1934/2014 <11> установлена законность решения антимонопольного органа, согласно которому передача органом государственной власти субъекту МСП государственного имущества по договору аренды без проведения торгов и согласия на то антимонопольного органа на основании республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Программа развития МСП) нарушает положения, установленные ст. 17.1, 20, ч. 3 ст. 19, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Данной Программой развития МСП был предусмотрен перечень мероприятий, направленных на осуществление имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Исходя из положений ст. 14, 16, 18 Федерального закона N 209-ФЗ, суд признал обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости наличия в программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства единых условий и порядка оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъектам малого и среднего предпринимательства равный доступ к участию в указанных программах. Вместе с тем Программа развития МСП не содержала перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условия, обеспечивающие равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в Программе развития МСП; обязательных условий о соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
(Айвазян И.М.)
("Предпринимательское право", 2022, N 1)Указанная позиция антимонопольного органа находит отражение в судебной практике. Так, Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2015 г. по делу N А39-1934/2014 <11> установлена законность решения антимонопольного органа, согласно которому передача органом государственной власти субъекту МСП государственного имущества по договору аренды без проведения торгов и согласия на то антимонопольного органа на основании республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Программа развития МСП) нарушает положения, установленные ст. 17.1, 20, ч. 3 ст. 19, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ. Данной Программой развития МСП был предусмотрен перечень мероприятий, направленных на осуществление имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства. Исходя из положений ст. 14, 16, 18 Федерального закона N 209-ФЗ, суд признал обоснованным вывод антимонопольного органа о необходимости наличия в программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства единых условий и порядка оказания поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих субъектам малого и среднего предпринимательства равный доступ к участию в указанных программах. Вместе с тем Программа развития МСП не содержала перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства; условия, обеспечивающие равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в Программе развития МСП; обязательных условий о соблюдении требований, установленных Федеральным законом N 135-ФЗ; требований, обеспечивающих открытость процедур оказания поддержки.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Как мы видим, в случае предоставления имущественной поддержки принцип заявительного порядка получения мер поддержки субъектов МСП действительно действует. Субъекту малого предпринимательства необходимо лишь подготовить заявление по установленной форме с приложением подтверждающих документов и направить его в Департамент городского имущества Москвы или в Комиссию, а дальше довольно долгое время ожидать результата рассмотрения его обращения. Однако нельзя не отметить длительность описанной процедуры. Для получения такой льготы с момента подачи заявления до подтверждения Комиссией принятия в отношении субъекта малого предпринимательства положительного решения может пройти более пятидесяти календарных дней. На наш взгляд, данный срок очень затянут, в связи с чем мы предлагаем внести некоторые изменения в указанный порядок: сократить все указанные выше сроки вдвое.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Как мы видим, в случае предоставления имущественной поддержки принцип заявительного порядка получения мер поддержки субъектов МСП действительно действует. Субъекту малого предпринимательства необходимо лишь подготовить заявление по установленной форме с приложением подтверждающих документов и направить его в Департамент городского имущества Москвы или в Комиссию, а дальше довольно долгое время ожидать результата рассмотрения его обращения. Однако нельзя не отметить длительность описанной процедуры. Для получения такой льготы с момента подачи заявления до подтверждения Комиссией принятия в отношении субъекта малого предпринимательства положительного решения может пройти более пятидесяти календарных дней. На наш взгляд, данный срок очень затянут, в связи с чем мы предлагаем внести некоторые изменения в указанный порядок: сократить все указанные выше сроки вдвое.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор - субъект малого или среднего предпринимательства приобрести в собственность имущество, переданное по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, общество, арендующее объект недвижимости, находящийся в собственности города Москвы по договору аренды от 11 ноября 2021 г. N ЭТ02-00412/21 в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), обратилось к департаменту с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности Москвы" в отношении вышеуказанного арендуемого имущества.
Вправе ли арендатор - субъект малого или среднего предпринимательства приобрести в собственность имущество, переданное по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судами, общество, арендующее объект недвижимости, находящийся в собственности города Москвы по договору аренды от 11 ноября 2021 г. N ЭТ02-00412/21 в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), обратилось к департаменту с заявлением о предоставлении государственной услуги "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности Москвы" в отношении вышеуказанного арендуемого имущества.