Порядок перераспределения земель
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок перераспределения земель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФПри таких обстоятельствах до утверждения для спорной территории проекта межевания не подлежит применению предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ порядок перераспределения земель."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности" ЗК РФ"Из названной главы ЗК РФ следует, что ее положения, устанавливая случаи, основания и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не исключают возможности осуществления перераспределения земель и земельного участка, находящегося в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, прямо предусмотренных ст. 39.28 ЗК РФ. Данными положениями не установлено, какое количество земельных участков должно быть образовано после такого перераспределения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Площадь земельного участка, относящегося к земельным участкам, указанным в части 6 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, может отличаться от площади такого земельного участка, указанной в документе, предусмотренном пунктом 1, 2, 3, 4 или 5 части 6 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, не более чем на десять процентов.
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Площадь земельного участка, относящегося к земельным участкам, указанным в части 6 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, может отличаться от площади такого земельного участка, указанной в документе, предусмотренном пунктом 1, 2, 3, 4 или 5 части 6 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, не более чем на десять процентов.
Статья: Правовые аспекты перераспределения частных и публичных земель
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Указанное положение земельного законодательства являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении указал, что Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает "в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности" <16>. "С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным" <17>.
(Хубиева М.Х.)
("Экологическое право", 2022, N 3)Указанное положение земельного законодательства являлось предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении указал, что Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает "в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности" <16>. "С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс Российской Федерации также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28). Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным" <17>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Необходимость одновременного наличия всех трех условий подтверждена судебной практикой. Так, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2020 N 18-КА20-13 (аналогичный подход - п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) перечислены указанные условия и сделан следующий вывод: для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Из материалов дела следует, что административные истцы испрашивали земельный участок в порядке перераспределения в целях его использования как парковки возле рынка, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, таким образом, у заявителей отсутствовало право на получение участка посредством процедуры перераспределения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2021 N Ф06-11535/2021 по делу N А65-5869/2021, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2021 по делу N А38-9219/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2021 по делу N А49-1201/2018.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Необходимость одновременного наличия всех трех условий подтверждена судебной практикой. Так, в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2020 N 18-КА20-13 (аналогичный подход - п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019 г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) перечислены указанные условия и сделан следующий вывод: для решения вопроса о правомерности перераспределения земельных участков необходимо не только установить отсутствие оснований для отказа, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, но и наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Из материалов дела следует, что административные истцы испрашивали земельный участок в порядке перераспределения в целях его использования как парковки возле рынка, а не для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, таким образом, у заявителей отсутствовало право на получение участка посредством процедуры перераспределения. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.12.2021 N Ф06-11535/2021 по делу N А65-5869/2021, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.06.2021 по делу N А38-9219/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2021 по делу N А49-1201/2018.
Статья: Перераспределение земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)Отметим, что перераспределение находящихся в публичной собственности земельных участков может быть признано незаконным, если из них могут быть сформированы самостоятельные участки, права на которые могут быть приобретены в общем порядке. Об этом говорится в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, который ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2022, N 8)Отметим, что перераспределение находящихся в публичной собственности земельных участков может быть признано незаконным, если из них могут быть сформированы самостоятельные участки, права на которые могут быть приобретены в общем порядке. Об этом говорится в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, который ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки.