Порядок отбывания обязательных работ
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок отбывания обязательных работ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязательные работы в УК РФ и КоАП РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени (ч. 4 ст. 32.13 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени (ч. 4 ст. 32.13 КоАП РФ).
Статья: Содержательные свойства уголовных наказаний без изоляции от общества
(Помощикова Н.В.)
("Современное право", 2024, N 8)4. Четвертым содержательным свойством, определяющим сущность уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, являются особые средства обеспечения непенитенциарного режима. В частности, речь идет об осуществлении контроля и надзора (в отношении исполнения ограничения свободы) за поведением осужденных по месту жительства, работы и учебы, за исполнением ими обязанностей и соблюдением ограничений. Например, в целях осуществления контроля за соблюдением осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ сотрудники УИИ еженедельно осуществляют проверку отработанного времени посредством выезда на место работы осужденного или через телефонную связь с администрацией организации. К особым средствам обеспечения непенитенциарного режима относится также обеспечение воспитательно-профилактического воздействия (например, применение мер поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы, вынесение предупреждения о замене исправительных работ лишением свободы и т.д.).
(Помощикова Н.В.)
("Современное право", 2024, N 8)4. Четвертым содержательным свойством, определяющим сущность уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, являются особые средства обеспечения непенитенциарного режима. В частности, речь идет об осуществлении контроля и надзора (в отношении исполнения ограничения свободы) за поведением осужденных по месту жительства, работы и учебы, за исполнением ими обязанностей и соблюдением ограничений. Например, в целях осуществления контроля за соблюдением осужденным порядка и условий отбывания обязательных работ сотрудники УИИ еженедельно осуществляют проверку отработанного времени посредством выезда на место работы осужденного или через телефонную связь с администрацией организации. К особым средствам обеспечения непенитенциарного режима относится также обеспечение воспитательно-профилактического воздействия (например, применение мер поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы, вынесение предупреждения о замене исправительных работ лишением свободы и т.д.).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
(ред. от 04.11.2025)4. Судебные приставы-исполнители ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"2) устанавливает порядок и условия отбывания обязательных работ в соответствии с требованиями, определенными законодательством Российской Федерации;
Статья: Осуществление осужденным права на судебную защиту при замене уголовного наказания, не связанного с изоляцией от общества, лишением свободы
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Представляется, что последнее допускается по причине неоднозначного толкования судьями пределов заявления осужденным ходатайства об участии в судебном заседании (ч. 2 ст. 399 УПК РФ), что, в свою очередь, нивелирует правоприменительную деятельность сотрудников УИИ по привлечению к ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ (ч. 2 ст. 29 УИК РФ), исправительных работ (ч. 5 ст. 46 УИК РФ), ограничения свободы (ч. 5 ст. 58 УИК РФ). Это проявляется в том, что законодатель возлагает обязанность на орган, исполняющий данные виды наказания, при установлении факта злостного уклонения от отбывания такого наказания безусловного, как считают большинство правоприменителей и ряд ученых, обращения в суд с представлением о замене наказания лишением свободы. Очевидно, что не во всех случаях усматривается перспектива такого обращения УИИ в суд.
(Малышева О.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)Представляется, что последнее допускается по причине неоднозначного толкования судьями пределов заявления осужденным ходатайства об участии в судебном заседании (ч. 2 ст. 399 УПК РФ), что, в свою очередь, нивелирует правоприменительную деятельность сотрудников УИИ по привлечению к ответственности осужденных за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ (ч. 2 ст. 29 УИК РФ), исправительных работ (ч. 5 ст. 46 УИК РФ), ограничения свободы (ч. 5 ст. 58 УИК РФ). Это проявляется в том, что законодатель возлагает обязанность на орган, исполняющий данные виды наказания, при установлении факта злостного уклонения от отбывания такого наказания безусловного, как считают большинство правоприменителей и ряд ученых, обращения в суд с представлением о замене наказания лишением свободы. Очевидно, что не во всех случаях усматривается перспектива такого обращения УИИ в суд.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 июня 2016 г., оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2016 г., в удовлетворении административного иска ООО "ТеплоВодоСнаб" было отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что на федеральном уровне отсутствует четкое правовое регулирование отношений, определяющих порядок отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, в том числе не определены критерии, которыми уполномоченные органы должны руководствоваться при определении мест отбывания наказания, в связи с этим органы местного самоуправления обладают правом на реализацию установленной законом нормы по своему усмотрению.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 17 июня 2016 г., оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 31 августа 2016 г., в удовлетворении административного иска ООО "ТеплоВодоСнаб" было отказано. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что на федеральном уровне отсутствует четкое правовое регулирование отношений, определяющих порядок отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ, в том числе не определены критерии, которыми уполномоченные органы должны руководствоваться при определении мест отбывания наказания, в связи с этим органы местного самоуправления обладают правом на реализацию установленной законом нормы по своему усмотрению.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится СПИ по месту жительства должника. Согласно ч. 4 упомянутой выше статьи 32.13 КоАП РФ СПИ ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что исполнение исполнительного документа об отбывании обязательных работ производится СПИ по месту жительства должника. Согласно ч. 4 упомянутой выше статьи 32.13 КоАП РФ СПИ ведут учет лиц, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, разъясняют таким лицам порядок и условия отбывания обязательных работ, согласовывают с органами местного самоуправления перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, контролируют поведение таких лиц, ведут суммарный учет отработанного ими времени.
Статья: Обязательные работы в системе уголовных наказаний: вопросы законодательной техники и правоприменения
(Авдеева Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)На правоприменительном уровне имеют место существенные нарушения, связанные с заменой обязательных работ на иные виды уголовных наказаний на основании установления факта злостного уклонения осужденного от их отбывания. Наиболее частые случаи данных нарушений обусловлены несоблюдением как оснований, установленных уголовным законом, так и порядка признания осужденного злостно уклоняющимся. В качестве примера можно привести уголовное дело осужденной К., в отношении которой было вынесено постановление суда о замене обязательных работ ввиду злостного уклонения на лишение свободы. Данное решение суд мотивировал тем, что осужденная К. изменила место проживания, не уведомив уголовно-исполнительную инспекцию. При выезде 4 и 5 июня 2019 г. по месту жительства осужденной сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции было установлено, что указанное место проживания являлось временно арендуемым. В результате место пребывания и нахождения К. не было установлено. Местонахождение осужденной было установлено 9 июля 2019 г., осужденной К. были разъяснены порядок и условия отбывания наказания и вручено направление для отбывания обязательных работ, к отбыванию которых она приступила. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции о замене обязательных работ на лишение свободы в отношении осужденной К. В ходе исследования материалов дела судом апелляционной инстанции был выявлен факт недоказанности злостного уклонения. В материалах уголовного дела отсутствуют факты, доказывающие изменение осужденной места жительства именно с целью уклонения от отбывания обязательных работ. Осужденная К. не была объявлена в розыск как злостно уклоняющаяся от отбывания обязательных работ. Также был выявлен факт нарушения порядка вынесения представления о замене наказания. Предупреждение за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительной инспекцией в отношении К. не выносилось <7>.
(Авдеева Е.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2021, N 6)На правоприменительном уровне имеют место существенные нарушения, связанные с заменой обязательных работ на иные виды уголовных наказаний на основании установления факта злостного уклонения осужденного от их отбывания. Наиболее частые случаи данных нарушений обусловлены несоблюдением как оснований, установленных уголовным законом, так и порядка признания осужденного злостно уклоняющимся. В качестве примера можно привести уголовное дело осужденной К., в отношении которой было вынесено постановление суда о замене обязательных работ ввиду злостного уклонения на лишение свободы. Данное решение суд мотивировал тем, что осужденная К. изменила место проживания, не уведомив уголовно-исполнительную инспекцию. При выезде 4 и 5 июня 2019 г. по месту жительства осужденной сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции было установлено, что указанное место проживания являлось временно арендуемым. В результате место пребывания и нахождения К. не было установлено. Местонахождение осужденной было установлено 9 июля 2019 г., осужденной К. были разъяснены порядок и условия отбывания наказания и вручено направление для отбывания обязательных работ, к отбыванию которых она приступила. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции о замене обязательных работ на лишение свободы в отношении осужденной К. В ходе исследования материалов дела судом апелляционной инстанции был выявлен факт недоказанности злостного уклонения. В материалах уголовного дела отсутствуют факты, доказывающие изменение осужденной места жительства именно с целью уклонения от отбывания обязательных работ. Осужденная К. не была объявлена в розыск как злостно уклоняющаяся от отбывания обязательных работ. Также был выявлен факт нарушения порядка вынесения представления о замене наказания. Предупреждение за нарушение порядка и условий отбывания обязательных работ уголовно-исполнительной инспекцией в отношении К. не выносилось <7>.