Поручение упк
Подборка наиболее важных документов по запросу Поручение упк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 152 "Место производства предварительного расследования" УПК РФСогласно положениям УПК РФ и правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2010 года N 460-О-О, должностные лица органов дознания, производящие на основании ч. 1 ст. 152 УПК РФ отдельные следственные действия по поручению следователя, не наделены правом принимать решения по уголовному делу, связанные с производством следственных и иных процессуальных действий, не обладают иными процессуальными возможностями для активного участия в производстве по уголовному делу, на них не возложены публичные функции, связанные с самостоятельной деятельностью по доказыванию и оценке доказательств, а также контрольные полномочия.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16 "Обязанности эксперта" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Заявления в кассационных жалобах о неразъяснении эксперту Ч. требований, определенных ст. 57 УПК РФ, являются несостоятельными. Как усматривается из заключения эксперта от 2 января 2019 г. N 595, главному эксперту отдела криминалистических экспертиз и осмотров мест происшествий ЭКЦ МВД по Республике Татарстан Ч., имеющему высшее техническое образование и ученую степень кандидата технических наук, стаж работы по экспертной специальности "Баллистическая экспертиза" с 2010 года, разъяснены были права и обязанности эксперта, предусмотренные ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственно-экспертной деятельности в Российской Федерации", включающие в себя положения, предусмотренные ст. 57 УПК РФ. Кроме того, эксперт Ч. при поручении производства экспертизы был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия и обязанности дознавателя в уголовном процессе
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 224 УПК РФ). Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 224 УПК РФ). Требования, поручения и запросы дознавателя, предъявленные в пределах его полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).
Статья: Порядок производства следственных действий по видео-конференц-связи
(Стельмах В.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 10)Первая особенность состоит в том, что для проведения следственного действия необходимо поручение следователя (дознавателя), в производстве которого находится уголовное дело, в тот следственный орган (орган дознания), на территории которого проживает соответствующее лицо (ч. 2 ст. 189.1 УПК РФ). Поручение направляется в письменной форме (ч. 2 ст. 189.1 УПК РФ). Содержание поручения сводится к организации участия лица в проведении следственного действия. Очевидно, что такое поручение не укладывается в традиционные рамки, согласно которым поручения направляются для производства следственных действий или проведения оперативно-разыскных мероприятий. В рассматриваемом случае речь идет не о поручении следственного действия другому органу, а лишь об организации участия определенного субъекта. Организация участия на этапе подготовки проведения следственного действия подразумевает два аспекта: а) вызов лица; б) установление видеомоста с применением сервиса СВКС-м.
(Стельмах В.Ю.)
("Российский судья", 2022, N 10)Первая особенность состоит в том, что для проведения следственного действия необходимо поручение следователя (дознавателя), в производстве которого находится уголовное дело, в тот следственный орган (орган дознания), на территории которого проживает соответствующее лицо (ч. 2 ст. 189.1 УПК РФ). Поручение направляется в письменной форме (ч. 2 ст. 189.1 УПК РФ). Содержание поручения сводится к организации участия лица в проведении следственного действия. Очевидно, что такое поручение не укладывается в традиционные рамки, согласно которым поручения направляются для производства следственных действий или проведения оперативно-разыскных мероприятий. В рассматриваемом случае речь идет не о поручении следственного действия другому органу, а лишь об организации участия определенного субъекта. Организация участия на этапе подготовки проведения следственного действия подразумевает два аспекта: а) вызов лица; б) установление видеомоста с применением сервиса СВКС-м.
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)38) розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;
(ред. от 27.10.2025)38) розыскные меры - меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В силу части 4 статьи 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В силу части 4 статьи 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Статья: Принуждение и добровольность при изъятии в уголовном судопроизводстве
(Химичева О.В., Тутынин И.Б., Семенкова Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Кроме того, не можем поддержать утверждение о кардинальных отличиях изъятия и истребования как уголовно-процессуальных действиях, осуществляемых с целью получения доказательств. Есть мнение, что изъятие - это активное действие должностного лица по отбиранию предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, с применением принуждения, в то время как истребование представляет собой лишь требование предоставления таковых <9>. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена юридическая ответственность (например, по ст. 17.7 КоАП РФ - невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя и др.). Добровольность действий соответствующих лиц приветствуется, но и принудительность не исключается. На наш взгляд, истребование и изъятие - это последовательные шаги, направленные на получение предметов и документов в рамках проверки сообщения о преступлении. Полученные материалы впоследствии становятся доказательствами в рамках предварительного расследования. Следует отметить, что истребование не всегда является обязательным этапом. Например, в процессе осмотра места происшествия обнаружение предметов и документов может происходить самостоятельно, без предварительного запроса. Иными словами, после обнаружения или истребования предметы и документы изымаются.
(Химичева О.В., Тутынин И.Б., Семенкова Е.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)Кроме того, не можем поддержать утверждение о кардинальных отличиях изъятия и истребования как уголовно-процессуальных действиях, осуществляемых с целью получения доказательств. Есть мнение, что изъятие - это активное действие должностного лица по отбиранию предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, с применением принуждения, в то время как истребование представляет собой лишь требование предоставления таковых <9>. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. За неисполнение указанной обязанности предусмотрена юридическая ответственность (например, по ст. 17.7 КоАП РФ - невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя и др.). Добровольность действий соответствующих лиц приветствуется, но и принудительность не исключается. На наш взгляд, истребование и изъятие - это последовательные шаги, направленные на получение предметов и документов в рамках проверки сообщения о преступлении. Полученные материалы впоследствии становятся доказательствами в рамках предварительного расследования. Следует отметить, что истребование не всегда является обязательным этапом. Например, в процессе осмотра места происшествия обнаружение предметов и документов может происходить самостоятельно, без предварительного запроса. Иными словами, после обнаружения или истребования предметы и документы изымаются.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Заслуженный юрист РФ И.В. Смолькова в статье о допустимости принуждения при получении образцов для сравнительного исследования в российском уголовном судопроизводстве пишет о том, что "обязанностью представлять доказательства как своей виновности, так и невиновности не обременен никто... Если признать право любого участника уголовного судопроизводства отказаться от предоставления образцов для сравнительного исследования, от участия в следственных действиях и т.д., то любое следственное действие может стать невыполнимым, впрочем, так же, как и само расследование. Кроме того, позиция, исключающая принуждение при отобрании образцов, противоречит ч. 4 ст. 21 УПК РФ, устанавливающей, что требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами" <201>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Заслуженный юрист РФ И.В. Смолькова в статье о допустимости принуждения при получении образцов для сравнительного исследования в российском уголовном судопроизводстве пишет о том, что "обязанностью представлять доказательства как своей виновности, так и невиновности не обременен никто... Если признать право любого участника уголовного судопроизводства отказаться от предоставления образцов для сравнительного исследования, от участия в следственных действиях и т.д., то любое следственное действие может стать невыполнимым, впрочем, так же, как и само расследование. Кроме того, позиция, исключающая принуждение при отобрании образцов, противоречит ч. 4 ст. 21 УПК РФ, устанавливающей, что требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами" <201>.
Статья: Дознаватель органов внутренних дел: предусмотренные законом и выработанные практикой формы делегирования полномочий начальником ОВД
(Супрун С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)считаем целесообразным закрепить в нормах УПК РФ виды поручений начальника органа дознания с указанием требований к их структуре.
(Супрун С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)считаем целесообразным закрепить в нормах УПК РФ виды поручений начальника органа дознания с указанием требований к их структуре.