Понятие отчуждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие отчуждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 335 "Залогодатель" ГК РФ"Понятие добросовестности залогодержателя по своему содержанию аналогично критерию добросовестности приобретателя имущества, приобретенного у лица, которое не имело права его отчуждать. Понятие добросовестности приобретателя и залогодержателя являются оценочными и устанавливаются судом исходя из фактических обстоятельства и представленных сторонами доказательств."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 235 "Основания прекращения права собственности" ГК РФ"Таким образом, в соответствии со ст. 235 ГК РФ законодатель разделяет понятия "отчуждение имущества" и "уничтожение имущества", что свидетельствует об отсутствии равенства и идентичности данных понятий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Нотариальный контроль за выходом участника из общества с ограниченной ответственностью: проблемы правового регулирования и реализации
(Кожокарь А.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Во-первых, в Законе об ООО выход из общества возможен путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества. В статье 94 ГК РФ определено два самостоятельных способа выхода участника ООО из общества. При этом в пункте 1 статьи 94 ГК РФ этот способ сформулирован по-другому: путем подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества. ГК РФ не использует в этой статье понятие "отчуждение доли обществу", а лишь указывает, что доля переходит к обществу.
(Кожокарь А.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Во-первых, в Законе об ООО выход из общества возможен путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества. В статье 94 ГК РФ определено два самостоятельных способа выхода участника ООО из общества. При этом в пункте 1 статьи 94 ГК РФ этот способ сформулирован по-другому: путем подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества. ГК РФ не использует в этой статье понятие "отчуждение доли обществу", а лишь указывает, что доля переходит к обществу.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства"
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)Отчуждение имущества - это его сбыт третьим лицам в любой форме (возмездной или безвозмездной).
(утв. ФССП России 15.04.2013 N 04-4)Отчуждение имущества - это его сбыт третьим лицам в любой форме (возмездной или безвозмездной).
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)В официальном комментарии к RMBCA не приводится обоснований, почему обеспечительные сделки выведены из-под необходимости их одобрения. Однако ученые отмечают, что обеспечение не подпадает под понятие отчуждения активов, так как в этом случае речь должна идти о прекращении бизнеса, в то время как обеспечение, напротив, может быть необходимым для возможности ведения компанией своей деятельности <1>.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)В официальном комментарии к RMBCA не приводится обоснований, почему обеспечительные сделки выведены из-под необходимости их одобрения. Однако ученые отмечают, что обеспечение не подпадает под понятие отчуждения активов, так как в этом случае речь должна идти о прекращении бизнеса, в то время как обеспечение, напротив, может быть необходимым для возможности ведения компанией своей деятельности <1>.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В этой связи представляется необходимым рассмотреть понятие "интерес", которое впервые было использовано в римском праве, где применение этого термина связывалось с возмещением понесенного кредитором ущерба при ненадлежащем исполнении обязательства <119>. В юридической литературе вопрос о правовой природе интереса является дискуссионным и его сущность раскрывается учеными с позиции нескольких подходов. Не вдаваясь в оценку этих подходов отметим, что каждый из них связывает интерес с понятием потребности и во всех случаях потребность рассматривается в качестве предпосылки интереса. Что касается категории "публичный интерес", то единого мнения ученых относительно данного понятия также не сложилось. Одни под таковым понимают интересы общества как совокупности граждан <120>; другие отождествляют публичные интересы с интересами государственными, которые, в свою очередь, признаются проявлением общественных интересов <121>; третьи признают публичными интересами интересы общества и государства <122>. На наш взгляд, понимание публичных интересов как только общественных осложняется тем, что складывающиеся в обществе интересы достаточно многообразны и могут быть противоположными, ввиду чего определить тот интерес, который поддерживается большинством, представляется затруднительным. Отождествление публичных интересов только с государственными интересами, являющимися проявлением интересов общественных, обусловлено нацеленностью государства выражать волю народа, что приводит к выводу об отсутствии у государства собственных интересов. Однако это противоречит положениям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в которой упоминается о государственных нуждах (при принудительном отчуждении имущества). Понятие "государственные нужды" в действующей редакции ГК РФ хотя и не раскрывается, но упоминается в некоторых статьях (например, ст. 239.2, 279, 280, 282 и др.), используется оно и во многих нормативных правовых актах <123>.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)В этой связи представляется необходимым рассмотреть понятие "интерес", которое впервые было использовано в римском праве, где применение этого термина связывалось с возмещением понесенного кредитором ущерба при ненадлежащем исполнении обязательства <119>. В юридической литературе вопрос о правовой природе интереса является дискуссионным и его сущность раскрывается учеными с позиции нескольких подходов. Не вдаваясь в оценку этих подходов отметим, что каждый из них связывает интерес с понятием потребности и во всех случаях потребность рассматривается в качестве предпосылки интереса. Что касается категории "публичный интерес", то единого мнения ученых относительно данного понятия также не сложилось. Одни под таковым понимают интересы общества как совокупности граждан <120>; другие отождествляют публичные интересы с интересами государственными, которые, в свою очередь, признаются проявлением общественных интересов <121>; третьи признают публичными интересами интересы общества и государства <122>. На наш взгляд, понимание публичных интересов как только общественных осложняется тем, что складывающиеся в обществе интересы достаточно многообразны и могут быть противоположными, ввиду чего определить тот интерес, который поддерживается большинством, представляется затруднительным. Отождествление публичных интересов только с государственными интересами, являющимися проявлением интересов общественных, обусловлено нацеленностью государства выражать волю народа, что приводит к выводу об отсутствии у государства собственных интересов. Однако это противоречит положениям ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в которой упоминается о государственных нуждах (при принудительном отчуждении имущества). Понятие "государственные нужды" в действующей редакции ГК РФ хотя и не раскрывается, но упоминается в некоторых статьях (например, ст. 239.2, 279, 280, 282 и др.), используется оно и во многих нормативных правовых актах <123>.
Статья: Рекомендация Р-159/2024-КпР "Инвентаризационные процедуры в процессе деятельности"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 20.02.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Так, понятие "обычная деятельность" в других ФСБУ не используется, вместо него употребляется понятие "обычные виды деятельности". Из-за этого непонятно, относится ли данная формулировка к обычным фактам в рамках вида деятельности, не являющегося для организации обычным. При этом само слово "обычный" субъективно. Кроме того, фраза "за исключением обычной деятельности экономического субъекта" сформулирована в Стандарте в отношении передачи активов в аренду, управление, безвозмездное пользование так, что ее относимость к отчуждению активов остается под вопросом. В свою очередь, понятием "отчуждение" в гражданском законодательстве обозначается изменение собственника вещи, в том числе любая продажа. Факты продажи активов происходят массово на ежедневной основе и составляют по существу основное содержание хозяйственной деятельности экономического субъекта, как минимум для коммерческих организаций.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 20.02.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Так, понятие "обычная деятельность" в других ФСБУ не используется, вместо него употребляется понятие "обычные виды деятельности". Из-за этого непонятно, относится ли данная формулировка к обычным фактам в рамках вида деятельности, не являющегося для организации обычным. При этом само слово "обычный" субъективно. Кроме того, фраза "за исключением обычной деятельности экономического субъекта" сформулирована в Стандарте в отношении передачи активов в аренду, управление, безвозмездное пользование так, что ее относимость к отчуждению активов остается под вопросом. В свою очередь, понятием "отчуждение" в гражданском законодательстве обозначается изменение собственника вещи, в том числе любая продажа. Факты продажи активов происходят массово на ежедневной основе и составляют по существу основное содержание хозяйственной деятельности экономического субъекта, как минимум для коммерческих организаций.
Статья: Перепрофилирование и отчуждение недвижимого имущества, поступившего в собственность муниципального образования в порядке ст. 225 ГК РФ
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Автор выделяет в качестве административно-правовой формы распоряжения имуществом разграничение государственной собственности, которое было осуществлено в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <19> (далее - Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1). В настоящее время указанный документ не утратил своей силы. Однако разграничение бесхозяйного имущества, поступившего в собственность муниципалитета в настоящее время, на основании Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не представляется возможным, так как изначально оно было принято для решения задач своего времени, а именно распределения всего государственного имущества между различными публичными собственниками. Очевидно, что данный механизм не может охватываться понятием "отчуждение" в смысле ч. 5 ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131.
(Арыкова К.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 1)Автор выделяет в качестве административно-правовой формы распоряжения имуществом разграничение государственной собственности, которое было осуществлено в соответствии с Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <19> (далее - Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1). В настоящее время указанный документ не утратил своей силы. Однако разграничение бесхозяйного имущества, поступившего в собственность муниципалитета в настоящее время, на основании Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 не представляется возможным, так как изначально оно было принято для решения задач своего времени, а именно распределения всего государственного имущества между различными публичными собственниками. Очевидно, что данный механизм не может охватываться понятием "отчуждение" в смысле ч. 5 ст. 50 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Конечно, можно попробовать истолковать понятие "иное отчуждение" расширительно и охватить им не только собственно ситуации, когда передается экземпляр, но и случаи, когда предоставляется право по его созданию. Но не следует забывать, что нормы об исчерпании прав являются частным случаем ограничений исключительного права, а всякое исключение не подлежит расширительному толкованию (см.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.Л. Маковского. С. 412).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Конечно, можно попробовать истолковать понятие "иное отчуждение" расширительно и охватить им не только собственно ситуации, когда передается экземпляр, но и случаи, когда предоставляется право по его созданию. Но не следует забывать, что нормы об исчерпании прав являются частным случаем ограничений исключительного права, а всякое исключение не подлежит расширительному толкованию (см.: Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А.Л. Маковского. С. 412).
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- "при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество" (этот случай охватывается понятием приобретателя при отчуждении);
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)- "при внесении самовольной постройки в качестве вклада в уставный капитал - юридическое лицо, получившее такое имущество" (этот случай охватывается понятием приобретателя при отчуждении);
Статья: Принцип свободной оценки доказательств и стандарты доказывания: положения немецкой доктрины и правоприменительной практики и российская правовая действительность
(Карпова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)<98> В качестве иллюстрации можно привести примеры различной оценки понятия "отчуждение имущества по заниженной цене": в одном случае отчуждение имущества по цене в пять раз ниже рыночной стоимости признается убыточным для истца (см.: Постановление Девятого ААС от 22.07.2018 по делу N А40-66454/15), а в другом случае занижение цены примерно в семь раз от стоимости, представленной в отчете оценщика, не признано достаточным аргументом для вывода о совершении сделки по заниженной стоимости (см.: Постановление Пятнадцатого ААС от 07.04.2017 по делу N А32-27448/2016).
(Карпова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 6)<98> В качестве иллюстрации можно привести примеры различной оценки понятия "отчуждение имущества по заниженной цене": в одном случае отчуждение имущества по цене в пять раз ниже рыночной стоимости признается убыточным для истца (см.: Постановление Девятого ААС от 22.07.2018 по делу N А40-66454/15), а в другом случае занижение цены примерно в семь раз от стоимости, представленной в отчете оценщика, не признано достаточным аргументом для вывода о совершении сделки по заниженной стоимости (см.: Постановление Пятнадцатого ААС от 07.04.2017 по делу N А32-27448/2016).