Понятие чести и достоинства
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие чести и достоинства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48 "Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград" УК РФ"При этом, вопреки доводам жалобы защитника Запальского М.И., суд законно и обоснованно назначил Г. дополнительное наказание в порядке статьи 48 УК Российской Федерации в виде лишения воинского звания "<звание>", поскольку совершенное Г. преступление, предусмотренное частью 4 статьи 159 УК Российской Федерации, является тяжким и при этом, исходя из личности Г. и обстоятельств совершения преступления, оно является несовместимым с понятием воинской чести и достоинства военнослужащего."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 23 Конституции РФ"Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, части 4 статьи 15, статей 23, 24, 29 Конституции Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями в пунктах 7, 9 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", пункта 6 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства, и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, проанализировав материалы дела, исходил из того, что оспариваемые сведения являются высказанным ответчиками мнением, основанном на их оценке действий истца и не могут являться предметом судебной защиты в порядке Гражданского кодекса Российской Федерации, не подпадают под понятие распространения порочащих (то есть не соответствующих действительности сведений"), не порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, так как не содержат утверждений о нарушении им действующего законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Насколько правила о защите чести, достоинства и деловой репутации достаточны и эффективны?
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 1)В законе отсутствует легальное определение понятий чести, достоинства и деловой репутации. Однако превалирующим является мнение о том, что такие самостоятельные нематериальные блага, как честь (социальная оценка качеств личности), достоинство (самооценка собственных способностей) и деловая репутация (сложившееся представление об общественно значимых профессиональных характеристиках субъекта) связаны друг с другом неразрывно, поскольку оказывают влияние на статус личности в целом, ее положение в обществе и основы объективного восприятия окружающими. Поэтому защита чести и достоинства одновременно имеет место с защитой имени и неприкосновенности личной жизни. Условно это можно назвать защитой доброго имени и репутации в широком смысле, что служит необходимым ограничением злоупотребления свободой слова и массовой информации (абз. 4 преамбулы, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", далее - Постановление ВС РФ N 3).
(Сергеев А.П., Терещенко Т.А.)
("Закон", 2024, N 1)В законе отсутствует легальное определение понятий чести, достоинства и деловой репутации. Однако превалирующим является мнение о том, что такие самостоятельные нематериальные блага, как честь (социальная оценка качеств личности), достоинство (самооценка собственных способностей) и деловая репутация (сложившееся представление об общественно значимых профессиональных характеристиках субъекта) связаны друг с другом неразрывно, поскольку оказывают влияние на статус личности в целом, ее положение в обществе и основы объективного восприятия окружающими. Поэтому защита чести и достоинства одновременно имеет место с защитой имени и неприкосновенности личной жизни. Условно это можно назвать защитой доброго имени и репутации в широком смысле, что служит необходимым ограничением злоупотребления свободой слова и массовой информации (абз. 4 преамбулы, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", далее - Постановление ВС РФ N 3).
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2025)Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Честь, достоинство и деловая репутация, указанные в п. 1 ст. 150 ГК РФ, - неотчуждаемые и непередаваемые нематериальные блага, являющиеся объектами личных неимущественных прав, гражданско-правовая защита которых обеспечивается специальными способами защиты, предусмотренными нормами ст. 152 ГК РФ. При этом законодательство не раскрывает содержание понятий "честь", "достоинство", "деловая репутация", поскольку данные философско-этические категории приобретают юридический смысл лишь в случаях противоправного посягательства на эти блага и нарушения соответствующих личных неимущественных прав другими лицами. В такой ситуации возникает необходимость толкования этих терминов для должной правовой оценки в целях обеспечения единства правоприменительной практики.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Честь, достоинство и деловая репутация, указанные в п. 1 ст. 150 ГК РФ, - неотчуждаемые и непередаваемые нематериальные блага, являющиеся объектами личных неимущественных прав, гражданско-правовая защита которых обеспечивается специальными способами защиты, предусмотренными нормами ст. 152 ГК РФ. При этом законодательство не раскрывает содержание понятий "честь", "достоинство", "деловая репутация", поскольку данные философско-этические категории приобретают юридический смысл лишь в случаях противоправного посягательства на эти блага и нарушения соответствующих личных неимущественных прав другими лицами. В такой ситуации возникает необходимость толкования этих терминов для должной правовой оценки в целях обеспечения единства правоприменительной практики.
Статья: Личность несовершеннолетнего преступника
(Мищенко Е.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 9)Как указывает В.Я. Рыбальская, "...занятия с воспитанниками ВК подтверждают эту гипотезу. Эти подростки охотно и с увлечением говорили о совершенном преступлении, справедливости приговора, возможной амнистии, но с трудом письменно формулировали свое мнение о ценности человеческой жизни, понятиях чести, достоинства, добра и зла..." <5>.
(Мищенко Е.В., Филиппова Е.О.)
("Российский судья", 2023, N 9)Как указывает В.Я. Рыбальская, "...занятия с воспитанниками ВК подтверждают эту гипотезу. Эти подростки охотно и с увлечением говорили о совершенном преступлении, справедливости приговора, возможной амнистии, но с трудом письменно формулировали свое мнение о ценности человеческой жизни, понятиях чести, достоинства, добра и зла..." <5>.
Статья: Концепция доброго имени в отечественном праве и правовой доктрине: социокультурный генезис
(Белых В.С., Пучков В.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В Россию соответствующие идеи проникли гораздо позднее, и не в последнюю очередь по причине неприятия естественно-правовых концепций на уровне государственной власти (поскольку таковые, по существу, подрывали сословный строй и классовые привилегии). Конструкции противодействия диффамации, складывавшиеся в XVIII в. в имперском законодательстве, носили сословный характер: объектом правовой охраны являлось не доброе имя конкретного индивида, а сословная честь <15>. Характеризуя данный феномен в социокультурном плане, М. Вебер говорил, что сословная честь выражается в требовании особого образа жизни (Lebensfuhrung) от каждого, кто хочет принадлежать к соответствующему кругу. И сама сословная честь, и возможность ее защищать - это исключительно сословная привилегия, необходимая для поддержания существующего правопорядка и социальной стратификации <16>. Понятие "сословная честь" не имеет содержательной корреляции с современными понятиями чести, достоинства и деловой репутации. Как отмечается в литературе, в XVIII столетии "в российском сословном обществе честь и достоинство не являются естественными благами, а определяются через социальную иерархию (курсив наш. - В.Б., В.П.), принадлежность к определенному роду, близость к государственной службе, гендерную принадлежность... Естественный характер благ замещается государственным авторитетом: воля монарха является определяющей при даровании и лишении чести, признании наличия и отсутствия достоинства у различных социальных и профессиональных групп" <17>.
(Белых В.С., Пучков В.О.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 1)В Россию соответствующие идеи проникли гораздо позднее, и не в последнюю очередь по причине неприятия естественно-правовых концепций на уровне государственной власти (поскольку таковые, по существу, подрывали сословный строй и классовые привилегии). Конструкции противодействия диффамации, складывавшиеся в XVIII в. в имперском законодательстве, носили сословный характер: объектом правовой охраны являлось не доброе имя конкретного индивида, а сословная честь <15>. Характеризуя данный феномен в социокультурном плане, М. Вебер говорил, что сословная честь выражается в требовании особого образа жизни (Lebensfuhrung) от каждого, кто хочет принадлежать к соответствующему кругу. И сама сословная честь, и возможность ее защищать - это исключительно сословная привилегия, необходимая для поддержания существующего правопорядка и социальной стратификации <16>. Понятие "сословная честь" не имеет содержательной корреляции с современными понятиями чести, достоинства и деловой репутации. Как отмечается в литературе, в XVIII столетии "в российском сословном обществе честь и достоинство не являются естественными благами, а определяются через социальную иерархию (курсив наш. - В.Б., В.П.), принадлежность к определенному роду, близость к государственной службе, гендерную принадлежность... Естественный характер благ замещается государственным авторитетом: воля монарха является определяющей при даровании и лишении чести, признании наличия и отсутствия достоинства у различных социальных и профессиональных групп" <17>.
Статья: Правовая оценка оскорбления как административного правонарушения
(Брунер Р.А., Климкина Е.В., Адрианова П.С.)
("Современное право", 2023, N 7)В КоАП РФ определено, что оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме (ч. 1. ст. 5.61) <3>. Однако нормативного правового акта, который раскрывал бы сущность и специфику данного понятия, нет. Удивления данный факт не вызывает: понятия "честь", "достоинство", "мораль", "неприличная форма выражения" являются морально-этическими и не могут быть выражены в какой-либо категориальной форме в силу расовых, культурных, религиозных и жизненных позиций разных людей.
(Брунер Р.А., Климкина Е.В., Адрианова П.С.)
("Современное право", 2023, N 7)В КоАП РФ определено, что оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме (ч. 1. ст. 5.61) <3>. Однако нормативного правового акта, который раскрывал бы сущность и специфику данного понятия, нет. Удивления данный факт не вызывает: понятия "честь", "достоинство", "мораль", "неприличная форма выражения" являются морально-этическими и не могут быть выражены в какой-либо категориальной форме в силу расовых, культурных, религиозных и жизненных позиций разных людей.
Статья: Об ограничениях при реализации права на перемену имени
(Торчило А.С.)
("Цивилист", 2025, N 4)<12> См.: Михалевич Е.В. О понятиях чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве // Мониторинг правоприменения. 2012. N 1. С. 40.
(Торчило А.С.)
("Цивилист", 2025, N 4)<12> См.: Михалевич Е.В. О понятиях чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве // Мониторинг правоприменения. 2012. N 1. С. 40.
Статья: Административная ответственность за оскорбление, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Относительно небольшой срок действия новой редакции ст. 5.61 КоАП РФ предполагает всестороннее, в том числе на основе анализа судебной практики, рассмотрение объективной стороны оскорбления, совершенного публично с использованием сети Интернет, и прежде всего базовых, находящихся во взаимосвязи и во многом схожих философско-этических понятий "честь" и "достоинство", раскрытие юридического и лингвистического пониманий "неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности формы", а также указание на особенности мотива субъективной стороны и обращение внимания на необходимость снижения возраста наступления административной ответственности (субъект правонарушения).
(Зайцев И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Относительно небольшой срок действия новой редакции ст. 5.61 КоАП РФ предполагает всестороннее, в том числе на основе анализа судебной практики, рассмотрение объективной стороны оскорбления, совершенного публично с использованием сети Интернет, и прежде всего базовых, находящихся во взаимосвязи и во многом схожих философско-этических понятий "честь" и "достоинство", раскрытие юридического и лингвистического пониманий "неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности формы", а также указание на особенности мотива субъективной стороны и обращение внимания на необходимость снижения возраста наступления административной ответственности (субъект правонарушения).
Статья: Гарантированность субъективных публичных прав и законных интересов судебной защитой - основа общественного спокойствия и социального мира
(Иншакова Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Невозможно будет справиться с обозначенными проблемами, если в современном обществе и дальше будут сохраняться тенденции неконтролируемого роста личностного эгоизма, достижительного активизма и морально-ценностного многообразия: такую совокупность "свойств человеческой или государственной личности невозможно соединить ни с какими разумными и устойчивыми правовыми рамками" <5>. Эффективность права и правоприменительной деятельности во многом зависит от соответствия законов общественным представлениям о должном и справедливом. Доверие к праву действительно формируется на основе стабильности законодательства и четкости правовых норм. Если законы противоречивы и неясны, это может привести к их произвольному толкованию и применению, что подрывает доверие к государству, разрушает правовую систему. Формальная определенность и ясность норм позволяет избежать правовых пробелов и неопределенности, способствует более справедливому и предсказуемому правоприменению. Именно поэтому наше будущее несомненно будет светлым и многообещающим лишь при условии, что человечество достигнет гармонии и абсолютного единства личной этики, социальной морали и законодательных основ. А для этого, в свою очередь, обязательно придется заниматься вопросами улучшения нравственных устоев <6>. Хорошо известно, что только нравственность, будучи важной частью человеческой культуры и результатом долгой истории, служит как ориентир и ограничитель для мыслей и поступков людей. Управление без моральных принципов напоминает корабль без руля, компаса и парусов. Невежество, некомпетентность, соединенные с безнравственностью, представляют собой опасную силу <7>. И думать не хочется, что такие понятия, как честь, достоинство, верность, долг, справедливость, правда, милосердие, честность, чистота, преданность, доброта, которые веками были важными в жизни людей, постепенно исчезают из нашего повседневного общения и словарного запаса.
(Иншакова Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2025, N 9)Невозможно будет справиться с обозначенными проблемами, если в современном обществе и дальше будут сохраняться тенденции неконтролируемого роста личностного эгоизма, достижительного активизма и морально-ценностного многообразия: такую совокупность "свойств человеческой или государственной личности невозможно соединить ни с какими разумными и устойчивыми правовыми рамками" <5>. Эффективность права и правоприменительной деятельности во многом зависит от соответствия законов общественным представлениям о должном и справедливом. Доверие к праву действительно формируется на основе стабильности законодательства и четкости правовых норм. Если законы противоречивы и неясны, это может привести к их произвольному толкованию и применению, что подрывает доверие к государству, разрушает правовую систему. Формальная определенность и ясность норм позволяет избежать правовых пробелов и неопределенности, способствует более справедливому и предсказуемому правоприменению. Именно поэтому наше будущее несомненно будет светлым и многообещающим лишь при условии, что человечество достигнет гармонии и абсолютного единства личной этики, социальной морали и законодательных основ. А для этого, в свою очередь, обязательно придется заниматься вопросами улучшения нравственных устоев <6>. Хорошо известно, что только нравственность, будучи важной частью человеческой культуры и результатом долгой истории, служит как ориентир и ограничитель для мыслей и поступков людей. Управление без моральных принципов напоминает корабль без руля, компаса и парусов. Невежество, некомпетентность, соединенные с безнравственностью, представляют собой опасную силу <7>. И думать не хочется, что такие понятия, как честь, достоинство, верность, долг, справедливость, правда, милосердие, честность, чистота, преданность, доброта, которые веками были важными в жизни людей, постепенно исчезают из нашего повседневного общения и словарного запаса.
Статья: Законодательная трансформация статьи 5.61 КоАП РФ ("Оскорбление"): обзор изменений
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В действующем законодательстве нет легального определения понятий чести и достоинства. Вместе с тем в науке предприняты попытки объяснить эти категории. Так, под честью понимается "общественная оценка личности" <4>, под достоинством - "самооценка человеком своих собственных качеств" <5>.
(Дудина Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)В действующем законодательстве нет легального определения понятий чести и достоинства. Вместе с тем в науке предприняты попытки объяснить эти категории. Так, под честью понимается "общественная оценка личности" <4>, под достоинством - "самооценка человеком своих собственных качеств" <5>.
Статья: Супервентность правовой реальности: проблема онтологического статуса эссенциальных и феноменальных элементов
(Лихтер П.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Супервентность правовой реальности в свете объективного идеализма противостоит методологическому редукционизму, который склонен признавать самостоятельный онтологический статус только за объектами физической реальности. Идеалист изучает эйдос дома, материалист воспринимает дом как совокупность элементарных частиц, взаимодействующих согласно определенным физическим законам. Материалистический подход в юридической науке недостаточен, потому что без универсалий невозможно определить ряд сущностных категорий права. Кроме того, сознание любого человека постоянно сталкивается с феноменами, которые нельзя свести к физическим понятиям: честь, достоинство, правовые идеалы, принципы. Все они необъяснимы исключительно через физические показатели.
(Лихтер П.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)Супервентность правовой реальности в свете объективного идеализма противостоит методологическому редукционизму, который склонен признавать самостоятельный онтологический статус только за объектами физической реальности. Идеалист изучает эйдос дома, материалист воспринимает дом как совокупность элементарных частиц, взаимодействующих согласно определенным физическим законам. Материалистический подход в юридической науке недостаточен, потому что без универсалий невозможно определить ряд сущностных категорий права. Кроме того, сознание любого человека постоянно сталкивается с феноменами, которые нельзя свести к физическим понятиям: честь, достоинство, правовые идеалы, принципы. Все они необъяснимы исключительно через физические показатели.
Статья: Суд о бесчестии - правовая основа сословной стратификации средневекового русского общества XIV - XVII вв.
(Воронин И.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<2> См.: Лоос Е.В., Титова Е.А. Общая характеристика понятия чести и достоинства личности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. N 1(30). С. 32.
(Воронин И.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 10)<2> См.: Лоос Е.В., Титова Е.А. Общая характеристика понятия чести и достоинства личности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. N 1(30). С. 32.