Помещение в ивс
Подборка наиболее важных документов по запросу Помещение в ивс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""Из буквального толкования приведенных норм ведомственных нормативных правовых актов, предусматривающих, прежде всего, обязательность прохождения поступающими в ИВС лицами санитарной обработки, не следует, что ответчик при любых обстоятельствах обязан оборудовать ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, поскольку не исключается возможность при отсутствии названных помещений осуществления санитарной обработки вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых в бане общего пользования населенного пункта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Злоупотребление процессуальными правами и реализация дискреционных прав властными субъектами в досудебном производстве: понятие и соотношение
(Чабукиани О.А.)
("Закон", 2024, N 4)Некоторые следователи при задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ не торопятся передать его для помещения в изолятор временного содержания, в котором ему было бы обеспечено питание и право на восьмичасовой сон. Вместо этого они проводят следственные действия с участием подозреваемого, в том числе пресекая тем самым возможность консультации с адвокатом, аргументируя это необходимостью проведения процессуальных действий.
(Чабукиани О.А.)
("Закон", 2024, N 4)Некоторые следователи при задержании подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ не торопятся передать его для помещения в изолятор временного содержания, в котором ему было бы обеспечено питание и право на восьмичасовой сон. Вместо этого они проводят следственные действия с участием подозреваемого, в том числе пресекая тем самым возможность консультации с адвокатом, аргументируя это необходимостью проведения процессуальных действий.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Так, например, A находился в помещении коридора дежурной части Управления МВД России по адресу... где за ним со стороны сотрудников данного Управления должного контроля как за задержанным в совершении преступления и подлежащим помещению в Изолятор временного содержания не осуществлялось. Находясь в помещении дежурной части, A., осознавая свое уголовно-процессуальное положение, достоверно зная, что с момента составления в отношении его протокола задержания подозреваемого он не имеет права самовольно покидать помещение дежурной части, решил самовольно покинуть место предварительного заключения. Находясь в помещении коридора дежурной части, достоверно зная, что в отношении его составлен протокол задержания подозреваемого в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, который удостоверен его подписями, осознавая, что с момента составления протокола задержания подозреваемого он не имеет права самовольно и незаконно покидать помещение дежурной части, воспользовавшись тем, что сотрудники дежурной части не контролируют его действия, незаметно последовал к двери в помещении дежурной части за сотрудниками органов внутренних дел B и C. Убедившись, что B и C., выйдя из помещения дежурной части, не удостоверились, закрылась ли входная дверь на электрический замок, A умышленно, с целью избежать обязанности подвергаться мерам процессуального принуждения в связи с его уголовно-процессуальным положением подозреваемого, подставив ногу к двери и не дав ей закрыться на электрический замок, открыв ее, самовольно покинул помещение дежурной части, совершив тем самым побег из-под стражи, будучи лицом, находящимся в предварительном заключении <274>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Так, например, A находился в помещении коридора дежурной части Управления МВД России по адресу... где за ним со стороны сотрудников данного Управления должного контроля как за задержанным в совершении преступления и подлежащим помещению в Изолятор временного содержания не осуществлялось. Находясь в помещении дежурной части, A., осознавая свое уголовно-процессуальное положение, достоверно зная, что с момента составления в отношении его протокола задержания подозреваемого он не имеет права самовольно покидать помещение дежурной части, решил самовольно покинуть место предварительного заключения. Находясь в помещении коридора дежурной части, достоверно зная, что в отношении его составлен протокол задержания подозреваемого в соответствии со ст. ст. 91, 92 УПК РФ, который удостоверен его подписями, осознавая, что с момента составления протокола задержания подозреваемого он не имеет права самовольно и незаконно покидать помещение дежурной части, воспользовавшись тем, что сотрудники дежурной части не контролируют его действия, незаметно последовал к двери в помещении дежурной части за сотрудниками органов внутренних дел B и C. Убедившись, что B и C., выйдя из помещения дежурной части, не удостоверились, закрылась ли входная дверь на электрический замок, A умышленно, с целью избежать обязанности подвергаться мерам процессуального принуждения в связи с его уголовно-процессуальным положением подозреваемого, подставив ногу к двери и не дав ей закрыться на электрический замок, открыв ее, самовольно покинул помещение дежурной части, совершив тем самым побег из-под стражи, будучи лицом, находящимся в предварительном заключении <274>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 3 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Как усматривалось из текста постановления, стороны не оспаривали тот факт, что до задержания 27 сентября 2006 года заявители не имели никаких телесных повреждений на своем теле. После нескольких часов содержания под стражей у заявителей были обнаружены множественные телесные повреждения, что отмечено при помещении их в ИВС и при осмотре судебно-медицинским экспертом. Кроме того, на лице второго заявителя была видна кровь, когда он находился в помещении милиции, а также его одежда оказалась запятнана кровью. Описание заявителями предполагаемого жестокого обращения являлось подробным и последовательным на протяжении всего производства. Судебно-медицинский эксперт установил: заявители могли получить телесные повреждения в то время и в тех обстоятельствах, которые они описали, то есть травмы могли быть получены во время их задержания, а предполагаемое жестокое обращение могло быть связано с использованием электрошокера (пункт 57 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Как усматривалось из текста постановления, стороны не оспаривали тот факт, что до задержания 27 сентября 2006 года заявители не имели никаких телесных повреждений на своем теле. После нескольких часов содержания под стражей у заявителей были обнаружены множественные телесные повреждения, что отмечено при помещении их в ИВС и при осмотре судебно-медицинским экспертом. Кроме того, на лице второго заявителя была видна кровь, когда он находился в помещении милиции, а также его одежда оказалась запятнана кровью. Описание заявителями предполагаемого жестокого обращения являлось подробным и последовательным на протяжении всего производства. Судебно-медицинский эксперт установил: заявители могли получить телесные повреждения в то время и в тех обстоятельствах, которые они описали, то есть травмы могли быть получены во время их задержания, а предполагаемое жестокое обращение могло быть связано с использованием электрошокера (пункт 57 постановления).
Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;
(ред. от 23.07.2025)
"О Государственной границе Российской Федерации"6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;
Статья: Исчисление срока задержания: сравнительный анализ УПК РСФСР 1960 г. и действующего УПК РФ
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)В соответствии с положениями УПК РСФСР задержание выступало как исключительно юридическое (процессуальное) явление - правовой регламент фактического (физического) ограничения свободы и личной неприкосновенности лица, заподозренного в причастности к совершению конкретного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 122). Несмотря на то что прежний Кодекс термин "фактическое (физическое) задержание" не использовал, тем не менее выделял момент, с которого оно начинается, и отграничивал от момента его процессуального оформления соответствующим протоколом. Так, согласно ч. 3 ст. 122 УПК РСФСР орган дознания, осуществляющий задержание, был обязан "о всяком случае задержания лица, заподозренного в совершении преступления", "...составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору". Установление предписания указывать в протоколе точное (в пределах часа) время и другие обстоятельства задержания диктовалось потребностями правоприменительной практики ввиду криминалистической значимости сведений об этих обстоятельствах, которые "...в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела" <3>. Криминалистической значимостью сведений о фактическом задержании можно объяснить причисление прежним Кодексом задержания к следственным действиям (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР), а протокола задержания - к доказательствам (ст. 87 УПК РСФСР), что обусловливалось общей направленностью уголовно-процессуального законодательства советского периода на достижение неотвратимости уголовной ответственности, на решение задачи "быстрого и полного раскрытия преступлений" (ст. 2 УПК РСФСР). При этом с точки зрения законности моменту фактического задержания значения не придавалось. С формально-юридической стороны в механизме задержания имело значение надлежащее его документирование - составление протокола с отражением в нем обозначенных Кодексом обстоятельств. Момент составления протокола определялся правоприменителем. Составление протокола являлось отправной точкой отсчета срока задержания, в который не включалось не только время вне(до)процессуальной деятельности, связанной с фактическим (физическим) задержанием, но и процессуальной, связанной с юридическим оформлением состоявшегося фактического задержания. По УПК РСФСР лицо считалось задержанным с момента "...взятия этого лица под стражу и помещения его в изолятор временного содержания или иное место содержания задержанных" <4>. О состоявшемся задержании в течение двадцати четырех часов должен быть уведомлен прокурор, который в течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании был обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного (ч. 3 ст. 122 УПК РСФСР). Использование в тексте закона слова "обязан" по отношению к полномочиям прокурора не означало, что с должностного лица, принявшего решение о задержании, снималась ответственность за дальнейшие действия. Именно он выступал с инициативой о заключении под стражу задержанного, а также мог самостоятельно принять решение о его освобождении.
(Лавдаренко Л.И., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2023, N 7)В соответствии с положениями УПК РСФСР задержание выступало как исключительно юридическое (процессуальное) явление - правовой регламент фактического (физического) ограничения свободы и личной неприкосновенности лица, заподозренного в причастности к совершению конкретного преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы (ст. 122). Несмотря на то что прежний Кодекс термин "фактическое (физическое) задержание" не использовал, тем не менее выделял момент, с которого оно начинается, и отграничивал от момента его процессуального оформления соответствующим протоколом. Так, согласно ч. 3 ст. 122 УПК РСФСР орган дознания, осуществляющий задержание, был обязан "о всяком случае задержания лица, заподозренного в совершении преступления", "...составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору". Установление предписания указывать в протоколе точное (в пределах часа) время и другие обстоятельства задержания диктовалось потребностями правоприменительной практики ввиду криминалистической значимости сведений об этих обстоятельствах, которые "...в совокупности с показаниями подозреваемого на первом же допросе подчас приобретают судьбоносное значение для уголовного дела" <3>. Криминалистической значимостью сведений о фактическом задержании можно объяснить причисление прежним Кодексом задержания к следственным действиям (ч. 1 ст. 119 УПК РСФСР), а протокола задержания - к доказательствам (ст. 87 УПК РСФСР), что обусловливалось общей направленностью уголовно-процессуального законодательства советского периода на достижение неотвратимости уголовной ответственности, на решение задачи "быстрого и полного раскрытия преступлений" (ст. 2 УПК РСФСР). При этом с точки зрения законности моменту фактического задержания значения не придавалось. С формально-юридической стороны в механизме задержания имело значение надлежащее его документирование - составление протокола с отражением в нем обозначенных Кодексом обстоятельств. Момент составления протокола определялся правоприменителем. Составление протокола являлось отправной точкой отсчета срока задержания, в который не включалось не только время вне(до)процессуальной деятельности, связанной с фактическим (физическим) задержанием, но и процессуальной, связанной с юридическим оформлением состоявшегося фактического задержания. По УПК РСФСР лицо считалось задержанным с момента "...взятия этого лица под стражу и помещения его в изолятор временного содержания или иное место содержания задержанных" <4>. О состоявшемся задержании в течение двадцати четырех часов должен быть уведомлен прокурор, который в течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании был обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного (ч. 3 ст. 122 УПК РСФСР). Использование в тексте закона слова "обязан" по отношению к полномочиям прокурора не означало, что с должностного лица, принявшего решение о задержании, снималась ответственность за дальнейшие действия. Именно он выступал с инициативой о заключении под стражу задержанного, а также мог самостоятельно принять решение о его освобождении.
Статья: Развитие института возмещения вреда, причиненного правоохранительными органами и судом (обсуждаем законопроект)
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)Во-вторых, законопроект предлагает включить в п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ такую меру уголовно-процессуального принуждения, как задержание в качестве подозреваемого. Незаконное ее применение, согласно целям проекта, будет служить основанием возмещения гражданину вреда, причиненного в результате помещения его в ИВС как подозреваемого и проведения с его участием следственных действий.
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)Во-вторых, законопроект предлагает включить в п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ такую меру уголовно-процессуального принуждения, как задержание в качестве подозреваемого. Незаконное ее применение, согласно целям проекта, будет служить основанием возмещения гражданину вреда, причиненного в результате помещения его в ИВС как подозреваемого и проведения с его участием следственных действий.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- надзор за исполнением должностными лицами пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ законов, а также соблюдением законных прав и установленных гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"; за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первым документом, с содержанием которого вправе знакомиться защитник, назван протокол задержания. Под задержанием в этом случае понимается мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания <123> лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком на 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Первым документом, с содержанием которого вправе знакомиться защитник, назван протокол задержания. Под задержанием в этом случае понимается мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер и состоящая в помещении в изолятор временного содержания <123> лица, подозреваемого в совершении преступления, сроком на 48 часов в целях проверки его причастности к совершению преступления и (или) решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу.