Получение сведений о счетах юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение сведений о счетах юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.05.2024 N Ф05-6289/2024 по делу N А40-62452/2023
Требование: О взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что банк не сверил данные владельца счета с теми, что указал плательщик, и перечислил денежные средства на счет иного юридического лица, а не его контрагента по договору поставки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку банк при исполнении платежного поручения общества действовал правомерно, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.Как следует из материалов дела, АО "Альфа-Банк", как банк плательщика, исполнил обязательства по проверке распоряжения клиента на перечисление денежных средств, установив право распоряжаться денежными средствами и достаточность средств на счете, а также провел проверку соответствия распоряжения установленным требованиям, в том числе произвел контроль целостности распоряжения, структурный контроль и контроль значений реквизитов. Распоряжение клиента исполнены банком плательщика надлежащим образом путем перечисления денежных средств клиента в банк получателя денежных средств, при этом с момента перечисления денежных средств на счет банка получателя данных средств обязательства банка плательщика по исполнению распоряжения клиента считаются исполненными в полном объеме, поскольку зачисление денежных средств на счет получателя и проверка соответствия реквизитов получателя средств, указанных в распоряжении плательщика, и данных владельца счета, на который производится зачисление, производится банком получателя средств, а не банком плательщика, т.к. у банка плательщика отсутствует возможность получения сведений по счету юридического лица, находящегося в другом банке, в связи с чем банк плательщика в силу закона не может произвести проверку правильности заполнения клиентом реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать клиенту в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов.
Требование: О взыскании убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что банк не сверил данные владельца счета с теми, что указал плательщик, и перечислил денежные средства на счет иного юридического лица, а не его контрагента по договору поставки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку банк при исполнении платежного поручения общества действовал правомерно, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.Как следует из материалов дела, АО "Альфа-Банк", как банк плательщика, исполнил обязательства по проверке распоряжения клиента на перечисление денежных средств, установив право распоряжаться денежными средствами и достаточность средств на счете, а также провел проверку соответствия распоряжения установленным требованиям, в том числе произвел контроль целостности распоряжения, структурный контроль и контроль значений реквизитов. Распоряжение клиента исполнены банком плательщика надлежащим образом путем перечисления денежных средств клиента в банк получателя денежных средств, при этом с момента перечисления денежных средств на счет банка получателя данных средств обязательства банка плательщика по исполнению распоряжения клиента считаются исполненными в полном объеме, поскольку зачисление денежных средств на счет получателя и проверка соответствия реквизитов получателя средств, указанных в распоряжении плательщика, и данных владельца счета, на который производится зачисление, производится банком получателя средств, а не банком плательщика, т.к. у банка плательщика отсутствует возможность получения сведений по счету юридического лица, находящегося в другом банке, в связи с чем банк плательщика в силу закона не может произвести проверку правильности заполнения клиентом реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать клиенту в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, внесением изменений в ЕГРЮЛ: Участник (акционер) требует ликвидировать юрлицо
(КонсультантПлюс, 2025)бухгалтерским балансом, справками об отсутствии денежных средств на счетах, сведениями о застрахованных лицах, из которых следует, что Юрлицо не ведет хозяйственную деятельность >>>
(КонсультантПлюс, 2025)бухгалтерским балансом, справками об отсутствии денежных средств на счетах, сведениями о застрахованных лицах, из которых следует, что Юрлицо не ведет хозяйственную деятельность >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Ликвидация акционерного общества.
Правомерен ли отказ в регистрации ликвидации АО, если ликвидационный баланс недостоверен из-за расхождений между налоговыми декларациями и банковской выпиской
(КонсультантПлюс, 2025)"...По результатам рассмотрения представленных Обществом документов Инспекция приняла решение от 12.07.2017 N 13251А об отказе в государственной регистрации. В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на то, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного финансово-хозяйственного положения ликвидируемого юридического лица, что влечет включение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения о ликвидации юридического лица. Инспекция указала на то, что анализ выписки банка по операциям на счетах Общества свидетельствует о получении им в 2017 году заемных средств от общества с ограниченной ответственностью "Альмак-КМП-1" (ИНН 3906314570) в размере 2 565 000 руб. по договору займа от 23.03.2017 и от общества с ограниченной ответственностью "Альмак-Мясопродукты" (ИНН 3906091309) в сумме 3 030 000 руб. по договору займа от 03.03.2017. Обществом 12.04.2017 представлен промежуточный ликвидационный баланс с "нулевыми" показателями. Инспекция также обратила внимание на то, что сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов, однако Обществом представлена 21.04.2017 "нулевая" налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год.
Правомерен ли отказ в регистрации ликвидации АО, если ликвидационный баланс недостоверен из-за расхождений между налоговыми декларациями и банковской выпиской
(КонсультантПлюс, 2025)"...По результатам рассмотрения представленных Обществом документов Инспекция приняла решение от 12.07.2017 N 13251А об отказе в государственной регистрации. В обоснование принятого решения Инспекция сослалась на то, что представленный Обществом ликвидационный баланс не отражает действительного финансово-хозяйственного положения ликвидируемого юридического лица, что влечет включение в Единый государственный реестр юридических лиц недостоверные сведения о ликвидации юридического лица. Инспекция указала на то, что анализ выписки банка по операциям на счетах Общества свидетельствует о получении им в 2017 году заемных средств от общества с ограниченной ответственностью "Альмак-КМП-1" (ИНН 3906314570) в размере 2 565 000 руб. по договору займа от 23.03.2017 и от общества с ограниченной ответственностью "Альмак-Мясопродукты" (ИНН 3906091309) в сумме 3 030 000 руб. по договору займа от 03.03.2017. Обществом 12.04.2017 представлен промежуточный ликвидационный баланс с "нулевыми" показателями. Инспекция также обратила внимание на то, что сумма кредиторской задолженности подлежит включению в состав внереализационных доходов, однако Обществом представлена 21.04.2017 "нулевая" налоговая декларация по упрощенной системе налогообложения за 2017 год.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)5. Поскольку у банка плательщика отсутствует возможность получить сведения по счету юридического лица, находящемуся в другом банке, и проверить правильность заполнения предпринимателем реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов, отсутствуют основания для солидарной ответственности банка плательщика наряду с банком получателя при зачислении денежных средств другого лица.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)5. Поскольку у банка плательщика отсутствует возможность получить сведения по счету юридического лица, находящемуся в другом банке, и проверить правильность заполнения предпринимателем реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов, отсутствуют основания для солидарной ответственности банка плательщика наряду с банком получателя при зачислении денежных средств другого лица.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, 3 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При этом у Сбербанка России, как у банка плательщика, отсутствовала возможность получения сведений по счету юридического лица, находящегося в другом банке (банке ВТБ), и Сбербанк России в силу закона не мог произвести проверку правильности заполнения покупателем реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать покупателю в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2024)При этом у Сбербанка России, как у банка плательщика, отсутствовала возможность получения сведений по счету юридического лица, находящегося в другом банке (банке ВТБ), и Сбербанк России в силу закона не мог произвести проверку правильности заполнения покупателем реквизитов получателя средств (ИНН, наименование и номер счета получателя) или отказать покупателю в проведении платежа на основании противоречивости таких реквизитов.
"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Согласно информации, представленной государственными органами, привлеченными к участию в деле, в период заключения кредитных договоров заемщик не располагал основными средствами и иными активами, получал доход исключительно от финансовых операций (курсовая разница), налоги в спорный период не уплачивал. Выступившая заемщиком организация и ряд иных юридических лиц, декларирующих свое участие в инвестиционных проектах бенефициара банка, в период заключения кредитных договоров направляли полученные от банка денежные средства на счета иностранных компаний, открытые в банках-нерезидентах, в оплату контрактов по приобретению оборудования, предусматривающих его ввоз на территорию Российской Федерации. Однако по сведениям таможенных органов фактически оборудование не ввозилось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Согласно информации, представленной государственными органами, привлеченными к участию в деле, в период заключения кредитных договоров заемщик не располагал основными средствами и иными активами, получал доход исключительно от финансовых операций (курсовая разница), налоги в спорный период не уплачивал. Выступившая заемщиком организация и ряд иных юридических лиц, декларирующих свое участие в инвестиционных проектах бенефициара банка, в период заключения кредитных договоров направляли полученные от банка денежные средства на счета иностранных компаний, открытые в банках-нерезидентах, в оплату контрактов по приобретению оборудования, предусматривающих его ввоз на территорию Российской Федерации. Однако по сведениям таможенных органов фактически оборудование не ввозилось.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемый Закон также предусматривает выдачу кредитными организациями справок, содержащих информацию о различных "участках" деятельности своих клиентов, различным субъектам, наделенным полномочиями получать соответствующие сведения, в том числе:
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемый Закон также предусматривает выдачу кредитными организациями справок, содержащих информацию о различных "участках" деятельности своих клиентов, различным субъектам, наделенным полномочиями получать соответствующие сведения, в том числе:
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)2. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2021 г. N 203н <2> установлены признаки финансовых нарушений участников казначейского сопровождения: наличие информации в ЕГРЮЛ информации о реорганизации, ликвидации юридического лица, получающего бюджетные средства; наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств; наличие сведений о месте регистрации или месте нахождения юридического лица, получающего средства из бюджета включенных в перечень государств, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и иные признаки.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)2. В соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 1 декабря 2021 г. N 203н <2> установлены признаки финансовых нарушений участников казначейского сопровождения: наличие информации в ЕГРЮЛ информации о реорганизации, ликвидации юридического лица, получающего бюджетные средства; наличие сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств; наличие сведений о месте регистрации или месте нахождения юридического лица, получающего средства из бюджета включенных в перечень государств, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и иные признаки.
Статья: Заявление о возбуждении исполнительного производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица.
Вопрос: Обязан ли банк представить по запросу конкурсному управляющему выписку об операциях по расчетному счету контрагента организации-банкрота?
(Консультация эксперта, 2025)Из положений ст. 26 Закона N 395-1 не следует, что арбитражные управляющие отнесены к лицам, уполномоченным на получение информации по операциям и счетам юридических лиц.
(Консультация эксперта, 2025)Из положений ст. 26 Закона N 395-1 не следует, что арбитражные управляющие отнесены к лицам, уполномоченным на получение информации по операциям и счетам юридических лиц.
Статья: Банковская тайна в уголовном судопроизводстве: коллизии толкования и правоприменения
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В статье рассматривается практика получения органами предварительного расследования в ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела сведений о счетах физических и юридических лиц и операций по ним, т.е. информации, составляющей банковскую тайну, во внесудебном порядке. Констатируется, что получение таких данных без обращения в суд за получением об этом согласия не соответствует требованиям Конституции РФ, умаляет ее верховенство и прямое действие. Следователям предлагается для получения сведений, составляющих банковскую тайну физических и юридических лиц, во всех случаях обращаться в суд за получением на это согласия.
(Грачев С.А.)
("Российский следователь", 2021, N 8)В статье рассматривается практика получения органами предварительного расследования в ходе доследственной проверки и расследования уголовного дела сведений о счетах физических и юридических лиц и операций по ним, т.е. информации, составляющей банковскую тайну, во внесудебном порядке. Констатируется, что получение таких данных без обращения в суд за получением об этом согласия не соответствует требованиям Конституции РФ, умаляет ее верховенство и прямое действие. Следователям предлагается для получения сведений, составляющих банковскую тайну физических и юридических лиц, во всех случаях обращаться в суд за получением на это согласия.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кстати, мониторинг за экономическим положением юридического лица в режиме реального времени может быть обеспечен в рамках единой системы учета и раскрытия сведений о юридических лицах. В таком случае функционал единой системы учета и раскрытия сведений о юридических лицах позволит дифференцированно подходить к квалификации признаков объективного банкротства, устанавливать над должником особый контроль со стороны кредиторов и оперативно реагировать на сомнительную динамику тех или иных характеристик (показателей) на ранних стадиях ухудшения экономического положения. При необходимости систему можно усложнить за счет того, чтобы она позволяла получать не только сведения о текущем состоянии юридического лица, но и оценивать динамику изменения характеристик (показателей), их тренды.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Кстати, мониторинг за экономическим положением юридического лица в режиме реального времени может быть обеспечен в рамках единой системы учета и раскрытия сведений о юридических лицах. В таком случае функционал единой системы учета и раскрытия сведений о юридических лицах позволит дифференцированно подходить к квалификации признаков объективного банкротства, устанавливать над должником особый контроль со стороны кредиторов и оперативно реагировать на сомнительную динамику тех или иных характеристик (показателей) на ранних стадиях ухудшения экономического положения. При необходимости систему можно усложнить за счет того, чтобы она позволяла получать не только сведения о текущем состоянии юридического лица, но и оценивать динамику изменения характеристик (показателей), их тренды.
Статья: Взаимодействие нотариусов с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром)
(Маркина М.В., Новоселов Д.Д.)
("Нотариус", 2021, N 7)В нотариальной сфере можно видеть развитие отрасли в динамике, реализацию и решение возникающих технических проблем. Смежные организации почти всегда идут на контакт, готовы выслушать своих коллег и помочь реализовать совместную бесперебойную работу. Мы считаем, что это было бы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов в сфере IT, развития технологий и ресурсов, используемых в работе органами, с которыми взаимодействует нотариус, для обеспечения беспрерывного электронного документооборота и получения нотариусами сведений, необходимых для оформления сделок государственной регистрации, а также защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ведь в конечном счете именно они заинтересованы в корректной работе государственных органов, а нотариус, в свою очередь, обеспечивает соблюдение закона в рамках общественных отношений, возникающих в данном рассматриваемом случае при отчуждении недвижимости.
(Маркина М.В., Новоселов Д.Д.)
("Нотариус", 2021, N 7)В нотариальной сфере можно видеть развитие отрасли в динамике, реализацию и решение возникающих технических проблем. Смежные организации почти всегда идут на контакт, готовы выслушать своих коллег и помочь реализовать совместную бесперебойную работу. Мы считаем, что это было бы невозможно без привлечения квалифицированных специалистов в сфере IT, развития технологий и ресурсов, используемых в работе органами, с которыми взаимодействует нотариус, для обеспечения беспрерывного электронного документооборота и получения нотариусами сведений, необходимых для оформления сделок государственной регистрации, а также защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ведь в конечном счете именно они заинтересованы в корректной работе государственных органов, а нотариус, в свою очередь, обеспечивает соблюдение закона в рамках общественных отношений, возникающих в данном рассматриваемом случае при отчуждении недвижимости.
Вопрос: О получении кредитными организациями документов и сведений о клиенте-юрлице в целях его идентификации при открытии банковских счетов.
(Письмо Банка России от 27.07.2023 N 12-4-2/5625)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации клиента - юридического лица, имеющего единственного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом.
(Письмо Банка России от 27.07.2023 N 12-4-2/5625)Вопрос: Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков - членов АРБ, касающимися порядка идентификации клиента - юридического лица, имеющего единственного участника, который одновременно является единоличным исполнительным органом.
Статья: Становление и развитие системы принудительного исполнения
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Кроме того, с целью получения информации об имущественном положении должника обмен данными в электронном формате в ФССП России организован с банками и кредитными организациями в части получения сведений о расчетных счетах, миграционной службой, органами госавтоинспекции, налоговыми органами в части получения информации из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о работодателях должников-граждан, органами пенсионного фонда, государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС), гостехнадзором. СМЭВ обеспечила возможность оперативного получения сведений об имуществе должника, на которое возможно обратить взыскание.
(Лабашова Э.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 2)Кроме того, с целью получения информации об имущественном положении должника обмен данными в электронном формате в ФССП России организован с банками и кредитными организациями в части получения сведений о расчетных счетах, миграционной службой, органами госавтоинспекции, налоговыми органами в части получения информации из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о работодателях должников-граждан, органами пенсионного фонда, государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС), гостехнадзором. СМЭВ обеспечила возможность оперативного получения сведений об имуществе должника, на которое возможно обратить взыскание.
Статья: Может ли ИФНС применить расчетный метод для определения числа работников?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)На основе полученных данных налоговый орган пришел к выводу, что в отношении части работников проверяемая компания сведения о работе сотрудников не представляла. Однако приведенные выше доводы не исчерпывают всех доказательств, полученных инспекторами. Так, налоговый орган изучил движение средств по счетам юридического лица. В результате чего было установлено, что 45% операций составляет снятие наличных. Более того, средства снимались преимущественно в 20-х числах каждого месяца.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 4)На основе полученных данных налоговый орган пришел к выводу, что в отношении части работников проверяемая компания сведения о работе сотрудников не представляла. Однако приведенные выше доводы не исчерпывают всех доказательств, полученных инспекторами. Так, налоговый орган изучил движение средств по счетам юридического лица. В результате чего было установлено, что 45% операций составляет снятие наличных. Более того, средства снимались преимущественно в 20-х числах каждого месяца.