Получение пособия по сокращению
Подборка наиболее важных документов по запросу Получение пособия по сокращению (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 11.1 "Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Отделение ФСС РФ считает, что сотрудник, работающий в отпуске по уходу за ребенком с незначительным сокращением рабочего времени, не имеет права на получение пособия по уходу за ребенком. Сокращение рабочего дня на 69 минут в день не позволяет осуществлять полноценный уход за ребенком.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Отделение ФСС РФ считает, что сотрудник, работающий в отпуске по уходу за ребенком с незначительным сокращением рабочего времени, не имеет права на получение пособия по уходу за ребенком. Сокращение рабочего дня на 69 минут в день не позволяет осуществлять полноценный уход за ребенком.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.1 "Условия и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком" Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством""Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсирует заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)4. Особенности постановки на учет в службе занятости и получения пособия по безработице сокращенными работниками
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Во-первых, лицо приговаривается к лишению свободы для того, чтобы отбыть наказание, назначенное ему судебным органом на определенное время, как правило на несколько месяцев или лет. Это лицо, таким образом, имеет определенный правовой статус. Кроме того, достаточно легко подсчитать стоимость его содержания и установить, покрываются ли в достаточной степени его потребности, или некоторые из них, на удовлетворение которых было изначально направлено не предусматривающее отчислений пособие, предлагаемой пенитенциарным учреждением суммой содержания или нет, а также рассчитать, на какое время ее хватит. Положение же лиц, находящихся на свободе и пользующихся услугами упомянутых автором государственных учреждений, например больниц или центров по уходу, значительно отличается от положения лица, лишенного свободы за совершение преступления, так как первые прибегают к этим услугам добровольно и дают согласие оставаться в названных выше учреждениях для удовлетворения своих основных прав на неопределенный период времени, который, тем не менее, является обычно непродолжительным. В таких случаях куда сложнее обеспечить, чтобы сокращение размера пособия не повлияло на удовлетворение потребностей, на которые оно изначально было направлено. Кроме того, в связи с неопределенным и временным характером предоставляемых услуг весьма вероятно, что такое сокращение произойдет уже после того, как лицо покинет больницу или центр по уходу, услугами которых оно пользовалось (пункт 14.7 Соображения).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016)Во-первых, лицо приговаривается к лишению свободы для того, чтобы отбыть наказание, назначенное ему судебным органом на определенное время, как правило на несколько месяцев или лет. Это лицо, таким образом, имеет определенный правовой статус. Кроме того, достаточно легко подсчитать стоимость его содержания и установить, покрываются ли в достаточной степени его потребности, или некоторые из них, на удовлетворение которых было изначально направлено не предусматривающее отчислений пособие, предлагаемой пенитенциарным учреждением суммой содержания или нет, а также рассчитать, на какое время ее хватит. Положение же лиц, находящихся на свободе и пользующихся услугами упомянутых автором государственных учреждений, например больниц или центров по уходу, значительно отличается от положения лица, лишенного свободы за совершение преступления, так как первые прибегают к этим услугам добровольно и дают согласие оставаться в названных выше учреждениях для удовлетворения своих основных прав на неопределенный период времени, который, тем не менее, является обычно непродолжительным. В таких случаях куда сложнее обеспечить, чтобы сокращение размера пособия не повлияло на удовлетворение потребностей, на которые оно изначально было направлено. Кроме того, в связи с неопределенным и временным характером предоставляемых услуг весьма вероятно, что такое сокращение произойдет уже после того, как лицо покинет больницу или центр по уходу, услугами которых оно пользовалось (пункт 14.7 Соображения).
Статья: Субсидируемая юридическая помощь: опыт зарубежных стран
(Шарапова Д.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)По оценкам правительства, 623 000 человек не получают юридической помощи при решении гражданско-правовых проблем в связи с сокращениями, предусмотренными Актом LASPO <6>. Более одной трети таких дел в отношении 232 500 человек составляют семейные дела, включая развод и споры о контактах с детьми после разрыва отношений. Следующей крупнейшей категорией сокращений являются пособия по социальному обеспечению, при этом 135 000 человек, которые ранее получали поддержку, финансируемую за счет средств субсидируемой юридической помощи, в настоящее время отсутствуют.
(Шарапова Д.В.)
("Адвокатская практика", 2025, N 3)По оценкам правительства, 623 000 человек не получают юридической помощи при решении гражданско-правовых проблем в связи с сокращениями, предусмотренными Актом LASPO <6>. Более одной трети таких дел в отношении 232 500 человек составляют семейные дела, включая развод и споры о контактах с детьми после разрыва отношений. Следующей крупнейшей категорией сокращений являются пособия по социальному обеспечению, при этом 135 000 человек, которые ранее получали поддержку, финансируемую за счет средств субсидируемой юридической помощи, в настоящее время отсутствуют.
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации в связи с выплатами при увольнении в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата) работников3.7. Правомерен ли отказ в выплате среднего заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства, если при увольнении по сокращению работник получил выходное пособие в размере трех среднемесячных заработков?
Готовое решение: Как организации перейти на новую систему оплаты труда
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете временно на срок до шести месяцев ввести режим неполного рабочего времени, если понимаете, что изменение системы оплаты труда может повлечь массовое увольнение. Но в этом случае, если работники отказываются работать в таком режиме, вам нужно уволить их по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (то есть по сокращению) и выплатить выходные пособия, а также предоставить все гарантии и компенсации в связи с сокращением (ч. 5, 6 ст. 74 ТК РФ). Поэтому подумайте, стоит ли вам временно вводить режим неполного рабочего времени.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете временно на срок до шести месяцев ввести режим неполного рабочего времени, если понимаете, что изменение системы оплаты труда может повлечь массовое увольнение. Но в этом случае, если работники отказываются работать в таком режиме, вам нужно уволить их по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (то есть по сокращению) и выплатить выходные пособия, а также предоставить все гарантии и компенсации в связи с сокращением (ч. 5, 6 ст. 74 ТК РФ). Поэтому подумайте, стоит ли вам временно вводить режим неполного рабочего времени.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Другая проблема, возникающая у правоприменителей при реализации ч. 3 ст. 256 ТК РФ, связана с определением продолжительности рабочего времени, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени, сохраняя при этом право на получение пособия по уходу за ребенком <1>. Суть ее заключается в том, что нередко лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, одновременно работает на условиях неполного рабочего времени, которое отличается от полной продолжительности на незначительное число даже не часов, а минут. В таких случаях Фонд социального страхования обращается в суды, требуя выплатить понесенные им расходы на пособие по уходу за ребенком сотрудникам, работающим на условиях неполного рабочего времени <2>. Арбитражные суды полагают, что выплата пособия при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени лица, претендующего на получение пособия по уходу за ребенком, не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, и удовлетворяют требования Фонда.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Другая проблема, возникающая у правоприменителей при реализации ч. 3 ст. 256 ТК РФ, связана с определением продолжительности рабочего времени, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, может работать на условиях неполного рабочего времени, сохраняя при этом право на получение пособия по уходу за ребенком <1>. Суть ее заключается в том, что нередко лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, одновременно работает на условиях неполного рабочего времени, которое отличается от полной продолжительности на незначительное число даже не часов, а минут. В таких случаях Фонд социального страхования обращается в суды, требуя выплатить понесенные им расходы на пособие по уходу за ребенком сотрудникам, работающим на условиях неполного рабочего времени <2>. Арбитражные суды полагают, что выплата пособия при незначительном сокращении продолжительности рабочего времени лица, претендующего на получение пособия по уходу за ребенком, не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка, и удовлетворяют требования Фонда.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
Статья: Выход на работу из "детского" отпуска больше не лишит пособия по уходу (комментарий к Законам от 19.12.2023 N 620-ФЗ, от 19.12.2023 N 614-ФЗ)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 2)или на полный рабочий день. При этом неважно, станет ли сотрудник работать на дому, в офисе либо дистанционно. Напомним, до 2024 г. работать дистанционно и получать пособие можно было только при условии сокращения рабочего времени. То есть на тех же условиях, что и при выходе в офис;
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2024, N 2)или на полный рабочий день. При этом неважно, станет ли сотрудник работать на дому, в офисе либо дистанционно. Напомним, до 2024 г. работать дистанционно и получать пособие можно было только при условии сокращения рабочего времени. То есть на тех же условиях, что и при выходе в офис;