Положение об оплате труда ТК РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об оплате труда ТК РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Условия оплаты труда
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 74, 135 ТК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. ст. 74, 135 ТК РФ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 191 "Поощрения за труд" Трудового кодекса РФ"Проанализировав положения статей 22, 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, Положение об оплате труда работников ПАО "БАНК УРАЛСИБ", Положение о материальном стимулировании работников ПАО "БАНК УРАЛСИБ", Положение о премировании работников подразделений Розничного бизнеса ПАО "БАНК УРАЛСИБ", условия заключенного с И. трудового договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что премия не является гарантированной выплатой. Решение о выплате премии работнику, уволившемуся до даты начисления премии, работодателем не принималось, соответственно не оценивались качество труда, добросовестного исполнения своих трудовых обязанностей и иных факторов, учитываемых работодателем при назначении премии, принято не было. В связи с изложенным суд не установил правовых оснований для удовлетворения исковых требований И. о взыскании невыплаченной премии."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть правила ознакомления работника с локальными нормативными актами при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), если такой раздел не включен в правила внутреннего трудового распорядка;
(КонсультантПлюс, 2025)положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), если такой раздел не включен в правила внутреннего трудового распорядка;
Статья: Оплата труда, гарантии и компенсации как трудоправовые элементы профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Специфика специального регулирования оплаты труда судей проявляется прежде всего в конституционно-правовой гарантии финансирования судов только из федерального бюджета, направленной на обеспечение полного и независимого отправления правосудия <1>. Данная гарантия реализуется Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <2>, предписывающим недопустимость снижения финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества и устанавливающим право судов производить списание в безакцептном порядке денежных средств с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок. Указанные гарантии обеспечивают независимость судебной власти в системе разделения властей и возможность стабильного, бесперебойного отправления правосудия, они обусловлены особой публично-правовой значимостью судебной ветви власти в системе государственного устройства. Данные публично-правовые гарантии финансирования судебной власти, в свою очередь, выступают правообразующими для специальных трудоправовых гарантий в сфере оплаты труда судей. Таким образом, уникальная специфика профессиональной деятельности судьи, характеризуемая особым публично-правовым статусом данного специального субъекта права и публично-правовой природой отправления правосудия как обязательного элемента его трудовой функции, диктует необходимость усиления общих положений ТК РФ об оплате труда - дополнительными гарантиями в отношении судей, как особо значимой и ценной для общества и государства категории работников.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 9)Специфика специального регулирования оплаты труда судей проявляется прежде всего в конституционно-правовой гарантии финансирования судов только из федерального бюджета, направленной на обеспечение полного и независимого отправления правосудия <1>. Данная гарантия реализуется Федеральным законом от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ "О финансировании судов Российской Федерации" <2>, предписывающим недопустимость снижения финансирования судебной власти без согласия компетентных органов судейского сообщества и устанавливающим право судов производить списание в безакцептном порядке денежных средств с казначейских счетов в случае непоступления финансирования в установленный законом срок. Указанные гарантии обеспечивают независимость судебной власти в системе разделения властей и возможность стабильного, бесперебойного отправления правосудия, они обусловлены особой публично-правовой значимостью судебной ветви власти в системе государственного устройства. Данные публично-правовые гарантии финансирования судебной власти, в свою очередь, выступают правообразующими для специальных трудоправовых гарантий в сфере оплаты труда судей. Таким образом, уникальная специфика профессиональной деятельности судьи, характеризуемая особым публично-правовым статусом данного специального субъекта права и публично-правовой природой отправления правосудия как обязательного элемента его трудовой функции, диктует необходимость усиления общих положений ТК РФ об оплате труда - дополнительными гарантиями в отношении судей, как особо значимой и ценной для общества и государства категории работников.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и работодатель - некоммерческая организация вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других актов), за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу, принимаемого работодателем в соответствии со статьей 312.9 настоящего Кодекса. При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и работодатель - некоммерческая организация должны включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(ред. от 29.09.2025)Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и работодатель - некоммерческая организация вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других актов), за исключением локального нормативного акта о временном переводе работников на дистанционную работу, принимаемого работодателем в соответствии со статьей 312.9 настоящего Кодекса. При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и работодатель - некоммерческая организация должны включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как правило, все системы оплаты труда, применяемые в медицинских организациях, предусматривают выплату стимулирующих выплат и премий (ст. 129, 135 ТК РФ). При этом в положениях об оплате труда или о премировании устанавливаются критерии премирования.
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Как правило, все системы оплаты труда, применяемые в медицинских организациях, предусматривают выплату стимулирующих выплат и премий (ст. 129, 135 ТК РФ). При этом в положениях об оплате труда или о премировании устанавливаются критерии премирования.
Готовое решение: Как организации перейти на новую систему оплаты труда
(КонсультантПлюс, 2025)Возможно, в ходе согласования вам понадобится провести дополнительные консультации с этим органом, оформить протокол разногласий (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). После этого утвердите измененное положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда), как описано ниже.
(КонсультантПлюс, 2025)Возможно, в ходе согласования вам понадобится провести дополнительные консультации с этим органом, оформить протокол разногласий (ч. 3, 4 ст. 372 ТК РФ). После этого утвердите измененное положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда), как описано ниже.
Статья: О дифференциации минимального размера оплаты труда
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В последние годы Конституционный Суд РФ сделал ряд необходимых и конструктивных выводов относительно применения правил о МРОТ, в том числе указал на недопустимость включения в состав заработной платы в пределах МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, а также сумм повышенной оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие дни, в ночное время. Мотивируя приведенные выводы, Конституционный Суд РФ, в частности, выявлял конституционно-правовой смысл положений ст. 129 и ст. 133, 133.1 ТК РФ, признавая эти положения взаимосвязанными (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N 17-П). Иными словами, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что положения ТК РФ о МРОТ следует толковать в их взаимосвязи с общими положениями ТК РФ об оплате труда.
(Молчанов Р.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 4)В последние годы Конституционный Суд РФ сделал ряд необходимых и конструктивных выводов относительно применения правил о МРОТ, в том числе указал на недопустимость включения в состав заработной платы в пределах МРОТ компенсационных и стимулирующих выплат, а также сумм повышенной оплаты за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие дни, в ночное время. Мотивируя приведенные выводы, Конституционный Суд РФ, в частности, выявлял конституционно-правовой смысл положений ст. 129 и ст. 133, 133.1 ТК РФ, признавая эти положения взаимосвязанными (п. 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. N 17-П). Иными словами, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что положения ТК РФ о МРОТ следует толковать в их взаимосвязи с общими положениями ТК РФ об оплате труда.
Типовая ситуация: Положения об оплате труда и премировании: как составить, утвердить, изменить
(Издательство "Главная книга", 2025)Отдельного положения о премировании может не быть, если в организации премии не выплачивают или правила премирования зафиксированы в положении об оплате труда или другом ЛНА (ст. 135 ТК РФ, Руководство Роструда).
(Издательство "Главная книга", 2025)Отдельного положения о премировании может не быть, если в организации премии не выплачивают или правила премирования зафиксированы в положении об оплате труда или другом ЛНА (ст. 135 ТК РФ, Руководство Роструда).
Статья: Позиция Конституционного Суда РФ и пересмотр усмотренческих полномочий работодателей в нормах Трудового кодекса
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В этой связи отметим, что в большинстве приведенных ниже положений ТК РФ - это единоличная воля руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Учет мнения представительного органа работников по этим вопросам не требуется (кроме статей 112, 302, 325), если они не регулируются Положением об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ) или коллективным договором.
(Абалдуев В.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 3)В этой связи отметим, что в большинстве приведенных ниже положений ТК РФ - это единоличная воля руководителя организации или индивидуального предпринимателя. Учет мнения представительного органа работников по этим вопросам не требуется (кроме статей 112, 302, 325), если они не регулируются Положением об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ) или коллективным договором.
Готовое решение: Как оплачивать работу в выходные дни работнику с почасовой оплатой труда
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем закрепить порядок расчета в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников (например, в положении об оплате труда) (ч. 2, 5 ст. 135 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Рекомендуем закрепить порядок расчета в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения представительного органа работников (например, в положении об оплате труда) (ч. 2, 5 ст. 135 ТК РФ).
Готовое решение: Как отразить премии в штатном расписании
(КонсультантПлюс, 2025)Если премия указана в процентах, то конкретный порядок заполнения графы 9 "Всего в месяц" не определен. На практике, в частности, в этой графе ставят прочерк, а в графе 10 "Примечание" указывают ссылку на внутренний документ, которым установлена премия с учетом ч. 2 ст. 135 ТК РФ, например положение об оплате труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Если премия указана в процентах, то конкретный порядок заполнения графы 9 "Всего в месяц" не определен. На практике, в частности, в этой графе ставят прочерк, а в графе 10 "Примечание" указывают ссылку на внутренний документ, которым установлена премия с учетом ч. 2 ст. 135 ТК РФ, например положение об оплате труда.