Положение об охране и использовании памятников истории и культуры

Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об охране и использовании памятников истории и культуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в подтверждение своих доводов и возражений доказательства, руководствуясь положениями статей 6, 11, 33, 40, 45, 47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьи 21 Закона города Москвы от 14.07.2000 N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", учитывая, что ответчику неоднократно выданы предписания с требованием провести работы по сохранению спорных объектов, однако требования указанных предписаний ответчиком не исполнены, срок исполнения предписаний неоднократно продлевался, меры, необходимые для сохранения объектов культурного наследия собственником не приняты, суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований."
Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2021 N 305-ЭС21-3180 по делу N А40-213158/2019
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о возмещении реального ущерба в связи с причинением вреда, признании незаконным сноса здания, принадлежащего истцу на праве собственности.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требований отказано.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Снос спорного объекта, осуществлен уполномоченным органом в соответствии Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) в городе Москве на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, утвержденным постановлением N 829-ПП.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Охранное обязательство: правовая сущность и вопросы судебной практики
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2022, N 12)
Понять, чем вызван такой широкий диапазон мнений о правовой сущности охранного обязательства, невозможно без исторического экскурса. Термин "охранное обязательство" впервые появился в Положении об охране и использовании памятников истории и культуры (утверждено Постановлением Совмина СССР от 16 сентября 1982 года N 865; далее - Положение) <3>. В п. 59 Положения охранное обязательство рассматривалось как вид охранного документа наряду с двумя другими видами - охранно-арендным и охранным договорами. При этом два последних вида именовались договорами и подлежали заключению (п. 60, 61 Положения), а охранные обязательства должны были выдаваться владельцам памятников местными органами (п. 62 Положения), что могло указывать на их внедоговорную природу.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)
В единственной научной работе, посвященной проблеме правомерности и юридической возможности реконструкции ОКН, автор приходит к выводу, что "проведение реконструкции объекта культурного наследия не противоречит закону и иным правовым актам", а потому это "правомерное действие со стороны собственника" <10>. Высший Арбитражный Суд РФ в решении N ВАС-15090/10 <11> ограничивается указанием на то, что в случае если затронуты характеристики безопасности и надежности, работы по сохранению ОКН должны проводиться в соответствии с законодательством об охране памятников. При этом Суд не уточняет, в рамках какой из мер, перечисленных в ст. 40 Закона N 73-ФЗ, должны проводиться такие работы. В данном решении также прямо не говорится о том, что в отношении памятников разрешена реконструкция. В Постановлении ФАС Московского округа от 5 мая 2014 г. N Ф05-3691/14 по делу N А41-39889/13 выражена позиция, согласно которой "само по себе использование в договоре термина "реконструкция" не может свидетельствовать о его несоответствии Закону об объектах культурного наследия, использующему терминологию, не совпадающую с терминологией Градостроительного кодекса РФ". Положения п. 3 ст. 33 Закона г. Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры", в соответствии с которыми "на недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях запрещаются некоторые виды производственно-строительных работ, в частности: капитальное строительство; реконструкция...", также не вносят ясности в вопрос о правомерности реконструкции ОКН.

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 19.10.2023)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
1. Впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590
(ред. от 26.01.2023)
"О Министерстве культуры Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве культуры Российской Федерации")
8. Подпункт "и" пункта 16 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1204 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст. 397).