Положение об аттестации научных работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об аттестации научных работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Аттестация работников- научные работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет (п. 1.4 Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук, утвержденного Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России N 352, РАН N 33 от 23.05.2007).
Статья: Развитие российского законодательства о конкурсном порядке замещения должностей научных работников
(Соколова Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)<14> См.: Постановление Президиума АН СССР от 14 декабря 1962 г. N 982 "Об утверждении Инструкций о порядке замещения должностей научных работников и об аттестации старших инженеров научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий, высших учебных заведений, министерств и ведомств" // Бюллетень Минобразования СССР. 1963. N 1.
(Соколова Т.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 3)<14> См.: Постановление Президиума АН СССР от 14 декабря 1962 г. N 982 "Об утверждении Инструкций о порядке замещения должностей научных работников и об аттестации старших инженеров научно-исследовательских учреждений Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий, высших учебных заведений, министерств и ведомств" // Бюллетень Минобразования СССР. 1963. N 1.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)В целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников при Министерстве образования и науки Российской Федерации создана Высшая аттестационная комиссия, положение о которой утверждено Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 177.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011)
(Извлечение)В целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников при Министерстве образования и науки Российской Федерации создана Высшая аттестационная комиссия, положение о которой утверждено Приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 177.
Вопрос: Для каких категорий работников установлена периодичность проведения аттестации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)научные работники - не чаще 1 раза в 2 года и не реже 1 раза в 5 лет (ст. 336.1 ТК РФ, п. 4 Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.08.2021 N 714), научные работники организаций, подведомственных Российской академии наук, - не реже 1 раза в 5 лет (п. 2.1 Положения, утв. Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России N 352, РАН N 33 от 23.05.2007);
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)научные работники - не чаще 1 раза в 2 года и не реже 1 раза в 5 лет (ст. 336.1 ТК РФ, п. 4 Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, утв. Приказом Минобрнауки России от 05.08.2021 N 714), научные работники организаций, подведомственных Российской академии наук, - не реже 1 раза в 5 лет (п. 2.1 Положения, утв. Приказом Минобрнауки России N 144, Минздравсоцразвития России N 352, РАН N 33 от 23.05.2007);
Статья: О возможности представления диссертации на соискание ученой степени кандидата наук в форме доклада, подготовленного на основе опубликованных работ
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Формат защиты диссертации без подготовки квалификационной рукописи не является принципиально новым для регулирования присуждения ученой степени. Нормативные правовые акты 1930-х гг., принятые в СССР в области аттестации научно-педагогических работников, предполагали возможность представления в качестве диссертации опубликованной работы, а также учебника для высшей школы, отвечающего предъявляемым требованиям. Инструктивные документы 1950-х и 1960-х гг. допускали принятие к защите (с разрешения Высшей аттестационной комиссии) опубликованных работ, обогативших науку и технику новыми открытиями, а также крупных изобретений и работ по созданию техники и технологий <2>. Положение о порядке присуждения ученых степеней 2002 г. предусматривало, что соискатель ученой степени доктора наук имел возможность представить диссертацию в виде научного доклада; докторская диссертация в виде научного доклада готовилась на основе не менее 50 ранее опубликованных работ по соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики, и допускалась к защите по ходатайству диссертационного совета при наличии положительного заключения Высшей аттестационной комиссии <3>.
(Дорошенко Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Формат защиты диссертации без подготовки квалификационной рукописи не является принципиально новым для регулирования присуждения ученой степени. Нормативные правовые акты 1930-х гг., принятые в СССР в области аттестации научно-педагогических работников, предполагали возможность представления в качестве диссертации опубликованной работы, а также учебника для высшей школы, отвечающего предъявляемым требованиям. Инструктивные документы 1950-х и 1960-х гг. допускали принятие к защите (с разрешения Высшей аттестационной комиссии) опубликованных работ, обогативших науку и технику новыми открытиями, а также крупных изобретений и работ по созданию техники и технологий <2>. Положение о порядке присуждения ученых степеней 2002 г. предусматривало, что соискатель ученой степени доктора наук имел возможность представить диссертацию в виде научного доклада; докторская диссертация в виде научного доклада готовилась на основе не менее 50 ранее опубликованных работ по соответствующей отрасли знаний, имеющих большое значение для науки и практики, и допускалась к защите по ходатайству диссертационного совета при наличии положительного заключения Высшей аттестационной комиссии <3>.
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Первый случай схож со способствованием виновного действиям других должностных лиц в интересах взяткодателя путем оказания на них влияния с использованием своего должностного положения, авторитета и иных, вытекающих из него возможностей. Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ использование за вознаграждение исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений <20>. При квалификации следует учитывать, что получивший незаконное вознаграждение научно-педагогический сотрудник, обратившийся с "просьбой" к члену аттестационной комиссии, может состоять в другом коллегиальном органе, осуществляющем учебную, административную или научную аттестацию, а также иным образом выполнять организационно-распорядительные полномочия. Например, за получение взятки был осужден старший преподаватель, который в соответствии с приказом ректора являлся секретарем государственной аттестационной комиссии. За материальное вознаграждение он "предоставлял [обучающимся] выпускные квалификационные работы и поспособствовал перед членами комиссии о выставлении положительных оценок" <21>. По другому делу научный руководитель - заведующий кафедрой обещал соискателю ученой степени, что у него "...в диссертационном совете... имеются договоренности, будут присутствовать "свои" оппоненты, большая часть которых проголосуют "за" его диссертацию. А при защите диссертации оппоненты будут задавать вопросы, на которые он сможет ответить, так как все будет оговорено заранее" <22>. Заметим, что суды часто не конкретизируют, каким образом должностное положение взяткополучателя позволяло ему способствовать выставлению положительных оценок членами комиссии. Кроме того, вряд ли взятка может быть получена за само по себе "предоставление выпускной квалификационной работы".
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Первый случай схож со способствованием виновного действиям других должностных лиц в интересах взяткодателя путем оказания на них влияния с использованием своего должностного положения, авторитета и иных, вытекающих из него возможностей. Согласно разъяснениям высшей судебной инстанции не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ использование за вознаграждение исключительно личных, не связанных с должностным положением отношений <20>. При квалификации следует учитывать, что получивший незаконное вознаграждение научно-педагогический сотрудник, обратившийся с "просьбой" к члену аттестационной комиссии, может состоять в другом коллегиальном органе, осуществляющем учебную, административную или научную аттестацию, а также иным образом выполнять организационно-распорядительные полномочия. Например, за получение взятки был осужден старший преподаватель, который в соответствии с приказом ректора являлся секретарем государственной аттестационной комиссии. За материальное вознаграждение он "предоставлял [обучающимся] выпускные квалификационные работы и поспособствовал перед членами комиссии о выставлении положительных оценок" <21>. По другому делу научный руководитель - заведующий кафедрой обещал соискателю ученой степени, что у него "...в диссертационном совете... имеются договоренности, будут присутствовать "свои" оппоненты, большая часть которых проголосуют "за" его диссертацию. А при защите диссертации оппоненты будут задавать вопросы, на которые он сможет ответить, так как все будет оговорено заранее" <22>. Заметим, что суды часто не конкретизируют, каким образом должностное положение взяткополучателя позволяло ему способствовать выставлению положительных оценок членами комиссии. Кроме того, вряд ли взятка может быть получена за само по себе "предоставление выпускной квалификационной работы".
Готовое решение: Как оформить досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком на полный рабочий день
(КонсультантПлюс, 2025)При досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком на полный рабочий день женщины, у которой ребенку еще нет полутора лет, предоставьте ей перерывы для кормления ребенка. Если работница захочет присоединить их к перерыву для отдыха и питания или в суммированном виде перенести на начало или конец рабочего дня (смены) - получите от нее заявление. После этого заключите с работницей допсоглашение к трудовому договору, в котором пропишите количество и время таких перерывов. Отметим, право на такие перерывы имеют и, в частности, отцы, воспитывающие ребенка до полутора лет без матери, опекуны ребенка такого возраста (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 72, 258, 264 ТК РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
(КонсультантПлюс, 2025)При досрочном выходе из отпуска по уходу за ребенком на полный рабочий день женщины, у которой ребенку еще нет полутора лет, предоставьте ей перерывы для кормления ребенка. Если работница захочет присоединить их к перерыву для отдыха и питания или в суммированном виде перенести на начало или конец рабочего дня (смены) - получите от нее заявление. После этого заключите с работницей допсоглашение к трудовому договору, в котором пропишите количество и время таких перерывов. Отметим, право на такие перерывы имеют и, в частности, отцы, воспитывающие ребенка до полутора лет без матери, опекуны ребенка такого возраста (ч. 2 ст. 57, ст. ст. 72, 258, 264 ТК РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- для занимающих должности научных работников - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- для занимающих должности научных работников - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- для занимающих должности научных работников - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- для занимающих должности научных работников - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности.
Статья: Основные подходы к определению понятия "научный работник" в российском законодательстве
(Иванов Я.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в российском законодательстве единое определение понятия "научный работник" отсутствует. Наиболее полное понятие "научный работник" закреплено в Модельном законе "О статусе ученого и научного работника", где предусмотрено формирование трудовых отношений, обеспечивающих гарантии и защиту прав работников. Полагаем, что "научным работником" является физическое лицо, обладающее необходимыми научными компетенциями, имеющее соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации, и осуществляющее профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность на основе заключения трудового договора с целью проведения научных исследований.
(Иванов Я.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 2)Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в российском законодательстве единое определение понятия "научный работник" отсутствует. Наиболее полное понятие "научный работник" закреплено в Модельном законе "О статусе ученого и научного работника", где предусмотрено формирование трудовых отношений, обеспечивающих гарантии и защиту прав работников. Полагаем, что "научным работником" является физическое лицо, обладающее необходимыми научными компетенциями, имеющее соответствующую квалификацию, подтвержденную результатами аттестации, и осуществляющее профессиональную научную работу или научно-техническую деятельность на основе заключения трудового договора с целью проведения научных исследований.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- личный вклад в повышение качества образования по преподаваемым дисциплинам, в развитие науки, в решение научных проблем в соответствующей области знаний;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- личный вклад в повышение качества образования по преподаваемым дисциплинам, в развитие науки, в решение научных проблем в соответствующей области знаний;
Статья: Аттестация научных и научно-педагогических работников: к вопросу об ученом звании старшего научного сотрудника
(Нарутто С.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 (в ред. от 28.09.2018) "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" <15> (далее - Постановление N 74) установлено, что в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (п. 2). Иными словами, права лиц, которым ученое звание было присвоено в рамках существовавшего в период с 1994 по 2002 г. механизма "самостоятельного присвоения" научными и образовательными организациями, оказались вне пределов нормативной регламентации. Учитывая, что ранее действовавшее Положение предусматривало возможность не обращаться в ВАК России для учета материалов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, Постановление N 74 допустило возможность нарушения прав неограниченного круга лиц, исключив из перечня документов о присвоении ученых званий приказ (его копию) руководителя организации о присвоении ученого звания. Таким образом, федеральное нормативно-правовое регулирование создало правовую коллизию между существовавшими ранее источниками права и Постановлением N 74, а, как известно, практические проблемы выявляются намного позднее нормативной регламентации и имеют более индивидуальные негативные последствия, которые проявляются вплоть до сего дня.
(Нарутто С.В., Збарацкий Б.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 74 (в ред. от 28.09.2018) "Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней" <15> (далее - Постановление N 74) установлено, что в качестве документов о присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только аттестаты, выданные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца (п. 2). Иными словами, права лиц, которым ученое звание было присвоено в рамках существовавшего в период с 1994 по 2002 г. механизма "самостоятельного присвоения" научными и образовательными организациями, оказались вне пределов нормативной регламентации. Учитывая, что ранее действовавшее Положение предусматривало возможность не обращаться в ВАК России для учета материалов о присвоении ученого звания старшего научного сотрудника, Постановление N 74 допустило возможность нарушения прав неограниченного круга лиц, исключив из перечня документов о присвоении ученых званий приказ (его копию) руководителя организации о присвоении ученого звания. Таким образом, федеральное нормативно-правовое регулирование создало правовую коллизию между существовавшими ранее источниками права и Постановлением N 74, а, как известно, практические проблемы выявляются намного позднее нормативной регламентации и имеют более индивидуальные негативные последствия, которые проявляются вплоть до сего дня.
Статья: Уголовно-правовой статус лиц, участвующих в государственной аттестации научных кадров
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)4. Мацкевич И.М. Коррупционные проявления в системе аттестации научных и научно-педагогических работников: можно ли их победить? // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: Сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26 - 27 декабря 2018 г. / Отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 236 с.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 12)4. Мацкевич И.М. Коррупционные проявления в системе аттестации научных и научно-педагогических работников: можно ли их победить? // Актуальные вопросы противодействия коррупции в сфере образования: Сб. науч. ст. по материалам IV Сибирского антикоррупционного форума, Красноярск, 26 - 27 декабря 2018 г. / Отв. ред. И.А. Дамм, Е.А. Акунченко. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2019. 236 с.