Положение о сделках с муниципальным имуществом
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о сделках с муниципальным имуществом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субаренда государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем доводы жалобы о нарушении прав заявителей как субарендаторов земельных участков являются несостоятельными, поскольку к договорам субаренды применяются положения статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации... о сохранении договора аренды в силе при изменении сторон...
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем доводы жалобы о нарушении прав заявителей как субарендаторов земельных участков являются несостоятельными, поскольку к договорам субаренды применяются положения статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации... о сохранении договора аренды в силе при изменении сторон...
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Прекращение обязательства невозможностью исполнения
(КонсультантПлюс, 2025)В случае невозможности исполнения муниципальным образованием своих обязательств, предусмотренных положениями градостроительного законодательства и условиями договора о развитии застроенной территории (исполнение сделки является юридически невозможным в том числе из-за градостроительных ограничений, установленных органом власти), по общим правилам прекращаются и обязательства исполнителя такого договора, а следовательно, муниципальное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир.
(КонсультантПлюс, 2025)В случае невозможности исполнения муниципальным образованием своих обязательств, предусмотренных положениями градостроительного законодательства и условиями договора о развитии застроенной территории (исполнение сделки является юридически невозможным в том числе из-за градостроительных ограничений, установленных органом власти), по общим правилам прекращаются и обязательства исполнителя такого договора, а следовательно, муниципальное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На основании методики определения величины арендной платы за имущество, находящееся в муниципальной собственности города Липецка согласно Положению "О сделках с муниципальным имуществом", утвержденному решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.11.2005 N 158, а также в соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.11.2007 N 702, которым утвержден коэффициент "ЦП" (цена продаж) на 2008 год для расчета арендной платы за аренду муниципального имущества г. Липецка, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра недвижимого имущества в сумме 39 500 руб., арендная плата за оспариваемое помещение с 2008 года составляет 79 571,57 руб. в месяц.
Можно ли взимать плату за пользование публичным имуществом исходя из утвержденных ставок, если договор аренды признан недействительным или незаключенным
(КонсультантПлюс, 2025)На основании методики определения величины арендной платы за имущество, находящееся в муниципальной собственности города Липецка согласно Положению "О сделках с муниципальным имуществом", утвержденному решением Липецкого городского Совета депутатов от 01.11.2005 N 158, а также в соответствии с решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.11.2007 N 702, которым утвержден коэффициент "ЦП" (цена продаж) на 2008 год для расчета арендной платы за аренду муниципального имущества г. Липецка, исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра недвижимого имущества в сумме 39 500 руб., арендная плата за оспариваемое помещение с 2008 года составляет 79 571,57 руб. в месяц.
Статья: Полномочия главы администрации и представительного органа муниципального образования в механизме приватизации недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: проблемы взаимодействия
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)- заключает от имени муниципального образования "Энский муниципальный район" Кировской области сделки в отношении муниципального имущества в пределах полномочий, предусмотренных Положением.
(Пибаев И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2020, N 12)- заключает от имени муниципального образования "Энский муниципальный район" Кировской области сделки в отношении муниципального имущества в пределах полномочий, предусмотренных Положением.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.10.2014)Поскольку окончательное требование, заявленное истцом, состояло в возврате ему спорного имущества, суд применил при рассмотрении данного дела положения статей 301, 302 ГК РФ и, установив, что спорная квартира была передана собственником в оперативное управление управления социальной защиты населения и выбыла из владения последнего по его воле, а Н. приобрела спорное имущество у лица, не имевшего права его отчуждать, возмездно и добросовестно, отказал в удовлетворении требований о признании недействительности договора дарения квартиры, договора купли-продажи квартиры (т.е. второй и третьей сделок по отчуждению имущества), применении последствий недействительности сделок, возвращении квартиры в собственность муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.10.2014)Поскольку окончательное требование, заявленное истцом, состояло в возврате ему спорного имущества, суд применил при рассмотрении данного дела положения статей 301, 302 ГК РФ и, установив, что спорная квартира была передана собственником в оперативное управление управления социальной защиты населения и выбыла из владения последнего по его воле, а Н. приобрела спорное имущество у лица, не имевшего права его отчуждать, возмездно и добросовестно, отказал в удовлетворении требований о признании недействительности договора дарения квартиры, договора купли-продажи квартиры (т.е. второй и третьей сделок по отчуждению имущества), применении последствий недействительности сделок, возвращении квартиры в собственность муниципального образования.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)В случае невозможности исполнения муниципальным образованием своих обязательств, предусмотренных положениями градостроительного законодательства и условиями договора о развитии застроенной территории (исполнение сделки является юридически невозможным в том числе из-за градостроительных ограничений, установленных органом власти), по общим правилам прекращаются и обязательства исполнителя такого договора, а следовательно, муниципальное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)В случае невозможности исполнения муниципальным образованием своих обязательств, предусмотренных положениями градостроительного законодательства и условиями договора о развитии застроенной территории (исполнение сделки является юридически невозможным в том числе из-за градостроительных ограничений, установленных органом власти), по общим правилам прекращаются и обязательства исполнителя такого договора, а следовательно, муниципальное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность благоустроенных квартир.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<543> Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<543> Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона о государственных и муниципальных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Статья: Проблемы противодействия коррупции на муниципальном уровне власти
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)- незаконные сделки с муниципальным имуществом;
(Бычкова Е.И., Говердовская М.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)- незаконные сделки с муниципальным имуществом;
Статья: Антимонопольные требования по передаче публичного имущества в залог и их соотношение с нормами законодательства о государственных и муниципальных преференциях
(Айвазовская И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В таком случае при передаче в залог ГМИ в обеспечение обязательств субъектов предпринимательства органами власти создаются условия для его продажи в обход требований Закона о приватизации, согласно которому ГМИ отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное имущество). При этом средства от реализации заложенного ГМИ получит не государственный или муниципальный бюджет, а кредиторы, а отчуждение ГМИ произойдет фактически на безвозмездной основе <14>. Подобное отчуждение ГМИ имеет признаки недействительной сделки в силу положений ст. 168 ГК РФ.
(Айвазовская И.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В таком случае при передаче в залог ГМИ в обеспечение обязательств субъектов предпринимательства органами власти создаются условия для его продажи в обход требований Закона о приватизации, согласно которому ГМИ отчуждается в собственность физических или юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное имущество). При этом средства от реализации заложенного ГМИ получит не государственный или муниципальный бюджет, а кредиторы, а отчуждение ГМИ произойдет фактически на безвозмездной основе <14>. Подобное отчуждение ГМИ имеет признаки недействительной сделки в силу положений ст. 168 ГК РФ.
Статья: Объект социальной инфраструктуры для детей и оценка последствий заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Одни муниципальные образования рассматривают оценку последствий заключения договора аренды и порядок согласования с собственником имущества передачи его в аренду в качестве не последовательных, а двух параллельных или существующих в отрыве друг от друга процедур. Такая модель выражается в том, что в порядке согласования с собственником имущества передачи его в аренду не упоминается заключение комиссии <16>. В этом видится некая разрозненность норм и отсутствие комплексного восприятия процесса согласования сделки, создание условий для игнорирования процедуры оценки последствий заключения договора аренды как со стороны учреждения и его учредителя, так и со стороны собственника имущества при согласовании сделки.
(Арабули Д.Т.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Одни муниципальные образования рассматривают оценку последствий заключения договора аренды и порядок согласования с собственником имущества передачи его в аренду в качестве не последовательных, а двух параллельных или существующих в отрыве друг от друга процедур. Такая модель выражается в том, что в порядке согласования с собственником имущества передачи его в аренду не упоминается заключение комиссии <16>. В этом видится некая разрозненность норм и отсутствие комплексного восприятия процесса согласования сделки, создание условий для игнорирования процедуры оценки последствий заключения договора аренды как со стороны учреждения и его учредителя, так и со стороны собственника имущества при согласовании сделки.
Статья: О некоторых особенностях заключения договора аренды недвижимого имущества с правом выкупа
(Боев А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)Также не будет исследоваться договор аренды с правом выкупа такой недвижимости, как государственное и муниципальное имущество. В цивилистической литературе авторами проводится принципиальное различие между договорами аренды с последующим выкупом недвижимого имущества: заключаемыми в рамках обычной хозяйственной деятельности и с участием публично-правовых образований <2>. Этому есть логическое объяснение - источниками правового регулирования таких сделок с участием публично-правовых образований являются, помимо положений ГК РФ, еще и нормы Земельного кодекса РФ, Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.
(Боев А.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 3)Также не будет исследоваться договор аренды с правом выкупа такой недвижимости, как государственное и муниципальное имущество. В цивилистической литературе авторами проводится принципиальное различие между договорами аренды с последующим выкупом недвижимого имущества: заключаемыми в рамках обычной хозяйственной деятельности и с участием публично-правовых образований <2>. Этому есть логическое объяснение - источниками правового регулирования таких сделок с участием публично-правовых образований являются, помимо положений ГК РФ, еще и нормы Земельного кодекса РФ, Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.
Статья: Междисциплинарный подход к вопросу о государственном и муниципальном имуществе
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)3) нарушения положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" <24>: непроведение государственной регистрации прав на объекты государственного и муниципального имущества, а также сделок, заключаемых с такими объектами, использование имущества без государственной регистрации;
(Милосердов Н.А.)
("Юрист", 2022, N 3)3) нарушения положений Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" <24>: непроведение государственной регистрации прав на объекты государственного и муниципального имущества, а также сделок, заключаемых с такими объектами, использование имущества без государственной регистрации;
Статья: Правовое положение казенного предприятия в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок управления муниципальным казенным предприятием, в том числе в отношении его имущества и совершаемых им сделок, конкретизируется нормативными актами муниципального уровня. Например, в абз. 2 п. 2.4.1.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Щелково Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Щелково МО от 09.10.2024 N 23/4-8-НПА, собственник имущества муниципального казенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок управления муниципальным казенным предприятием, в том числе в отношении его имущества и совершаемых им сделок, конкретизируется нормативными актами муниципального уровня. Например, в абз. 2 п. 2.4.1.1 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Щелково Московской области, утв. Решением Совета депутатов городского округа Щелково МО от 09.10.2024 N 23/4-8-НПА, собственник имущества муниципального казенного предприятия вправе изымать у муниципального казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Вопрос: О способах приватизации объектов электросетевого хозяйства.
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-01-10/27057)Предусмотренные статьей 31 Закона о приватизации ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута) (пункт 5 статьи 31 Закона о приватизации).
(Письмо Минфина России от 26.03.2024 N 28-01-10/27057)Предусмотренные статьей 31 Закона о приватизации ограничения прав собственника имущества, приобретенного в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, сохраняются при всех сделках с этим имуществом, вплоть до их отмены (прекращения публичного сервитута) (пункт 5 статьи 31 Закона о приватизации).
Статья: Порядок подключения к сетям газоснабжения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исходя из положений Закона о садоводстве, имуществом общего пользования является исключительно имущество, созданное или приобретенное членами товарищества и лицами, осуществляющими ведение садоводства без участия в товариществе, за счет взносов (ст. 14 Закона о садоводстве) и платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона о садоводстве, либо за счет средств, выделяемых в рамках оказания государственной или муниципальной поддержки, а также земельные участки, предоставленные из государственной или муниципальной собственности, приобретенные по сделкам, в том числе безвозмездным.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, исходя из положений Закона о садоводстве, имуществом общего пользования является исключительно имущество, созданное или приобретенное членами товарищества и лицами, осуществляющими ведение садоводства без участия в товариществе, за счет взносов (ст. 14 Закона о садоводстве) и платы, предусмотренной ч. 3 ст. 5 Закона о садоводстве, либо за счет средств, выделяемых в рамках оказания государственной или муниципальной поддержки, а также земельные участки, предоставленные из государственной или муниципальной собственности, приобретенные по сделкам, в том числе безвозмездным.
Статья: Споры, связанные с перераспределением земельных участков
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Из содержания ст. 39.29 ЗК РФ следует, что правом на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в частной собственности, обладают правообладатели соответствующих объектов земельных правоотношений.
(Тоточенко Д.А.)
("Нотариус", 2023, N 1)Из содержания ст. 39.29 ЗК РФ следует, что правом на заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в частной собственности, обладают правообладатели соответствующих объектов земельных правоотношений.