Положение о реализации мер государственной поддержки семей
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение о реализации мер государственной поддержки семей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2025 N 11АП-8842/2025 по делу N А65-29923/2024
Требование: Об отмене определения об отказе в исключении имущества из конкурсной массы должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.В рассматриваемом случае, как указал суд первой инстанции, факт предоставления земельного участка в качестве меры социальной поддержки государства многодетной семье не исключает возможность его реализации в ходе процедур банкротства должника, учитывая, что действующее законодательство не содержит в себе положений, каким-либо образом ограничивающих земельный участок в дальнейшем (после его предоставления) в обороте, запрещающих пользование или распоряжение данным земельным участком полностью, в части или без учета прав несовершеннолетних детей собственников земельного участка. Законодатель, предоставив многодетным родителям возможность однократного получения в собственность земельного участка, дальнейшее его распоряжение никак не ограничил, специальными обязанностями в отношении этого имущества собственников не обременил, в связи с чем оснований считать, что данное имущество чем-то отличается от иного имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу, не имеется.
Требование: Об отмене определения об отказе в исключении имущества из конкурсной массы должника.
Решение: Определение оставлено без изменения.В рассматриваемом случае, как указал суд первой инстанции, факт предоставления земельного участка в качестве меры социальной поддержки государства многодетной семье не исключает возможность его реализации в ходе процедур банкротства должника, учитывая, что действующее законодательство не содержит в себе положений, каким-либо образом ограничивающих земельный участок в дальнейшем (после его предоставления) в обороте, запрещающих пользование или распоряжение данным земельным участком полностью, в части или без учета прав несовершеннолетних детей собственников земельного участка. Законодатель, предоставив многодетным родителям возможность однократного получения в собственность земельного участка, дальнейшее его распоряжение никак не ограничил, специальными обязанностями в отношении этого имущества собственников не обременил, в связи с чем оснований считать, что данное имущество чем-то отличается от иного имущества должника, подлежащего включению в конкурсную массу, не имеется.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2024 N 12АП-2544/2024 по делу N А12-28398/2023
Требование: Об отмене определения об отказе в исключении из конкурсной массы земельного участка.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 213.25 Закона о банкротстве, статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - ГПК РФ), исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявления, поскольку земельный участок представляет собой земельный участок без каких-либо строений и построек, что противоречит положениям статьи 446 ГПК РФ; само по себе предоставление земельного участка в качестве социальной поддержки государства многодетной семье не исключает возможность его реализации в ходе процедуры банкротства и с распределением вырученных от его продажи денежных средств между кредиторами.
Требование: Об отмене определения об отказе в исключении из конкурсной массы земельного участка.
Решение: Определение оставлено без изменения.Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 213.25 Закона о банкротстве, статьей 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, (далее - ГПК РФ), исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявления, поскольку земельный участок представляет собой земельный участок без каких-либо строений и построек, что противоречит положениям статьи 446 ГПК РФ; само по себе предоставление земельного участка в качестве социальной поддержки государства многодетной семье не исключает возможность его реализации в ходе процедуры банкротства и с распределением вырученных от его продажи денежных средств между кредиторами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новеллы законодательства о запретах в сделках с жилой недвижимостью
(Корсик К.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 11)Еще одно специальное исключение закреплено в статье 3 Закона N 310-ФЗ. Речь идет о возникновении права на жилое помещение на основе реализации положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). В части 4 статьи 10 Закона N 256-ФЗ прямо указывается, что лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В этом случае правила части 1.1 статьи 30 ЖК РФ не применяются.
(Корсик К.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 11)Еще одно специальное исключение закреплено в статье 3 Закона N 310-ФЗ. Речь идет о возникновении права на жилое помещение на основе реализации положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). В части 4 статьи 10 Закона N 256-ФЗ прямо указывается, что лицо, получившее сертификат, его супруг (супруга) обязаны оформить жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность такого лица, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В этом случае правила части 1.1 статьи 30 ЖК РФ не применяются.
Вопрос: Об НДФЛ при продаже жилого помещения семьей с двумя и более несовершеннолетними детьми, а также при продаже доли в квартире, приобретенной с использованием средств материнского капитала.
(Письмо ФНС России от 17.06.2024 N БС-4-11/6756@)2. В случае выделения ребенку доли в жилом помещении, приобретенном в целях реализации положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", срок владения ребенком долей в таком имуществе исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на нее.
(Письмо ФНС России от 17.06.2024 N БС-4-11/6756@)2. В случае выделения ребенку доли в жилом помещении, приобретенном в целях реализации положений Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", срок владения ребенком долей в таком имуществе исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на нее.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Из содержания приведенных нормативных положений следует, что супруга (супруг), претендующая на данную выплату, должна не только на дату гибели (смерти) военнослужащего состоять с ним в зарегистрированном браке, но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган о назначении указанной выплаты, то есть на момент реализации права на получение выплаты, являться членом его семьи. Иное противоречило бы назначению ежемесячной денежной компенсации - материальной поддержке государством членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)Из содержания приведенных нормативных положений следует, что супруга (супруг), претендующая на данную выплату, должна не только на дату гибели (смерти) военнослужащего состоять с ним в зарегистрированном браке, но и на момент обращения с заявлением в уполномоченный орган о назначении указанной выплаты, то есть на момент реализации права на получение выплаты, являться членом его семьи. Иное противоречило бы назначению ежемесячной денежной компенсации - материальной поддержке государством членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы.
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10.2024 N 46-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 152 и пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Г. Исаковой"Суды, как это имело место и в деле заявительницы, отказывая в удовлетворении основанных на пункте 1 статьи 395 ГК Российской Федерации требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в случае задержки выплаты вознаграждения приемным родителям, преимущественно (при наличии в практике случаев реализации и другого подхода) исходят из того, что по своему характеру и назначению такая выплата является формой государственной финансовой поддержки приемной семьи, т.е. целевой публично-правовой денежной выплатой, на которую указанные проценты начислению не подлежат. При этом само по себе неприменение пункта 1 статьи 395 ГК Российской Федерации к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки следует как из положений гражданского законодательства (в том числе пункта 3 статьи 2 ГК Российской Федерации), так и из сложившейся практики Верховного Суда Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 152 и пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Г. Исаковой"Суды, как это имело место и в деле заявительницы, отказывая в удовлетворении основанных на пункте 1 статьи 395 ГК Российской Федерации требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в случае задержки выплаты вознаграждения приемным родителям, преимущественно (при наличии в практике случаев реализации и другого подхода) исходят из того, что по своему характеру и назначению такая выплата является формой государственной финансовой поддержки приемной семьи, т.е. целевой публично-правовой денежной выплатой, на которую указанные проценты начислению не подлежат. При этом само по себе неприменение пункта 1 статьи 395 ГК Российской Федерации к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки следует как из положений гражданского законодательства (в том числе пункта 3 статьи 2 ГК Российской Федерации), так и из сложившейся практики Верховного Суда Российской Федерации.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Говоря о социальной направленности конституционной реформы 2020 г., необходимо упомянуть изменения, коснувшиеся п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в новой редакции которого было уточнено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Данное конституционное положение возлагает на Правительство РФ обязанность по формированию в России единого социального пространства, а также указывает на конституционные ориентиры проводимой Правительством РФ политики. Указание на обеспечение Правительством РФ проведения социально ориентированной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей корреспондирует положениям ч. 2 ст. 7 Конституции РФ (в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства) и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ (материнство и детство, семья находятся под защитой государства), устанавливая основу их практической реализации.
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Говоря о социальной направленности конституционной реформы 2020 г., необходимо упомянуть изменения, коснувшиеся п. "в" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, в новой редакции которого было уточнено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды. Данное конституционное положение возлагает на Правительство РФ обязанность по формированию в России единого социального пространства, а также указывает на конституционные ориентиры проводимой Правительством РФ политики. Указание на обеспечение Правительством РФ проведения социально ориентированной политики в области поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей корреспондирует положениям ч. 2 ст. 7 Конституции РФ (в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства) и ч. 1 ст. 38 Конституции РФ (материнство и детство, семья находятся под защитой государства), устанавливая основу их практической реализации.
Статья: Отцовство как феномен и его правовая охрана
(Мохов А.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Реализация традиционалистской повестки в России, в частности, в отношении брака и семьи предполагает: уточнение понятия и сущности отцовства как социально-правового феномена (включающего в свой состав полноценную реализацию личностью не только биологической, но и иных функций); ускоренное формирование корпуса норм, обеспечивающих закрепленные в Конституции РФ положения о государственной поддержке, об охране отцовства и, следовательно, приемлемого уровня безопасности института отцовства, находящегося уже ряд десятилетий в уязвимом положении.
(Мохов А.А.)
("Цивилист", 2024, N 3)Реализация традиционалистской повестки в России, в частности, в отношении брака и семьи предполагает: уточнение понятия и сущности отцовства как социально-правового феномена (включающего в свой состав полноценную реализацию личностью не только биологической, но и иных функций); ускоренное формирование корпуса норм, обеспечивающих закрепленные в Конституции РФ положения о государственной поддержке, об охране отцовства и, следовательно, приемлемого уровня безопасности института отцовства, находящегося уже ряд десятилетий в уязвимом положении.
Статья: Подходы к определению момента возникновения и круга субъектов права собственности на жилое помещение, создаваемое либо приобретаемое по договору с использованием средств материнского капитала: в теории и на практике
(Челноков Ю.Г.)
("Закон", 2021, N 1)<31> Как считает автор предложения, см.: Чашкова С.Ю. Защита права собственности на жилое помещение членов семьи при реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 5. С. 35 - 43; СПС "КонсультантПлюс".
(Челноков Ю.Г.)
("Закон", 2021, N 1)<31> Как считает автор предложения, см.: Чашкова С.Ю. Защита права собственности на жилое помещение членов семьи при реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. N 5. С. 35 - 43; СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Определение доли ребенка в праве собственности на жилое помещение, приобретенное супругами с использованием средств материнского (семейного) капитала
(Андреянова М.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Исходя из конституционных положений о том, что семья находится под защитой государства и каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" <1> были установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) и обеспечивающие указанным семьям возможность, в частности, улучшить жилищные условия.
(Андреянова М.С.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Исходя из конституционных положений о том, что семья находится под защитой государства и каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" <1> были установлены меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) и обеспечивающие указанным семьям возможность, в частности, улучшить жилищные условия.
Статья: Конституционные принципы семейного права Российской Федерации
(Рабец А.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Статья 1 СК РФ начинается с изложения конституционных положений; речь идет не просто о "своеобразном вступлении", а о важнейших конституционных принципах семейного права - принципах государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38) и о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ), хотя эти принципы реализуются не только в семейном законодательстве, но и в иных отраслях российского права через систему мер экономического, организационного и правового характера. Важно подчеркнуть, что указанные конституционные принципы были закреплены в прежних Конституциях, что дало возможность исследователям проследить всю историю их развития <4>.
(Рабец А.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Статья 1 СК РФ начинается с изложения конституционных положений; речь идет не просто о "своеобразном вступлении", а о важнейших конституционных принципах семейного права - принципах государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 38) и о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства (ст. 7 Конституции РФ), хотя эти принципы реализуются не только в семейном законодательстве, но и в иных отраслях российского права через систему мер экономического, организационного и правового характера. Важно подчеркнуть, что указанные конституционные принципы были закреплены в прежних Конституциях, что дало возможность исследователям проследить всю историю их развития <4>.
Статья: Правовые вопросы обеспечения адресности при предоставлении единого пособия на ребенка
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Правовые нормы, формализующие идею комплексной оценки нуждаемости, требуют тонкой настройки и должны учитывать также достаточно высокий уровень теневой занятости российских граждан, появление и распространение новых форм занятости, специфику отдельных форм реализации права на осуществление предпринимательской деятельности и особенности налогообложения доходов от нее. Другими словами, правовой механизм адресной государственной поддержки семей с детьми предполагает тесное взаимодействие норм законодательства о социальном обеспечении с положениями иных отраслей права, в том числе трудового, финансового, семейного.
(Курченко О.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)Правовые нормы, формализующие идею комплексной оценки нуждаемости, требуют тонкой настройки и должны учитывать также достаточно высокий уровень теневой занятости российских граждан, появление и распространение новых форм занятости, специфику отдельных форм реализации права на осуществление предпринимательской деятельности и особенности налогообложения доходов от нее. Другими словами, правовой механизм адресной государственной поддержки семей с детьми предполагает тесное взаимодействие норм законодательства о социальном обеспечении с положениями иных отраслей права, в том числе трудового, финансового, семейного.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 7; часть 3 статьи 19; часть 1 статья 38).
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 7; часть 3 статьи 19; часть 1 статья 38).
Статья: Правовое регулирование налогообложения семейного предпринимательства как фактор развития экономики
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Включение положений о поддержке семейного предпринимательства в паспорт национального проекта является мерой, которая позволит законодателю расширить контур государственной поддержки бизнеса комплексным инструментом, при этом данная мера может быть введена в качестве эксперимента на время реализации национального проекта с установлением основных показателей эффективности поддержки семейных предприятий для экономического развития государства, а также в части выведения из теневого сектора официально не трудоустроенных сотрудников предприятия, находящегося в родственных отношениях с собственником такого предприятия.
(Куркина Н.В.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)Включение положений о поддержке семейного предпринимательства в паспорт национального проекта является мерой, которая позволит законодателю расширить контур государственной поддержки бизнеса комплексным инструментом, при этом данная мера может быть введена в качестве эксперимента на время реализации национального проекта с установлением основных показателей эффективности поддержки семейных предприятий для экономического развития государства, а также в части выведения из теневого сектора официально не трудоустроенных сотрудников предприятия, находящегося в родственных отношениях с собственником такого предприятия.
Статья: Концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования
(Левушкин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)6) реализация мер дополнительной государственной поддержки, направленной на стимулирование и эффективное развитие семейного предпринимательства.
(Левушкин А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 8)6) реализация мер дополнительной государственной поддержки, направленной на стимулирование и эффективное развитие семейного предпринимательства.